Знать/понимать: композицию текста, являющегося описанием спортивных действий, назначение описания, отличие описаний от повествований;
Уметь: писать тексты подобного типа, логично, последовательно излагать свои мысли, выражать свое отношение к увиденному.
Оборудование: репродукция картины С.Григорьева “Вратарь”.
Ход урока
1. Слово учителя о художнике и его картине.
Формулировка темы, целей урока.
Сегодня мы будем знакомиться с картиной, для того чтобы понять её как произведение искусства, а потом на её основе и на основе своих впечатлений написать сочинение. Стоит только взглянуть на неё, чтобы понять, что картина состоит из многих предметов, которые надо изобразить в сочинении с помощью слов. Значит, наше описание картины будет состоять из нескольких описаний, объединенных с помощью общего начала, общего окончания и общего заглавия. На картине запечатлен один жизненный момент, и он уже не изменится. Мы можем только догадываться, что было до этого момента и что будет дальше. Но изменений не будет. Значит, сочинение, в котором отразится статичное содержание картины, будет описанием..
Наша же задача выстроить текст-описание спортивных действий. Композиция таких текстов трехчленная, а именно:
- подготовка спортсмена к действиям;
- выполнение этих действий;
- оценка спортивных действий самим спортсменом, его тренером или зрителями, судьями и т.п.
2. Беседа по картине. Формулировка основной мысли работы (“Футбол – интересная игра”, “Футбол –это увлекательное зрелище”, “Футбол интересен всем” и т.д.)
Давайте назовем те предметы, что мы видим на картине (мальчик на воротах, девочка, мужчина, собака, группа зрителей…)
Почему картина называется “Вратарь”? Что говорит о том, что на картине изображен фрагмент футбольного матча? Что отражено в названии – тема картины или основная мысль автора? (Во время беседы учащиеся делают на черновиках “заготовки” к будущему сочинению.)
Задание.
Внимательно посмотрите на картину ещё раз и запишите ключевые слова, которые составляют канву описания, и наиболее точные, выразительные, уместные слова, словосочетания, обороты, предложения. (Мальчик стоит в воротах: колени согнуты, голова опущена, острые глаза смотрят вперед…).
3. Работа с планом.
- Мальчик на воротах.
- Зрители
- Футбольное поле
- Мое отношение к картине
(Подчеркиваем, что план дан лишь для ориентировки, его можно изменять, дополнять, строить описание в другой последовательности).
4. Чтение одной из ученических работ. Составление устной рецензии по ней.
Был осенний теплый день. После уроков ребятишки задумали играть в футбол. Все было уже подготовлено к игре. И игра началась. К площадке подходили ребята, которые интересовались игрой. Даже мужчина пришел посмотреть эту увлекательную игру. Зрители сидели на досках и с увлечением наблюдали. Но вдруг раздался свисток, и судья сказал, что надо бить пенальти. Широко расставив ноги, вратарь напрягся и всматривался только в одну точку, на мяч. Зрители с нетерпением ждали удара, с волнением они следят за увлекательной игрой. Белая пушистая собачонка, удобно устроившись на мягкой травке, наблюдала за игрой с волнением и интересом. Юные футболисты одеты по-осеннему. Согнувшись и упершись руками в колени, вратарь ожидает, что вот-вот последует удар. Он сейчас не думает ни о чем. Взгляды зрителей устремлены на мяч. Вот-вот сейчас последует удар.
(Оценка за содержание “3”. Почему?)
Рецензия. Получилось перечисление того, что изображено на картине. Основная мысль сформулирована нечетко. Описание действий сведено к описанию поз. Нарушена логика изложения. Допущен повтор слов. Нет отношения автора.
5. Работа по подбору лексических и текстовых синонимов для связи предложений, чтобы избежать назойливого повторения одних и тех же слов.
(броситься, кинуться, метнуться, ринуться, устремиться; внимательно, сосредоточенно; быстрый, торопливый, стремительный, проворный…)
6. Работа по предупреждению орфографических и пунктуационных ошибок
а)
Вспомни, как пишутся эти слова | Смотри, как пишутся эти слова |
С мячом, притормаживая, к вратарской площадке, опасная передача, нарастающий гул болельщиков, прибежав на помощь, растирая рукой колено, защищая ворота | Не прикасаясь рукой к мячу, ушибленное колено, пенальти, некоторое время внимательно смотрел, широко расставив ноги, положив руки на колени, внимательно следил за действиями противника |
(В левый столбик записаны слова, правописание которых учащиеся вспоминают на основе изученных правил, после объяснения запись стирается. В другой столбик записаны слова, выполняющие роль справочника, эта запись сохраняется до конца работы над сочинением)
б) повторение знаков препинания при однородных членах, в простом предложении с деепричастным оборотом, в сложном предложении.
7. Выбор адресата.
Чтобы проще было писать, изберите для себя адресата, т.е. того, кого вы бы хотели иметь своим первым читателем. Никому об адресате не говорите и в сочинении о нем тоже не пишите, это ваш секрет, только вы будете знать о нем. Ваш адресат будет вам помогать – вы с ним будете советоваться, для него стараться, его спрашивать, ему рассказывать. Подумайте над первым предложением.
Соблюдайте единый временной план описания. Представьте себе: то, что изображено на картине, вы видите сейчас в действительности и рассказываете об этом, употребляя глаголы настоящего времени.
8. Написание сочинения и его редактирование по плану:
Читая черновик про себя, следите, раскрыты ли в нем тема и основная мысль, все ли изложено, согласно плану. Во время чтения делайте пометки на полях, затем внесите в черновик необходимые исправления.
Прочитайте черновик вслух, прислушайтесь: нет ли в нем речевых ошибок и недочетов. Устраните их.
Проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок. Исправьте их.
Домашнего задания нет.