Урок русского языка в 7-м классе

Разделы: Русский язык


Цель урока: сформировать навык правильного написания н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных, совершенствовать навык правописания н и нн в суффиксах прилагательных.

1. Урок первичного усвоения навыка начался с мотивации к новой теме. На доске были записаны следующие словосочетания:

Дли…..ая дорога, ветре…. ый день, серебря…..ая посуда, оловя… ый солдатик, пчели… ое гнездо, торжестве… ый день.

Застекле… ая веранда, мороже…ая ягода.

Обучающимся дается задание вставить пропущенные буквы (н,нн). Один ученик выходит к доске.

Учитель: - Когда вы начали сомневаться в выборе н или нн?

Обучающиеся: - В последних двух словосочетаниях.

Учитель: - Почему?

Обучающиеся: - Потому что это не прилагательное, а причастие.

Учитель: Значит, на какой вопрос мы должны сегодня ответить?

Обучающиеся: - Когда нужно писать одну, а когда две н в суффиксах причастий.

Учитель: - Правильно, и отглагольных прилагательных.

2. Для выявления, формирования и первичного усвоения ориентировочной основы действия предлагается следующая работа:

  • Самостоятельно познакомиться с § 25 на странице 50-51. Задание: прочитать и ответить на вопросы учителя по теме. (Учебник “Русский язык” 7 класс, автор Т.П. Ладыженская)
  • Составить алгоритм, которым легко и удобно пользоваться. (Дети ранее строили алгоритмы, поэтому занимаются этой деятельностью самостоятельно).

Обучающиеся составили алгоритм. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

  1. Определи часть речи.
  2. Убедись, что это причастие или от глагольное прилагательное.
  3. Слово совершенного вида?

В кратких причастиях – н; в кратких прилагательных – столько, сколько в полных.

3. Работа по алгоритму:

а) проговаривание алгоритма;

б) действие алгоритма (на этом этапе рекомендуется производить краткую запись орфографического действия. Учитель объясняет, записывая на доске) вяза… ая (полное причастие, несовершенного вида, нет суффикса –ова-, -ева-, нет зависимого слова – пиши – н); прочита…ая ( полное причастие, совершенного вида – пиши нн) реше…а (краткое причастие – пиши н)

в) отработка учебных действий по алгоритму: предупредительное развернутое рассуждение с последующей записью и упорядоченной фиксацией базовых операций. Причастия и прилагательные записаны на доске: излома…ый, маринова..ый, пута…ый, кова..ый,нехоже..ый, краше..ый,побеле…ый, вяза..ая девочкой кофта, скоше..а, серебря…ый, кипяче…ый, орли…ый, багря..ый, вяза..ый, жаре..ый, клюкве…ый, затопта..ый.

4. Самостоятельная работа по учебнику. Собственно объяснительное списывание (объяснение после записей) упр.102. После выполнения организуется взаимопроверка, затем самопроверка по кодоскопу, обсуждение неверных написаний, работа над ошибками.

5. Выводы и итоги урока.

Ответ на вопрос по новой теме: Когда пишется н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных?

6. Домашнее задание:

Из художественных произведений выпишите предложения, в которых были бы представлены слова с н и нн (в причастиях и отглагольных прилагательных) или выполните упражнение 106. Пользуйтесь алгоритмом.