Технологии интегрированного урока в начальной школе (русский и английский язык)

Разделы: Русский язык, Иностранные языки, Начальная школа


Особенности обучения в современной школе во многом определяются всё нарастающим объёмом информации, интенсификацией прохождения материала, постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Очевидно, что подобные условия обучения требуют соответствующей организации этого процесса. При этом важно иметь в виду также здоровьесберегающий аспект обучения, так как современный ученик часто испытывает колоссальные психоэмоциональные и физические перегрузки в процессе обучения, приводящие к подрыву здоровья. Поэтому важно стремиться к такой научно обоснованной организации учебного процесса, при которой не наносился бы ущерб здоровью учащихся, не угасал интерес к знаниям, не утрачивалась вера в себя и свои силы и при этом в достаточно полном объёме решались задачи обучения.

Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению.

Основой разработки интегрированных уроков, на наш взгляд, является интегративно-тематический подход, обоснованный Г.Ф.Федорцом. При таком подходе к обучению знания приобретают качества системности, умения становятся обобщёнными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.

Интегративно – тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана начальной школы, т.е. в изученной теме могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно.

Дидактическая проблема, над которой работают учителя нашей школы, - совершенствование урока на основе внедрения таких форм обучения, которые, с одной стороны, способствуют осознанному и прочному усвоению программного материала, а с другой – развивают творческую активность учащихся, их сообразительность, любознательность и формируют определённое мировидение. На наш взгляд, более адекватно этой цели отвечают интегрированные уроки.

В своей педагогической практике этим урокам мы уделяем особое внимание. Они стали предметом наших инновационных изысканий. Нам хотелось бы поделиться своими соображениями о построении и содержании таких уроков.

Основные преимущества интегрированного урока:

1. Формируют целостную картину мира

2.Являются источником нахождения новых связей между фактами в различных предметах.

3.Дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя.

4.Побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей.

5.Побуждают к активному познанию окружающей действительности.

6.Способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса.

7.Способствуют воспитанию широко эрудированного школьника.

8.Развивают потенциал учащихся, образное мышление.

9.Снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разные виды деятельности.

10.Формируют познавательный интерес учащихся.

11.Способствуют формированию умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.

12.Использование различных видов работ поддерживает внимание учащихся на высоком уровне.

13.Предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.

14.Служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти учащихся.

15.Углубляют представление о предмете, расширяют кругозор учащихся.

16.Способствуют повышению мотивации учения.

17.Урок решает не множество задач, а их совокупность.

Структура интегрированных уроков отличается: чёткостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной ёмкостью материала.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов. Каждый из этих уроков ведут два или более учителей-предметников. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.

Закономерности интегрированного урока:

1) Весь урок подчинён авторскому замыслу;

2) Урок объединяется основной мыслью (стержень урока);

3) Урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого;

4) Этапы и компоненты урока находятся в логикоструктурной зависимости;

5) Отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу;

6) Цепочка сведений организована как “данное” и “новое” и отражает не только структурную но и смысловую связанность;

7) Связанность структуры достигается последовательно, но не исключает параллельную связь (в первом случае соблюдается очерёдность действий, во втором выполняются сопутствующие задания, отвечающие другой логически выстраиваемой мысли).

Соблюдение указанных закономерностей позволяет рассматривать урок как научно-деловое построение, в котором, с точки зрения содержания важны:

  • Комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими;
  • Соотношение изученного и изучаемого;
  • Соединение отдельных компонентов в одно общее;
  • Предупреждение недочётов.

В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук.

Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей.

На втором этапе необходимо рассмотреть, как подходит к изучению одних и тех же процессов явлений, теорий в различных курсах учебных дисциплин.

Третий этап – планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.

Интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворённости личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (вежлив, ласков, внимателен). Педагог больше даёт детям, если откроется им как личность многогранная и увлечённая.

Педагогические и методические технологии интегрированных уроков могут быть различными, однако в любом случае необходимо их моделирование, самостоятельный поиск новых оптимальных (по И. Бабанскому) схем-моделей, проявление творческой активности учителя.

При интегрировании уроков английского и русского языка у учителей могут возникнуть определенные трудности: недостаток общих тем и трудности в установлении связей между интегрируемыми компонентами, совершенно разные методы и принципы обучения этим дисциплинам, разная структура урока, разный уровень владения детей русским и английским языком.

Вместе с тем, на наш взгляд, существует необходимость создания системы интегрированных уроков русского и английского языка. На начальном этапе изучения иностранного языка велика связь с родным языком, зачастую дети не видят различий в языковых явлениях родного и иностранного языков (например предложения с глаголом-связкой), в их сознании эти явления накладываются друг на друга и возникает языковая интерференция. Интегрированные уроки русского и английского языка дают детям комплексное представление о лексико-грамматических явлениях в разных языках, позволяют глубже усваивать материал, снимают напряжение, вызывают интерес, развивают творческие способности, логическое мышление, память, внимание.

Нами была предпринята попытка интегрирования уроков русского и английского языка и создания целой системы интегрированных уроков для начальной школы. В качестве основных методов интегрированного обучения мы использовали игровые приемы, грамматические сказки, загадки, ребусы, проблемные вопросы и ситуации, драматизацию. В интегрированном обучении английскому и русскому языку большую роль играет наглядность (репродукции, фотографии, аутентичные материалы) и технические средства обучения (магнитофон, видео, DVD).

Особенностью интегрированных уроков русского и английского языка является их принадлежность к одной образовательной области “Филология”. Поэтому такие уроки могут проводиться как одним, так и двумя учителями. Однако сценарии этих уроков обязательно должны составляться совместно. Мы рекомендуем проводить интегрированные уроки русского и английского языка разными учителями, так как методика преподавания этих предметов существенно отличается, преподавая “свой” предмет, учитель чувствует себя комфортнее. С другой стороны, детям было бы намного интереснее видеть на уроке двух учителей, а не одного. В качестве примера приведем сценарии интегрированных уроков во втором [Приложение 1], в третьем [Приложение 2], и в четвертом кассе [Приложение 3].

Примерные темы интегрированных уроков русского и английского языка в начальной школе

Тема урока

Название урока

 

2 класс

1.

Английские и русские звуки. “Теремок.” [Приложение 1]

2.

Слова, выражающие чувства, но не называющие их. “Что за странные слова?”

3.

Большая буква в именах собственных. “Буква большая – совсем не пустяк.”

4.

Предложение. “Многоликое предложение.”

5.

Буквы английского и русского алфавита. “Такие похожие, но такие разные.”
 

3 класс

6.

Местоимение. “Вместо имени…”

7.

Имя существительное. “Приключения Незнайки.”

8.

Имя прилагательное. “В гостях у доброй сказки.”

9.

Глагол. “Глагол – всему голова.” [Приложение 2]
 

4 класс

10.

Предложение. “Коварное предложение.”

11.

Имя существительное. “Его величество Существительное.” [Приложение 3]

12.

Имя прилагательное. “Очень привлекательное имя прилагательное.”

13.

Глагол. “Глагол в свете времени.”

14.

Лексическое значение, многозначность. “Волшебные слова.”

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3