Цели:
1) комплексное повторение по теме;
2) подготовка обучающихся к итоговой аттестации по предмету;
3) развитие коммуникативных навыков, орфографической зоркости;
4) повышение уровня воспитанности.
Задачи:
1) актуализация знаний по теме, применение ЗУН в речевой ситуации, письменной и устной;
2) реализация требований современного образования:
а) принципа гуманизации: подготовка школьников к жизни в современном обществе;
б) принципа активного использования информационных технологий.
Оборудование: лингвистические словари, сборники экзаменационных текстов, периодическая печать, аудиозаписи, электронное пособие на компьютерном диске.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя на фоне «Весенней песенки» (Аудиозапись) За окном весна! Радостная, долгожданная! Лучи весеннего солнышка ласкают землю – матушку, шумят ручьи, звенит капель. И на душе у нас тепло. Мы согреваем друг друга приветливыми, понимающими взглядами, чуть заметными улыбками и, конечно, душевным теплом, которое так и струится из наших глаз. Впереди нас ждёт приятное путешествие в мир науки о языке – заседание Учёного совета. II. Релаксация. Расслабление мышечного тонуса. (Звучит классическая музыка) Сядьте, пожалуйста, удобно, закройте глаза, руки положите на колени и мысленно повторяйте за мной: «Я отправляюсь в путешествие по Лингвистике… Медленно и спокойно погружаюсь в языковой океан… Я радуюсь этому… В моём сознании оживают все лингвистические термины… Память моя крепка… Лингвистика – от лат. «лингва» - язык, в целом наука о языке.Фонетика изучает звуки речи, гласные и согласные…
Лексика, т.е. состав языка, очень богата…
Орфография, содержащая правила правописания,
Представляется мне интересной…
Внимание моё растёт, голова мыслит ясно…
Я хочу много знать, я буду много знать…
Я готов в путь…
И вот в моей тетради появляется запись:
«Заседание Учёного совета. Правописание согласных».
Нам предстоит сегодня активизировать свои знания по этой теме, обогатить значительным количеством новых слов свою речь, продолжить развитие своих коммуникативных навыков, а также подготовку к устному и письменному экзамену по русскому языку. Представляю состав Учёного совета: референты, т.е. докладчики – консультанты по текущему вопросу – это ребята, выбравшие для сдачи на итоговой аттестации русский язык, и их сегодняшние презентации – это своеобразный репетиционный экзамен, кроме того, они в течение всего занятия будут работать в Справочном бюро - отвечать на возникающие у вас вопросы по своим темам; в работе Учёного совета принимают участие также ученые - лексикологи, историк-консультант, специалист отдела кадров.
Повестка дня
I. Согласные русского языка.
II. Согласные как орфограммы.
- Согласные – орфограммы в корнях слов.
- Лингвистический калейдоскоп.
- Согласные-орфограммы в приставках и суффиксах.
IV. Итоги заседания. Рефлексия.
V. Экскурсия в краеведческий музей.
Слово предоставляется первому референту.
Переходим ко второму вопросу. Тема разговора начинается на Театральных подмостках. У нас в гостях ребята – третьеклассники со своей и когда-то вашей любимой учительницей Ольгой Николаевной!
Инсценировка лингвистической сказки «Ворчливая З и тихая С»
Итоговое слово первого референта. Слово учителя.
Наша работа продолжается, и я приглашаю вас на Лингвистический калейдоскоп.
Нам предстоит встреча с удвоенными согласными - милости прошу в кафе «Встреча», его хозяева нас уже ждут. (Приложение 3)
Слово учителя. А теперь прислушайтесь внимательно к словам песни и назовите ещё одно слово, начинающееся с иллю- (Звучит песня « Трава у дома» ансамбля «Земляне»)
Слово лексикологу: Иллюминатор (из лат.) – окошко на корабле… Запишем словосочетание «видна в иллюминаторе» и сделаем его синтаксический разбор.
Учитель: Это замечательная песня ансамбля «Земляне». Трогают за сердце её слова: «Ждет сына мать, как сыновей земля», «грустим мы о земле – она одна». Что, слушая песню, почувствовали вы? Сочинение – миниатюра.
Учитель: Прочно вошли в нашу речь слова с корнем ПРОГРАММ –
Подберём однокоренные слова с этим корнем.
ПРОГРАММНЫЙ, ПРОГРАММИРОВАТЬ, ПРОГРАММИРОВАНИЕ, ПРОГРАММИСТ.
Слово лексикологам.(1) У древних греков слово «программа» обозначало «объявление», «предписание». Толковый словарь Ожегова даёт следующие его толкования…
Слово специалисту отдела кадров. Программист, программистка – это специалисты по программированию. (Рассказывает, в каких учебных заведениях можно получить эту профессию)
Заключительное слово референта I
Учитель: А теперь немного отдохнём! Нас поджидают в беседке «Умницы и умники».
Беседка «Умники и умницы». На плакатах слова: интеллект, интеллектуальный, интеллигентность, интеллигенция, интеллигент, интеллигентный. «Умники» и «умницы» дают толкование слов, обращают внимание на их правописание, в монологах интерпретируют словосочетание «интеллигентный человек», называют черты характера интеллигентного человека, приводят примеры современников – интеллигентов.
Учитель: У интеллигентного человека есть ещё такие особенности: умение работать с периодической печатью, извлекать из научных материалов необходимую информацию и умение спонтанно вступать в дискуссию, соблюдая правила культуры речевого поведения. Многие из вас имеют задатки такого человека, их только нужно умело развивать, обогащать свою память, заботиться о своём общем развитии, ибо «Человека, по мысли А.С.Макаренко, нужно заботливо и внимательно выращивать, как садовник выращивает сад». Свои начальные умения продемонстрирует сейчас …, которая выступит с обзором «Российской газеты» (№ 58. 23 марта. 2001 г.) и рецензией на статью «О русских интеллигентах».
А теперь послушаем Андрея Вознесенского:
Есть русская интеллигенция.
Вы думаете – нет? Есть!
Не масса индифферентная,
А совесть наша и честь.
Лексиколог: индифферентный – безразличный, безучастный, равнодушный.
Письмо по памяти слов А. Вознесенского.
Учитель: У академика А.В. Петровского есть книга «Психология о каждом из нас, и каждому из нас о психологии». В ней тоже есть размышление о том, что значит быть интеллигентным человеком. Давайте познакомимся с этой точкой зрения.
Чтение «умником» текста.
Выборочный диктант - выписать слова с удвоенными согласными. Разбор слов по составу. В какой морфеме встретилась орфограмма удвоенная н?
Слово референту 2. Н и НН в суффиксах разных частей речи (Приложение 4)
Учитель: Мы продолжаем работу, слово референту 3, тема его выступления «Согласные - орфограммы в приставках и других суффиксах»
Слово лексикологу. Мне хочется обратить ваше внимание на такие слова русского языка.. Они взяты из материалов централизованного российского тестирования, а значения их мы не всегда понимаем, потому ещё не готовы выполнить с ними задание. (Даётся толкование слов «ниспровержение», «низвержение», «нисходить», «низвести», «нисхождение» и производится объяснение правописания согласных в приставках).
Итоги заседания. Рефлексия.
Слово учителя: Вопросы повестки дня исчерпаны, осталось узнать ваши впечатления о прослушанном и проделанном. (Выступления обучающихся).
Тесты на электронном носителе
Слово учителя: И последняя приятная встреча! Нам любезно распахнул свои двери школьный музей. Цель посещения его – подготовка к итоговой аттестации, к сочинению – миниатюре о народном промысле.
Чтение «умником» экзаменационного текста № 14
Слово лексикологу. Дается толкование непонятных слов из текста.
Учитель: о каких видах народного промысла можно рассказать на экзамене?
Слово рассказчикам. Монологи о литейном деле, о гончарном мастерстве, о скорняжном искусстве, о литейном деле, кожевенном производстве. (Приложение 6)
Знакомство с персональной выставкой творчества выпускника нашей школы.
(Резьба по дереву, работа с берестой).
Итоговое слово учителя. Кому мы скажем спасибо?