Дневниковые записи: многообразие стилей, типов и жанров речи

Разделы: Русский язык


Образовательные цели:

  1. познакомить учащихся с разными типами дневников, их назначением, особенностями ведения;
  2. учить правильному оформлению дневниковых записей.

Оформление:

  • различные виды дневников, произведения и дневники писателей, поэтов современных и XIX, XX веков,
  • пейзажи художников Якутии,
  • видеоматериал о посещении памятных мест Якутии;
  • на партах учащихся лежат необходимые для работы тексты.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня необычный урок. Мы с вами отправимся в необычное путешествие, произойдёт встреча с новым, а именно…об этом мы узнаем через несколько минут. Устраивайтесь поудобнее, приготовьте тетради, ручки для будущих записей.

Начнем урок с речевой разминки. Чтение стихотворение С. Махотина. (Читает ученица)

Два дневника

В комнате пахнет грозой!
Но пока
Намертво спрятаны два дневника.
В первом,
Который под шубой лежит,
Красная двойка от гнева дрожит,
Тайна, записка, прогулка к реке –
Все это есть во втором дневнике.
Только никто никогда не найдет

Этот потрепанный синий блокнот:
Будет чуть позже записано в нем:
“Двойка.
Признался.
Наказан ремнем.
Десять часов я не виделся с ней...
Ночь.
До каникул четырнадцать дней!”

- О чем оно? О каких дневниках в нем идет речь?

- Какое настроение чувствуется в начале стихотворения?

- Какие слова его создают? (Чувство напряженного ожидания возмездия за двойку: “пахнет грозой”, “намертво спрятаны” “красная двойка от гнева дрожит”.)

Каким настроением проникнута вторая часть стихотворения? Как это отражается на языковых средствах?

Вывод. В начале стихотворения С. Махотина передаётся содержание последней дневниковой записи, затем тревожное напряжение, и после признания и заслуженного наказания - отрывистые фразы записей. Но среди них есть недоговоренная строка о личном, о своём: “Десять часов я не виделся с ней...”.

II. Работа по теме.

1. Догадались, на сегодняшнем уроке речь пойдет о разных видах дневников. Запишите в тетради сегодняшнюю дату, тему урока.

- От какого слова образовалось слово дневник! (день)

- Найдите в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова определение слова дневник.

а) дневник - это ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении.

(Это тот самый дневник, в котором “красная двойка от гнева дрожит” и который нам хорошо известен);

б) дневник - это записи о каждодневных делах, текущих событиях, которые ведутся изо дня в день.

(Это и есть тот второй дневник, о котором говорится в стихотворении С. Махотина).

- С какими типами дневников вы знакомы?

(Дневник наблюдений, путевой дневник, личный дневник).

Исходя из названия (названия условные), объясните назначение каждого из дневников разных типов.

- Дневники наблюдений ведутся на уроках природоведения, в них отмечаются ежедневные наблюдения за состоянием природы.

- Путевые дневники ведутся во время путешествий.

- Личные дневники включают записи значительных событий в личной и общественной жизни человека, рассказывают о настроении пишущего, чувствах по поводу их переживаний; личный дневник помогает в самопознании и самовоспитании.

Задание. Определите главную мысль текста.

Многие люди – и ребята, и взрослые – ведут дневники. Это потребность души – записать событие, впечатление, раздумья. Запись становится молчаливым собеседником, другом, с которым делищься.

Тетрадка – спутница, тетрадка – копилка – какая же это замечательная штука! На её страницах, словно бы пойманной строкой, продолжает жить; вьются туристические строки, по которым ты прошёл, опять звучат шаги и голоса; и спор, задевший тебя, зовёт вникнуть в него поглубже. И всё, что вокруг, и всё, что в тебе самом, - всё отражает дневник.

Хорошие люди живут рядом с нами. Рядом с каждым из нас. Пусть и ваши дневники станут правдивыми свидетельствами о нашем времени, о его людях, а значит, и о вас самих. (По Э. Цюрюпе)

Определите, из каких типов дневников взяты следующие записи. Свой ответ аргументируйте.

Текст № 1

26 ноября, в три часа утра, “Наутилус” пересек тропик Рака под 172' долготы. 27 ноября мы миновали Сандвичевы острова, где 14 февраля 1779 года погиб знаменитый капитан Кук. (Жюль Верн)

(Дневник путевой)

Текст № 2

189... июля 18.

Слава тебе, господи! Вот и каникулы! Вот, наконец, я и дома... Да! Нужно, подобно мне, позубрить круглый год уроки, ежедневно, да еще по два раза а день, - за исключением, разумеется, праздников, - в душной комнате, в кружке шести человек товарищей, погнуться до полночи над запачканною тетрадкой или потрепанной книгой, позубрить греческий и латинский языки, геометрию и прочее, прочее. Нужно, говорю я, все это пережить и перечувствовать, чтобы оценить всю прелесть теплого, гостеприимного, родного уголка... Батюшка мой такой тихий, такой незлопамятный! Если и случается мне что-нибудь набедокурить, он покачает головою, сделает легкий упрек - и только...

Однако пора обедать. После обеда завалюсь спать и просплю до вечера, просто -наслаждение!..(И.С. Никитин)

( Личный дневник)

- Чаще всего личные дневники пишутся “для себя”, т. е. не предназначаются для посторонних глаз. Но иногда человек сам или после его смерти близкие публикуют дневниковые записи. Это в основном касается личных дневников писателей, ученых, общественных деятелей, педагогов, чьи мысли и рассуждения могут быть интересны и современникам, и потомкам. Иногда писатели намеренно оформляют свои произведения в форме дневниковых записей, так более достоверно выглядят события, более понятными становятся поступки героев, их мысли и чувства.

Прочитайте отрывок из повести, написанной в форме дневника. Вспомните ее название и автора.

Двадцать восьмое мая!

У меня сегодня очень радостный день: занятия в школе окончились, я перешел в следующий класс с одними пятерками.

Завтра начинаются каникулы. Я задумал во время каникул вести дневник. Мама сказала, что подарит мне вечную ручку, если я буду вести дневник аккуратно. Я купил толстую общую тетрадь в синей обложке и решил аккуратно записывать в эту тетрадь разные интересные случаи. Как только случится что-нибудь интересное, я сейчас же запишу. Кроме того, буду записывать свои мысли. Буду думать о разных вещах, и, как только в голову придет хорошая мысль, я тоже её запишу.

Сегодня еще ничего интересного не случилось. Мыслей тоже пока еще не было. (Повесть Н. Носова “Дневник Кола Синицына”)

Ребята, путешествие всегда интересно встречами с новыми людьми, их рассказами о себе, о других. Вы математический класс, поэтому мне хотелось познакомить вас с Владимиром Ивановичем Вернадским – учёным с мировым именем. В мае 27 числа 1892 года он записал в своём дневнике: «Какая важная вещь «гигиена мысли». Мне кажется, это важнее всего в жизни, потому что этим достигается стремление к гармонии и чувство гармонии создаётся человеком этим путём…»

Другое имя - Юрий Анненков. Это блестящий график, живописец, театральный художник. Благодаря его «Дневнику встреч» мы с вами продолжим знакомство на уроках литературы с замечательными русскими писателями и поэтами.

А с какими вы, ребята, познакомились дневниками. Расскажите.

(Ответы разнообразны. Учащиеся приводят примеры дневников Л.Н. Толстого, письма И.С. Тургенева и других, читают заветные страницы.)

Следующая остановка – следующее задание. Просмотрите еще раз все предложенные фрагменты дневниковых записей.

Что общего в их оформлении?

1. Дата записи: число, месяц, год (иногда указывается место и время).

2. Содержание записи:

а) интересные события в личной и общественной жизни;
б) переживания по поводу этих событий;
в) рассуждения по поводу актуальных и интересных жизненных проблем.

Что представляет собой каждая дневниковая запись? Ответ обоснуйте.

(Текст: предложения связаны по смыслу; каждую запись можно озаглавить.)

В каком стиле речи могут вестись записи в дневниках?

(В дневнике наблюдений - в научном, научно-популярном, художественном;

в личном дневнике - в художественном и разговорном;

в путевом дневнике – в научно-популярном, художественном.)

Дайте определение каждого из стилей.

Научный – стиль, в котором сообщаются научные сведения, объясняются факты.

Научно - популярный – научный стиль с элементами других стилей речи.

Художественный – писатель рисует словами какие - то картины и образы.

Разговорный – используется для того, чтобы обменяться сведениями, мыслями или поделиться чувствами с близкими.

Определите тип речи предложенных дневниковых записей. (У Жюль Верна и Н. Носова - повествование; у И.С. Никитина – рассуждение).

- Дайте определение типов речи:

Повествование – это…

Описание – это…

Рассуждение - это…

ВЫВОД (делает ученик)

Итак, дневниковые записи представляют собой тексты разных стилей и типов речи. Чаще всего они включают и повествование, и рассуждение, и описание. Хотя повествование предпочтительнее при изложении событий, рассуждение - при размышлении по их поводу, а описание чаще встречается в путевых дневниках. Путешествие не оставляет без разговора, часто задушевного, когда человек раскрывается совсем с другой стороны.

Ребята, спрашивали ли вы когда-нибудь самого себя, что вы за человек, каким хотите стать? Сейчас вы находитесь в таком возрасте, когда важно выбрать, определить для себя те нравственные законы, по которым вы будете стремиться жить. В вашем возрасте это трудно сделать, но попытаться надо. И разобраться в этих сложных вопросах многим людям помогали и помогают дневники, в которых человек раскрывается сам перед собой без прикрас.

Сегодня мы познакомимся с отрывками из дневника юного Льва Толстого.

Слово ученика.

Лев Николаевич вел свой дневник с юных лет, и последние записи сделал за несколько дней до смерти. Чем интересны дневники юного Толстого? Это замечательный пример того, как человек формировал самого себя, свою личность, какие высокие задачи ставил перед собой и, сознательно борясь с недостатками, прокладывал свой жизненный путь. Недостатки при этом не только обозначены, но и подчеркнуты, обнажены, иначе с ними нельзя бороться. В дневниках юного Толстого поражает запредельная искренность. В них он анализирует внутреннюю, душевную жизнь, вносит свои наблюдения и мысли, определяет цели и задачи своей жизни.

Давайте, ребята, прочитаем строчки из дневниковых записей Л.Н. Толстого, попробуем найти те места, где писатель определил для себя основные правила, главную цель своей жизни..

24 марта!847 г, Я много переменился; но все еще не достиг той степени совершенства (в занятиях), которого бы мне хотелось достигнуть. Я не исполняю того, что себе предписываю; что исполняю, то исполняю не хорошо, не изощряю памяти. Для этого пишу здесь некоторые правила, которые, как мне кажется, много мне помогут, ежели я буду им следовать. 1),Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря не смотря ни на что.2)Что исполняешь, исполняй хорошо. 3) Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам вспомнить. 4)Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силою...

7 апреля 1847 г. Я никогда не имел дневника, потому что не видал пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития. В дневнике должна находиться таблица правил, и в дневнике должны быть тоже определены мои будущие деяния.

8 апреля 1847 г. Хотя я уже много приобрел с тех пор, как начал заниматься собой, однако еще я весьма недоволен собою. Чем далее продвигаешься в усовершенствовании самого себя, тем более видишь в себе недостатков, и правду сказал Сократ, что высшая степень совершенства. Человека есть знать то, что он ничего не знает.

14 июня I850 г. Опять принялся я за дневник и опять с новым рвением... Может быть, опять брошу; зато приятное занятие и приятно будет перечесть, так же, как приятно перечесть старые...

...По дневнику весьма удобно судить о самом себе. Потом, так как я нахожу необходимым определять все занятия вперёд, то для этого тоже необходим дневник. Хотелось бы привыкнуть определять свой образ жизни вперед, не н.a один день, а на год, на несколько лет, на пса жизнь даже; слишком трудно, почти невозможно; однако попробую, сначала на день, потоп на два дня — сколько дней я буду верен определениям, на сколько дней буду задавать себе вперед...

8 декабря 1850 г. ...Заметил в себе важную перемену: я стал более
уверен в себе, то есть перестал конфузиться; я полагаю, что это оттого,
что имею одну цель в виду (интерес), и стремясь, я мог себя оценить и приобрел сознание своего достоинства, которое так много облегчает от ношения людей.

7марта 1851 <:. Нахожу для дневника, кроме определения будущих действий, полезную цель, — отчет каждого дня, с точки зрения тех слабостей, от которых хочешь исправиться.21 сентября 1855 г. ...Моя главная цель в жизни есть добро ближнего, и цели условные — слава литературная, основанная на пользе, добре ближнему.

Ответы учащихся.

Богатство, основанное на трудах, полезных для ближнего, и направленное для добра.

Слава служебная, основанная на пользе отечества. В дневнике буду разбирать, I) что я делал каждый день и 2) сколько раз не исполнил предназначенного.

3. Я мог себя оценить и приобрел сознание своего достоинства, которое так много облегчает от ношения людей.

4 ...По дневнику весьма удобно судить о самом себе, так как я нахожу необходимым определять все занятия вперёд, то для этого тоже необходим дневник. Хотелось бы привыкнуть определять свой образ жизни вперед, не не один день, а на год, на несколько лет, на жизнь

Часто писатель раскрывает характер героев через их дневниковые записи, через внутренние монологи, предоставляет слово рассказчику. Героя рассказа Л. Толстого « После бала» Ивана Васильевича волнуют нравственные и общественные проблемы, он старается узнать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чём держится армия, офицером которой он мечтал стать.

- Вспомните, как изменилась жизнь И.В. после случая с татарином?

(Он отказался от карьеры. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь нравственного самоусовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу).

Найдите определение слову нравственность по словарю Ожегова.

Нравственность – это…

А по Л. Толстому?

(По Толстому, «нравственность не может быть ни на чём ином основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими существами и со всем. Если человек не духовное, а телесное существо, он неизбежно живёт только за себя, а жизнь для себя и нравственность несовместимы.)

Вспомните, как прозвучала оценка И.В. одним из слушателей?

(«Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились. Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Герой живёт в согласии со своей совестью, наставляя ближних на путь добра. Не личное счастье, любовь, а поиск Истины добра – смысл его жизни.)

( Вывод учащихся, прозвучавший на уроке, позволил мне, учителю, увидеть, что многие ребята согласны с высказыванием Л.Н. Толстого, другие заняли позицию некоторых наших современников). Предлагаю перечитать дневниковые записи писателей.

Домашнее задание

Мне хотелось, чтобы вы поразмышляли над дневниковыми записями знаменитого писателя, попытались с помощью импровизированного дневника познать самого себя, увидеть недостатки, слабости и что-то при необходимости изменить в себе.

Может быть, для начала сделаете запись в форме письма незнакомому сверстнику, где представитесь и расскажите о себе — кто вы, где и как живете, чем интересуетесь, к чему стремитесь, что вас влечет, какие люди играют значительную pоль в вашей жизни, чем они привлекают вас, прочитайте написанное, посмотрите на себя как бы со стороны. Запишите, какое впечатление оставил у вас человек из письма.

А, может быть, это будут строчки о сегодняшнем уроке – путешествии. Я и ребята с удовольствием послушаем вас, если вы, конечно, доверите нам свои записи. Ведь личный дневник читается только с разрешения Владельца.

Сегодняшний урок я хотела бы закончить отрывком из коллективного дневника учителей нашей школы, побывавших в январе месяце прошлого года в путешествии в Кемпендяй, в спортивно- оздоровительный комплекс «Кырбый уйата»

Рефлексия

Читаю отрывок и прошу ответить на вопросы:

  • заинтересовало ли вас то, о чём здесь говорилось,
  • хотелось бы вам побывать в этих местах,
  • каков тип данного дневника?

ПОЕЗДКА В КЕМПЕНДЯЙ

Раннее утро. У подъезда средней школы № 20 останавливается автобус с учителями, вернувшимися из поездки в Кемпендяй. А на следующий день в коридорах школы то и дело слышатся вопросы: «А Вы тоже были в Кемпендяе? Интересно там было? А что Вы там делали?». И в ответ восторженные слова: «Там было отлично!».

До поездки многие приготовили фотоаппараты и кинокамеры, чтобы запечатлеть все этапы долгожданного путешествия.

Дорога в Мирный многим была уже знакома, и всё-таки то и дело слышались восторженные восклицания. Учителя радовались, как дети. Чем дальше от Удачного, тем красивее становился окружающий пейзаж: постепенно лиственницы уступили место ёлочкам и берёзам, а те, усыпанные снегом, были сказочно красивы и навевали ностальгическую грусть. И вот уже на смену записям модных шлягеров зазвучало:

… Главное, ребята, сердцем не стареть…,

… Комсомольцы – беспокойные сердца…,

… Под крылом самолёта о чём-то поёт

Зелёное море тайги…

и другие песни, которые приходили на память.

Двенадцатичасовая поездка до Мирного прошла под девизом «А путь и далёк, и долог…». В город приехали поздним вечером А посещение школы № 12 вызвало у наших учителей нотки белой зависти. Все наперебой просили показать кабинеты, залы, столовую, библиотеку. Смотрели внимательно, стараясь запомнить особенности оформления, фотографировали стенды, выставки.

Путешествие из Мирного в Кемпендяй – «езда в незнаемое». Остановка в с. Тойбохой - экскурсия в историко-краеведческий музей. Прекрасное новое здание музея, возведённое компанией АЛРОСА, интересные экспозиции (особенно поражают курьёзы природы), доброжелательные экскурсоводы, готовые дать ответ на любой вопрос не могли никого оставить равнодушным.

Следующая остановка в с. Сунтар, центре Сунтарского улуса. Как приятно ощущать себя долгожданным гостем, чувствовать заботу и внимание, которым ненавязчиво окружают тебя в таком длительном путешествии.

В селе Эльгяй ещё один музей. Да какой! Эльгяйский региональный музейно-экологический центр им. Б.Н. Андреева (ЭРМЭЦ). Переходя из зала в зал, переносишься из одной природно-климатической зоны в другую. Вот перед вами тропики, далее степи и саванны, горные области, птицы Вилюйского края – всего 18 экспозиций, раскрывающих особенности зонально-ландшафтных комплексов Земли.

Каждый имел возможность не только подробно рассмотреть наиболее заинтересовавшее его животное, но даже потрогать его и сфотографироваться рядом.

После посещения музея в автобусе долго обсуждали энтузиазм его работников, по крупинкам собирающих выставочный материал, масштабность представленных экспозиций. Сожалели, что у наших учеников нет возможности увидеть всю эту красоту.

Поздней ночью прибыли в пункт назначения – спортивно-оздоровительный комплекс «Кырбый уйата» в с. Кемпендяй. Разместились в деревянных домиках. Праздничный ужин – открытие, сауна. А наутро наконец осмотрелись. Неповторимая красота окружающей природы привела всех в восторг: светлая древесина домиков ярко выделялась на фоне высоких заснеженных елей и сосен, пронизанных лучами солнца. Кажется: отойдёшь ещё немного в сторону – и попадёшь в сказку. Стоя на крутом берегу реки Кемпендяй, видишь огромные пространства, покрытые заснеженными лесами. Прозрачный воздух. Тишина. Только снег хрустит под ногами…

Осталось посетить Музей истории поисков якутских алмазов в селе Крестях. Руководитель и основатель музея Конобулова М.Х. даже предложила остаться у них в посёлке на несколько дней, чтобы познакомиться поближе. К сожалению, нам пора было возвращаться домой.

На обратном пути в город Мирный всем хотелось поделиться своими впечатлениями, ещё раз поблагодарить инициаторов и организаторов этого незабываемого путешествия. Сыпались предложения, высказывались мнения.

Коллектив педагогов СШ № 20.

Ответ чуть ли не хором - путевой.

А потом очень много интересного я услышала о путешествиях самих ребят.

В поездках в отпуск с родителями они не только отдыхают, но и узнают нашу страну, знакомятся с памятниками архитектуры, искусства, литературы.

А ещё доверительные раздались голоса, что сами ведут личные дневники, что в них записывают свои впечатления о прожитых днях, о событиях, много уделяют внимания школе и многое другое.

Звучит обещание, что при удобном случае они покажут эти дневники и прочитают интересные страницы.

Урок окончен.

Литература

  1. Уроки развития речи. Методическое пособие для учителей – словесников по программе «Речь». Москва, Гуманитарный издательский центр, 1999.
  2. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 8 классе. Москва, Просвещение, 2000