Цели:
- прививать интерес к изучению русского языка;
- повторить и обобщить изученный материал;
- развивать умение работать в группах;
- формировать умение применять на практике полученные знания;
- развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).
Оборудование:
- карта страны Лингвинии с княжествами: Морфология, Лексика, Грамматика, Словообразование;
- девиз:
Не забывай на праведном пути
То, что старик Марк Твен сказал когда-то:
“Ты должен слово нужное найти,
А не его двоюродного брата!”;
- ключ-путеводитель по станциям-княжествам:
Команда ___________________________ | ||||||
Станции | 1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | 4 вопрос | 5 вопрос | Общая сумма |
Морфология | ||||||
Лексика | ||||||
Словообразование | ||||||
Грамматика | ||||||
Болельщики -
_________________________________________ Итого |
_____ |
- медали (5 – для команды-победителя, 1 – “Лучший чтец”, 1 – “За смекалку”, 2 – “Почетный гость Лингвинии”, всего 9);
- жетоны для болельщиков;
- листы, ручки;
- эмблемы для команд;
- названия княжеств на каждом столе;
- призы победителям.
1. Вступительное слово ведущего:
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие по необъятной стране, полной тайн и загадок, название которой – Лингвиния.
Правит этой страной царь, имя которого – Русский язык. У этого могучего, сильного, богатого, крепкого, мужественного, правдивого, свободного (а именно такими эпитетами наделяли его писатели и ученые, живущие в этом государстве), - в подчинении множество сказочно богатых княжеств, и богатства эти дороже бриллиантов, жемчуга и золота: в их кладовых хранятся Слова – вся мудрость русского народа.
2. Жители Лингвинии любят своего правителя; об этом говорят стихи, созданные в честь Языка и его подданных – Слов. Давайте и мы познакомимся с ними.
Чтение стихов детьми.
- “Мой верный друг!”, Брюсов В.
- “Русский язык”, Бальмонт К.
- “Русский язык”, Щипачев С.
- “Мужество”, Ахматова А.
- “Русская речь”, Шефнер И.
- “Наш язык”, Сергеев-Ценский С.
- “Слово”, Гумилев Н.
- “Любите слово”, Боков В.
- “Родное слово”, Балюк В.
3. Ждет нас путешествие непростое. Кто же окажется мудрее всех? Это мы узнаем только на финише.
В состязании на право носить имя победителя участвуют три команды – “Эрудиты”, “Всезнайки”, “Грамотеи”. А прежде чем отправиться в путь, ответьте:
- Чем одно княжество отличается от другого?
- Что изучает морфология?
- Что такое лексика, лексикология?
- Словообразование – это…
- Что такое грамматика?
(ответы детей)
Каждой команде вручается ключ, с помощью которого вы шаг за шагом будете прокладывать себе путь. Немало встретится преград, но они не должны вас пугать. Постарайтесь безошибочно выбрать правильное решение, еще раз обратите внимание на наш девиз.
Условия таковы: за отдельным столом – послы Великих Княжеств (4 консультанта, которые проверяют выполненные задания). Команда садится за стол, отвечает на 5 поставленных вопросов за определенное время. Затем, после оценки каждого вопроса, подводится итог, выставляется в вашу карту-ключ и на карту Страны. А пока подводятся итоги, болельщики могут принести дополнительные очки своей команде, правильно ответив на вопросы. Затем команды меняются местами. И так – пока все четыре испытания не будут у вас позади. Ну, ни пуха ни пера. В путь!
Каждая команда занимает место за одним из столов.
4. КНЯЖЕСТВО МОРФОЛОГИИ
- Перечислить все части речи (с примерами)
- Назвать существительные мужского рода: корова - …, курица - …, утка - …, овца - …, свинья - …, ласточка - …
- Назвать 5 существительных, имеющих форму только множественного числа.
- Образуйте от глаголов причастия: бить, везти, дремать, греть, обидеть, залаять, смеяться.
- Записать словами: 3 (девушки, юноши, щечки, дети, балерина), 4 (сутки, детеныш).
5. КНЯЖЕСТВО ЛЕКСИКИ
Подберите синонимы: горе - .., стужа - …, хотеть - …, желать - …, твердый - …, базар - …, зной - …
“Доскажи словечко”, объясни значение фразеологизма:
А)
|
Б)
|
3) Найти антонимы:
А)
Вы – свет, а я похож на тьму,
Вы параллельны ко всему,
А я, напротив, вертикален.
Б)
Они сошлись. Волна и камень.
Стихи и проза, лед и пламень
Не так различны меж собой.
Угадайте загадку. Что это – омонимы или многозначные слова?
Я – жилище для зверька,
Для сверчка и паучка.
Есть еще и тезка мой:
Редкостный зверек пушной. (норка)
Исправьте ошибки:
А) Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте.
Б) Помещики жестоко угнетали своих крепостников.
В) Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений.
6. КНЯЖЕСТВО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
1) Сердцевиной слова является корень. От него слова растут, как ветви на дереве. Создайте такое дерево из слов с корнем –вод-.
2) Как будет звучать слово:
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки пойдете.
3) Записать по одному слову, состоящему из:
- корня и окончания;
- корня, суффикса и окончания,
- приставки, корня, окончания,
- приставки, корня, суффикса и окончания.
4) Найдите лишнее:
Желток, железо, желтый;
Носильщик, нос, носатый;
Гусь, гусыня, гусеница.
5) Образовать прилагательные по лексическому значению и способу образования:
А) приставочным способом: очень опасный - … (преопасный),
Б) суффиксальным: с большими зубами,
В) сложение: сладкий с кислым привкусом,
Г) суффиксальным: очень высокий,
Д) сложение: имеющий отношение к железной дороге
7. КНЯЖЕСТВО ГРАММАТИКИ
1) Как правильно: у рыбей нет зубей, у рыбов нет зубов, у рыб нет зуб?
2)
Я – то же, что и ураган,
Но только гость восточных стран,
На море я – гроза для шхун,
А называюсь я - …. (тайфун)
3)
Мой первый слог тягуч и сладок,
Второй – частица, вместе – зверь,
Живет в лесу, на ульи падок,
Ну, угадал его теперь? (мед-ведь)
4) Заполнить квадраты (окончания одинаковые).
У | Г | ||
Г | |||
С | Т | ||
П | |||
У | К |
(ол)
5) Разгадать и прочитать китайскую пословицу.
RЛSЮWIДZQИLAQLGHUEJDCTUESHЫRSWCJOЗLUNДNQLGAЮURQLTГGUJZROPJZOДGA
(Люди, а не стены создают города)
8. ВОПРОСЫ ДЛЯ ГОСТЕЙ И БОЛЕЛЬЩИКОВ:
Обратите внимание на девиз урока: нужно найти нужное слово! Определите, о чем идет речь:
1. Большой, бесформенный кусок земли, льда (глыба)
2. Занимающий очень много места, слишком большой (громоздкий).
3. Внезапно и с силой раздаться, загреметь (грянуть).
4. Полный телом, крупного телосложения (дородный).
5. Крайне усталый, утомленный (изнуренный).
6. Терять силы, ослабевать (изнемогать).
7. Постепенно утрачивать яркость, блеск (меркнуть).
8. Светиться прерывистым, слабым светом (мерцать).
9. Выделанная овечья шкура (овчина).
10. О чем говорится в стихотворении и как называется это явление в русском языке?
Я – сборник карт. От ударенья
Зависят два моих значенья:
Захочешь – превращусь в названье
Блестящей, шелковистой ткани я. (атлас)Я – синоним осьминога,
А без С – в метле нас много.
11. Что значит слово ПОЗОР? Какое значение имело оно в прошлом? Что общего в этих словах?
9. Вот и подходит к концу наше занимательное путешествие. А пока жюри подводит итоги, скажите, кто же из болельщиков набрал большее количество жетонов за правильные ответы?
НАГРАЖДЕНИЕ МЕДАЛЯМИ:
- Почетный гость Лингвинии.
- За смекалку.
Уважаемые гости, еще вы должны решить, кто из ребят был лучшим при чтении стихотворений.
- Лучший чтец
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
(Выводы и замечания консультантов, сделанные по ходу урока)
НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНДЫ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ: написать отзыв о путешествии в классную стенгазету.