Усвоение глаголов речи

Разделы: Русский язык


Продуманное и целенаправленное обогащение словарного запаса учащихся служит предпосылкой развития их речи.

Коммуникативный характер обучения языку предлагает систематизацию словаря, вычисление в учебных целях отдельных микросистем. Наиболее приемлемой формой является работа с определёнными лексикосемантичес-

кими группами слов, как глаголы движения, чувств, мышления, речи и т. п.

Каждый глагол речи в тексте содержит элементы нового смыслового содержания.

К красну солнцу, наконец
Обратился молодец.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся взвывая...

(А. С. Пушкин)

Задание. Найдите в тексте контекстуальные синонимы, раскройте постепенное усиление в значение слов-синонимов.

Далее можно дать упражнения на самостоятельный выбор глаголов речи, соответствующих содержанию реплик, и на конструирование предложений.

Самое большое богатство.
(Турецкая сказка)

Как-то один юноша всё время жаловался на свою бедность.

– Эх, как было бы хорошо, если у меня было большое богатство. Жил бы я тогда припеваючи, – вечно говорил он.

Один старый каменотёс, проходя мимо его жилища, услышал слова юноши и сказал:

– Чего ты жалуешься, юноша? Ведь ты владеешь большим богатством!

– Я владею богатством!- сказал юноша. – Где же оно?

– Твои глаза. Что бы ты хотел получить хотя бы за один глаз? – сказал старик.

– Что ты? – в испуге сказал юноша. – Глаза, я не отдам ни за какие сокровища.

– Хорошо, – сказал каменотес. – Тогда дай отрубить себе руки, и за них ты получишь много золота.

Нет! – сказал юноша. – За золото я не отдам своих рук!

– Теперь ты видишь, что ты богат,- сказал каменотес и добавил:- Поверь мне, самое большое богатство человека- это сила и здоровье. Их нельзя купить ни за какие деньги.

Задание. Прочитайте текст. Замените глагол сказать более точным глаголом речи. Обоснуйте свой выбор.

Воспитание любви к матери.

 Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.

– Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, -….. первая.

– Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, -…..вторая.

– Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,-….третья дочь.

– Мне было без тебя, как пчеле без цветка, -…..четвертая.

– Ты снилась мне, как розе снится капля росы, -…..пятая.

– Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, -….шестая.

А седьмая дочь ничего не….- Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.

(В.Сухомлинский.)

Задание. Прочитайте и спишите текст, вставляя вместо точек глаголы, подходящие по смыслу. Обоснуйте свой выбор.

Для работы со словами-синонимами учащимся 7-8 классов можно предложить текст индийской легенды “Восхождение” Эрнеста Сетона Томпсона.

В пустыне далёкого Юго-запада затерялась индийская деревушка. Тот, кто пересекал пустыню, видел перед собой гору – высокую, до самого неба. Взойти на эту гору мог лишь сильный и выносливый, и все мальчишки в деревне мечтали об этом. Однажды вождь племени сказал:

– Отправляйтесь в путь. Постарайтесь подняться на вершину горы. Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги.

Мальчики направились к горе, и в сердце каждого жила надежда, что он обязательно достигнет вершины.

Вскоре толстый коротышка приплёлся обратно в деревню и протянул вождю лист кактуса. Вождь усмехнулся:

– Ты не пересёк пустыню. Ты не был даже у подножия горы.

Немного позже вернулся второй мальчишка и протянул вождю серебристую ветку полыни.

– Ты был у подножия, - молвил вождь, - но даже не пытался начать восхождение.

Третий держал в руке ветку тополя.

– Неплохо, - похвалил вождь, - ты добрался до родника.

Через некоторое время явился ещё один мальчик с веткой крушины. Увидев её, вождь улыбнулся и сказал:

– Ты поднялся в гору до первой каменной осыпи.

На исходе дня один из мальчишек принёс ветку кедра, и старик одобрительно кивнул:

– Ты был на пол пути к вершине.

Через час, увидев мальчика с веткой сосны, вождь похвалил его.

– Ты был в третьей полосе и прошёл три четверти пути. Молодец!

Солнце село, когда вернулся последний путешественник. Это был высокий, красивый, благородный мальчик. Он ничего не принёс вождю, но лицо его светилось от радости.

– Отец мой, – обратился он к вождю, – где был я, не растут деревья, зато я видел сверкающее море.

Лицо старика тоже засветилось от радости, и он произнёс громко и торжественно, будто слова песни:

– Я понял это, когда взглянул тебе в глаза. Ты достиг вершины, тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Мой мальчик, это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величии!

В тексте для введения прямой речи используются глаголы собственно и несобственно речи. Как грамматическое средство связи выступают видовременные формы глагола: все глаголы со значением речи совершенного вида прошедшего времени. Все они характеризуются общей сочетаемостью с существительными в предложном, винительном и дательном падежах. Учащиеся находят предложения с прямой речью, указывают глаголы, вводящие речь (вождь сказал, усмехнулся, молвил, похвалил, улыбнулся и сказал).

С помощью этих глаголов и осуществляется связь между отдельными высказываниями – репликами мальчиков и вождя. В зависимости от оценки поведения каждого мальчика подбирается соответствующий глагол. Они и выстраиваются в своеобразную линию градуальных синонимов.

Такая система упражнений активизирует в речевой практике важную и необходимую лексико-семантическую группу глаголов.