Введение
Важное значение приобретает формирование учебной деятельности, которая обеспечивает не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы, переносить их в условия, не заданные непосредственно обучением.
Обучение и развитие находятся в тесной и неразрывной связи. От того, как организуется учебная деятельность, зависит формирование и развитие личности в целом.
Существует отдельная педагогическая технология, основанная на системе эффективных нетрадиционных уроков. К нетрадиционным технологиям я в своей практике обращаюсь уже давно. Разработала и провела открытый урок с элементами интегрирования.
Тема: Повторение и обобщение знаний о причастии как особой форме глагола, (на материалах о нашей малой родине - Кубани)
Цель:
- воспитательная - приобщение молодежи к истории кубанского казачества;
- учебная - подведение итогов изучения причастий; обращение внимания на различие действительных и страдательных причастий, их глагольных форм и признаков прилагательных; отработка навыков выделения и нахождения причастного оборота в предложении; морфемный разбор причастия; нахождение и правильное написание орфограмм в причастии.
Оборудование: таблицы, учебники, карточки (сигнальные, опорные с разноуровневыми заданиями, перфокарты), подборка газет “Кубанские новости”.
Доска: число, тема.
Ход урока
Организационный момент.
Чтение учителем стихотворения Подкопаева B.C. “Край наш тополиный”
Объявление темы и цели урока.
Опрос.
Сообщение “Причастие как особая форма глагола” (на грамматическую тему).
Фронтальная проверка знаний о причастии.
- Что называется действительными и страдательными причастиями?
- Рассказать о действительных причастиях настоящего и прошедшего времени.
- Рассказать о страдательных причастиях настоящего и прошедшего времени.
- Что такое причастный оборот? Рассказать о пунктуации при нём.
Индивидуальная домашняя работа по развитию речи. Прочитать написанные дома сочинения-миниатюры на тему “Осень на Кубани” с использованием причастий.
Устный диктант с использование сигнальных карточек “Д”, “С”, “I спр.”, “IIспр.”, “Нв”, “Пв”.
Сигнальная карточка | Слова |
“Д”, “С” | Поющий, ведомый, летевший, вооруженный, видимый, несущийся, одеваемая, одевающая, освещающая, разбитое |
“Нв”, “Пв”. | Купленный, купающийся, невесомый, вспаханное, полученное, освещаемый, желтевший, загоравший, загорающий. |
“I спр.”, “IIспр.” | Поющий, клюющий, ведомый, озаряемый, державший, пахнущий, краснеющий. |
Словарный диктант, (учащиеся выбирают и записывают словосочетания с причастиями из стихотворений кубанских поэтов)
“Степь” И. Варавва
Молчалив курган высокий,
Близкий сердцу моему,
В зеленеющей осоке,
Подступающей к нему.
“Бой под Кущёвской и Шкуринской” К. Обойников
С красным верхом валились кубанки
На земли обожжённою грудь.
И летели на танки тачанки,
Свою славу пытаясь вернуть.
Камышей подсеченную стенку
Принимала навеки река.
И опять генерал Кириченко
Под собой менял дончака.
“Казачья былина” Неподоба Вадим
Здесь под берегом правым Кубани,
С поразившей землёю в глазах
Спит в терновом цветущем кургане
Нашей кровной былины казак.
“Кубань земля такая” Кронид Обойщиков
Кубань - земля такая
От края и до края
Две Дании войдёт,
Омытая морями,
Укрытая в леса,
Пшеничными полями
Глядится в небеса.
Игорь Маркозашвили
Тихо плещутся звёзды в ночном Бейсужке,
Лунный свет над садами струится.
После трудного дня на степном ветерке
Засыпает родная станица.
Тополей Переясловских лёгкая тень
На уснувшие окна упала.
Индивидуальная работа
- Работа у доски (2 чел)
- Работа за партами по карточкам дидактического материала с использованием опорных карт.
- Работа с перфокартами.
Игра: Составь слово, взяв от данных слов указанную морфему.
Подъехал | Подступающий |
Ступа | |
Касание | |
Поющий | |
Клюющий |
Объяснительный диктант “Знаете - не знаете”.
- Переселившиеся на Кубань запорожцы сохранили память о своей первой родине. Остались и традиции (Записать предложение).
- Кубанские казаки, принявшие участие в параде Победы в Москве в 1945 году, прошли с шашками наголо. (Записать словосочетания).
- Луки, ружья, пистолеты, пороховницы - редкая коллекция казачьего оружия, хранящаяся в музее города Краснодара.
- Военные регалии Кубанского казачьего войска, вывезенные в годы гражданской войны, сейчас хранятся в США. (Разобрать слово по составу).
- Рис в нашу страну принесли кубанские казаки, побывавшие в дальних персидских походах. (Записать предложение, выделить графически причастный оборот).
Роман Лихоносова “Наш маленький Париж” о Краснодаре.
Кубанская кавалерист - девица, роговская казачка Елена Чоба, прорвавшаяся через вражеское кольцо и спасшая от неминуемой гибели две русские батареи, была награждена Георгиевским крестом (3 слова).
Кубань всегда привлекала писателей, красотой её природы любовался А.С. Пушкин, проезжавший летом 1820 года по дороге с Кавказа в Крым (Определить причастный оборот).
Яркий быт кубанцев нашёл отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова, путешествовавшего по благодатной земле казачьего края. (Устно).
Сила кубанских впечатлений явилась во многом тем могучим источником вдохновения, позволившим писателям-классикам создать всемирно известные произведения. (Устно).
Казачество - единственное сохранившееся в мире рыцарство.
Обобщение.
Итак, что мы знаем о причастиях (инсценировка).
“Уж очень необычно это причастие”
Автор: - Знаете ли вы, что такое причастие? Нет, вы не знаете, что такое причастие! Это часть речи - сразу скажете вы. Нет, это глагольная форма, но не простая, а особенная, удивительная. А родственников у неё сколько! И глагол, и прилагательное.
Глагол: - Я дал причастию вид, время, возвратность.
Прилагательное: - Благодаря мне причастия изменяются по числам, а в единственном числе и по родам.
Автор: - Но и причастия тоже хитрые, кое-чему и сами научились. Бывают они и действительные, и страдательные.
Действительное причастие: - Я не страдательное. Я само провожу действие и ни от кого не страдаю!
Страдательное причастие: - Зато в настоящем времени я образуюсь с помощью глаголов I и II спряжения и суффиксов -ем, -им, -ом, а в прошедшем времени - с помощью суффиксов - нн, -енн (-ённ), -т, а ты, Действительное, в настоящем времени с помощью суффиксов -ущ, -ющ, - ащ,- ящ, а в прошедшем времени, смех просто, с помощью -вш, -ш образуешься!
Автор: - Да, причастия - необычная форма. Без него наш язык был бы скучным, ненасыщенным. А когда в предложении оказывается причастный оборот, - тут уж вообще не до скуки. Он всегда что-то требует.
Причастный оборот: - Да, выделяйте меня запятыми, если главное слово стоит передо мной и не выделяйте, когда главное слово стоит после меня, причастного оборота.
Все вместе: - Очень необычно это причастие!
Итоги урока.
Воспитание любви к родному краю и родной культуре, к родному селу, станице или городу, родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к её истории, её прошлому и настоящему. Для жизни человека важна среда, созданная культурой его предков, им самим. Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы.
В экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. Вместе, в гармоничном их сочетании, они входят в душу человека, обогащая его представление о прекрасном. В Краснодарском крае действует губернаторская программа по Кубановедению “Учу тебя, моя Кубань”. В рамках этой программы и подготовлен этот урок русского языка.
Рекламная пауза.
Очень много можно узнать о нашем крае, его прошлом и настоящем из газеты “Кубанские новости”. Это очень красочное, иллюстрированное издание, которое можно использовать на уроках. Кто не выписал - многое теряет!