Основное назначение краеведения состоит в том, чтобы связать чувственное восприятие с мышлением, а особенностью мышления детей и подростков является его конкретность. Краеведческий материал развивает у учащихся абстрактное мышление.
Возможны следующие пути использования краеведческого материала на уроках русского языка:
- использование в классе различных выставок, схем, моделей и других краеведческих пособий;
- использование на уроке различных сообщений и сочинений, написанных на местном материале, дающих правильное представление о научных положениях, жизненных явлениях, которые излагаются на уроке;
- составление и выполнение учащимися индивидуальных карточек на материале краеведения;
- выполнение, а затем использование результатов самостоятельной, творческой работы краеведческого характера.
Принципиально важным требованием в процессе передачи учащимся новых знаний является постановка таких вопросов, ответ на которые требует поисков новых понятий. Проследим, как краеведческий материал влияет на формирование у детей новых понятий.
- Краеведение помогает учителю вызвать у учащихся чувство нового, пробудить в них высокую впечатлительность, углубляет понимание причинной зависимости между новыми понятиями. Последовательное введение новых элементов в процессе объяснения, в основу которого положен местный материал, способствует раскрытию признаков новых понятий, в результате чего степень усвоения учебной программы значительно возрастает.
- Использование краеведческого материала в процессе передачи новых знаний создает условия для вовлечения школьников в активную творческую работу, что формирует их глубокий интерес к тем фактам, явлениям, в “открытии” которых они принимали участие.
- Влияние краеведческого материала на процесс передачи новых знаний выражается в усилении умственной активности учащихся на уроке, мобилизации силы воли и укреплении их уверенности в научности полученных знаний.
Рассмотрим на примере конкретного урока действие вышеизложенных принципов и приемов.
Тема урока: Диалектная лексика
(Урок в V классе на материале говора родного края)
Цель: знакомство с диалектной лексикой как особым пластом русского языка.
Задачи: развитие интереса к живой народной речи и устному поэтическому творчеству; совершенствование навыка работы со справочной литературой; воспитание любви к малой родине.
Оборудование: “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля; магнитофонная запись народной музыки; запись на доске:
1)эпиграф к уроку:
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства,
И я ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его,
Не растерять,
И есть ли такие средства?
А.Яшин “Родные слова”
2) Словарик:
трэ/ба – требуются
батоги/ – палки
ляди/нка – погребок
скли/зко – скользко
пи/вень – петух
скры/ня – сундук (ср. скрывать – прятать)
хо/валки – прятки
мыгы/чка – изморось
рушни/к – полотенце
окро/п – кипяток
сыр – творог
парува/ть – вариться на пару
Ход урока
1. Оргмомент. Звучит народная музыка.
2. Слово учителя:
- Ребята, вместе с привычным школьным звонком нас позвала сегодня на урок народная музыка. Это не случайно: мы будем изучать народный говор. Тема урока – “Диалектная лексика”. Это лексика, ограниченная в употреблении. О таких словах речь идет в эпиграфе, который я подобрала к сегодняшнему уроку. Прочтем его (один учащийся читает выразительно вслух).
3. Синтаксическая пятиминутка (на материале эпиграфа).
- Из скольких предложений состоит цитата? Докажите.
- Дайте характеристику этих предложений.
- Назовите грамматические основы первого предложения. - Чем выражено сказуемое второй грамматической основы?
- Составьте схему первого предложения.
- Как вы понимаете слово “привадила”. ( Это просторечное слово. Привадить – приучить к кому-нибудь, чему-нибудь лаской, вниманием, расположить).
- Как вы поняли, чем озабочен автор стихотворения? Почему эти слова нужно отстаивать, стремиться не растерять?
4. Переход к изучению нового материала. Разыгрывается сценка, заранее подготовленная учащимися.
Учитель: - Это реальный случай с реальными лицами.
Жил в нашем селе когда-то фельдшер Василий Петрович Горин, тот самый, который с С.В.Рахманиновым, известным композитором, отдыхавшим у нас, купался. Василий Петрович был интересный, знающий человек.
Однажды к нему в больницу приходит мальчик. Он очень не хотел идти на уроки. Мама у него – учительница, не позволит дома остаться.
Приходит он к Василию Петровичу и говорит:
- Васыль Петров, у менэ живит болыть.
- А вот лягай на кушетку, сейчас подывлюсь, шо у тебэ произошло. Тут больно?
- Ни.
- А тут?
- Ни.
- А тут?
- Больно.
- Вот тебе рецепт. Иди лечись.
Взял мальчик листочек, который дал ему фельдшер, радостно побежал в аптеку.
В аптеке женщины прочитали рецепт и засмеялись. Мальчик удивился: “Что произошло?”
А в рецепте было написано: “Треба батогив”.
(Учитель выясняет, какие слова, произнесенные героями сценки, не являются общеупотребительными, а характерны для речи жителей нашего села. Учащиеся в случае затруднения толкования слов обращаются к словарику, записанному на доске).
5. Терминологическая работа.
Учитель: - Диалект – разновидность общенародного языка. Говор – мельчайшая единица диалектного языка, например: говор села Красное Новохоперского района Воронежской области, рязанские говоры, костромские, псковские. Говоры объединяются в наречия. В русском языке два наречия – южное и северное. Говорам южного наречия, как и русскому литературному языку, свойственно акающее произношение: а и о в безударном слоге звучат одинаково:
[акно/], [малако/]. Так говорят в Курской, Тамбовской, Рязанской и других областях, расположенных к югу от Москвы. Говоры северного наречия – окающие. В Архангельской, Вологодской, Костромской областях произносят: [окно/], [корова/]. Между северным и южным наречиями располагаются среднерусские говоры, среди которых встречаются как акающие, так и окающие. Диалекты (наречия, говоры) изучает раздел языкознания, называемый диалектологией.
(Эту работу можно поручить сильному учащемуся, заранее порекомендовав самостоятельно изучить параграф 62 учебника “Русский язык: Теория” и статью “Диалектные слова” из книги Л.А.Введенской “Русское слово”).
6. Сообщение “Что дает изучение местных говоров ученым”? (выступает ученик, готовивший индивидуальное домашнее задание).
Ученик: - Оказывается, говоры – это ценнейший источник изучения истории русского языка. Ведь многие черты, утраченные в общем литературном языке, еще сохраняются в областных говорах. А изучение диалектных особенностей на географической карте помогает изучить историю нашего народа. Причем как историю древнюю, например, размещение древнерусских племен и пути освоения нашими предками громадных территорий на севере и востоке нашей Родины, так и более позднюю. На диалектологических картах оказываются запечатленными торговые пути, традиционные связи жителей разных областей страны.
Задумывались ли вы над тем, почему говор нашего села без особого труда понятен украинцам? В 1717 году, откликнувшись на публикации вице-губернатора Азовской губернии, проживавшего в г. Воронеже, о переселении “охочих” людей на свободные земли Хоперской крепости, несколько семей из Харьковской губернии “сели” на отведенных землях на Савале. Слободу назвали Красненькой.
7. Работа над характерными особенностями диалектной лексики села. Игра “Кто больше и быстрее?” (учитель приводит один пример на каждую особенность, остальные – подбирают учащиеся самостоятельно, затем коллективно проверяется).
Учитель: - Народные говоры – свидетели русской истории. Они сохранили названия предметов крестьянского быта, традиционной одежды, пищи, орудий, труда. Слова, употребляемые только в определенной местности, могут отличаться от общеупотребительных слов особенностями произношения (хва/ртух – “фартук”) (записывается пример в первый столбик), ударения (песни/ – “пе/сни” (2-й столбик), словообразования (кошеня/ – “котенок”) (3-й столбик), морфологическими особенностями ((спелая) я/блука – яблоко) (4-й столбик).
Наконец, говорам известна лексика, не имеющая родственных слов в литературном языке (спри/зьба – “завалинка”, би/ля – “возле”) (5-й столбик). (Учащимся дается несколько минут для выполнения задания).
8. “Отгадай загадку”. Работа с классом.
Учитель: - Эти загадки загадывают пожилые люди нашей местности своим внукам.
Задание: найдите диалектные слова, встречающиеся в загадках, укажите их лексическое значение.
- Сухой Гаврилко вскочил в ляди/нку, разогнал всю скотинку. (Гребень, голова)
- Скли/зко, неловко, всерёдке веревка. (Иголка и нитка)
- Красненький пи/вень по жерди ходит. (Горящая лучина)
Вопрос к классу: - Почему в загадках, песнях, частушках, пословицах и поговорках нередко встречаются диалектные слова? По разговорам всю/ды (годится), а по делам нику/ды. (Пословица)
9. Учитель знакомит ребят с “Толковым словарем” В.И.Даля, рассказывает о современных исследованиях народных говоров.
- Какие специальные пометки имеют диалектные слова в словаре?
10. Письменное упражнение. Распределить слова в два столбика:
1) общеупотребительные; 2) диалектные. Обозначить орфограммы.
Мыгычка, п..л..тенц.., броюсь, ховалки, к..рзина, п..тух, к..чели, скрыня, рушник, ч..стушки.
11. Устное упражнение. (Индивидуальное домашнее задание).
Ученица: - Послушайте слова песни, которую поет моя бабушка, делая вареники. Ваша задача – найти в отрывке из текста песни диалектизмы и дать их толкование.
Вареники-сторчаки,
Велики мученики.
Велику муку терпели:
В окропе кипели,
Сыром боки набивали,
Маслом очи заливали,
На пару парували.
12. Выразительное чтение учащимися наизусть стихотворений Леонида Решетникова “Вятский говорок” и Николая Брауна “Говор мой…”
Учитель:- Как вы думаете, ребята, для чего авторы стихотворений используют диалектную лексику? (Они придают произведению народный колорит, передают особенности речи жителей определенной местности).
- Но вы, ребята, должны помнить то, что незнание отличий местного говора от литературного языка приводит к орфографическим ошибкам.
13. Подведение итога (возвращение к эпиграфу урока).
Учитель говорит о необходимости изучения народных говоров, которые дают исчерпывающие сведения по истории русского языка в целом, помогают сохранить традиции и обычаи, о внимании и уважении, которых заслуживают носители диалектной речи. В этом нас убеждает история многих литературных и диалектных слов, поиски их этимологии. (см. “скрыня” – скрывать, укрывать; в слове “чувствовать” непроизносимый согласный можно проверить местным диалектным словом “недочувать”).
14. Задание на дом: 1) Выучить параграф 62 “Теории”. 2) Составить 2-3 словарные статьи с диалектными (областными) словами по образцу: Гарбуз. –ы, м. (обл.). Тыква. Посадить гарбуз. 3) Индивидуальное задание сильным учащимся: найти и затранскрибировать 2-3 пословицы, в которых встречаются диалектные слова.