Цели:
I. Образовательные
- Обобщение и систематизация знаний по указанным темам.
- Отработать навыки постановки тире между подлежащим и сказуемым;
- Пробудить интерес к личности казанской царицы Сююмбике.
II. Развивающие
- устную и письменную связную речь у учащихся;
- умение применять полученные знания и на уроках русского языка и на уроках татарского языка.
III. Воспитательные
- Воспитание чувства патриотизма, коллективизма
Форма урока: Интегрированный
Оборудование:
- Таблица «Тире между подлежащим и сказуемым» на русском и татарском языках.
- Компьютер
- Кодоскоп
- Индивидуальные карточки
- Материалы о казанской царице Сююмбике, о башне Сююмбике и иллюстрации
- Технологическая карта для каждого ученика.
Ход урока
I. Слово учителя.
Тему «Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым» обобщим на материале, посвященной замечательном дате для всех татарстанцев – тысячелетии Казани. Поговорим об одной из достопримечательностей столицы – башне Сююмбике и легендах, рассказывающих о последней казанской царице.
Прочитаем текст и выполним задания. (символ Казани)
Архит…ктурный симв..л Казани стройная семиярусная башня Сююмбике из красного обожже…ого кирпича. Высота её достигает 58 метров, а над Казанкой она возвышается почти на 80 метров. Ра…пол…жение башни на возвышенном месте кремлевск… мыса делает её самой приметн… точкой города.
Задания:
1. Докажите, что данная запись является текстом?
- это текст, потому что предложения объединены одной темой - рассказом о башне Сююмбике);
- во-вторых, предложения связаны цепной последовательной связью;
- 2-е предложение продолжает смысл 1-го предложения, существительное башня заменено местоимением её;
- в 3-м предложении вместо местоимения её вновь употребляется существительное башня.
- основная мысль текста заключена в 1-м предложении. Текст можно озаглавить «Символ Казани».
- тип речи – описание
2. «В копилку памяти».
Послушайте рассказ о Сююмбике, это интересно.
(ученик, заранее подготовленный, рассказывает о данном архитектурном памятнике)
Башня Сююмбике.
Вопрос о времени сооружения башни остается спорным, однако большинство ученых датирует это сооружение XVI веком. Во времена взятия Казани Иваном Грозным татарские князья обвинили последнюю царицу Казанского ханства Сююмбике в предательстве и выдали ее русскому царю. После падения города казанскую царицу и ее пятилетнего сына Утямыш-Гирея увезли в Москву, а из мавзолея удалили могилу Сафа-Гирея, мужа Сююмбике. Тогда же по приказу Ивана Грозного и была построена башня, получившая имя Сююмбике.
Долгие века башня Сююмбике первой встречала рассвет да последней провожала закат. Много легенд связано с башней. Так, по татарским поверьям, семь ярусов башни означают семь небес. Преданиями овеяно и имя царицы Сююмбике, ставшей воплощением верности своему народу. Легенды живут, вдохновляя художников па новые произведения.
Известно, что в настоящее время Сююмбике – одна из падающих башен мира: она отклонилась от своей вертикальной оси почти на 170 сантиметров. Ученые и архитекторы предпринимают попытки спасения памятника. Сейчас башню опоясывает железное кольцо и удерживает её от падения. Священный памятник татарского народа признан памятником культуры мирового значения и находится под защитой ЮНЕСКО.
3. Дать лексическое значение слов:
- архит…ктура –
1. строительное искусство, зодчество
2. стиль постройки - симв..л - то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлеченного.
- мыс – часть суши, вдающаяся острым углом в море, озеро.
4. Составьте словосочетания с данными словами и разберите одно из них:
(архитектурный памятник, символ мира и т.д.)
5. Объясните правописание пропущенных орфограмм и пунтограмм:
6. Выполнить синтаксический разбор 1-го предложения.
Вопрос к классу:
- Почему нужно поставить тире между подлежащим
и сказуемым? Обратимся к таблице.
- Перечислите постановку тире между подлежащим и
сказуемым( 6 случаев).
- А в татарском языке?
- Сделайте вывод
Тире между подлежащим и сказуемым Ставится если: подлежащее сказуемое выражено выражено: |
|
1. существительное-
существительное 2. существительное- числительное 3. существительное – неопределенная форма глагола 4. числительное – существительное 5. неопределенная форма глагола – существительное 6. неопределенная форма глагола - неопределенная форма глагола. |
II. Ребята, не забывайте заполнять технологическую карту.
Виды работы | Оценка: субъективная | Оценка: объективная |
1. Анализ текста 2. Разбор словосочетаний 3. Разбор предложений 4. Задание по карточкам 5. Сочинение |
От 2 до 5 баллов.
- Следующее задание – работа по карточкам;
- Свои знания вы можете проверить по тестам на компьютере.
Задания на карточке.
1 задание: Переведите предложения на русский язык, графически обозначьте постановку знаков препинания:
2 задание.
Расставьте знаки препинания, где это необходимо, объясните(обозначьте) графически их постановку:
- Дело художника –рождать радость.
- Для нас жить – значит работать.
- Облака как причудливые замки.
- Дружба не услуга, за неё не благодарят.
Проверяем по кодоскопу.
III. 1. Встреча с гостьей.
( В костюме Сююмбике выходит десятиклассница рассказывает о казанской царице на татарском языке).
Сююмбике
Как-то раз московский царь увидел портрет Сююмбике и влюбился в красавицу. Отправляет он послов в Казань, Сююмбике, сватает её. Сююмбике не соглашается. Тогда московский царь разгневался и сказал: «Коли своею волею не выйдешь за меня замуж, пойду на вас войной и насильно возьму тебя!» Объявил он войну Казанскому ханству. Осаждал город Казань семь лет, затем разрушил крепостные стены и захватил город. Сююмбике, увидев победу врагов, поднялась на минарет мечети, в которой был похоронен её муж, и бросилась вниз. После этого ханскую мечеть стали называть «Башней Сююмбике»
Вопрос к классу:
Что нового вы узнали о Сююмбике?
Расскажите.
2. Используя необходимый материал урока, напишите сочинение на одну из тем (какой тип речи вы используете при раскрытии той или иной темы?):
- У башни Сююмбике.
- Мои размышления о казанской царице.
- Какой я представляю себе Сююмбике.
(В своих сочинениях используйте предложения на нашу тему: «Тире между подлежащим и сказуемым»).
Работу закончить дома.