Урок "Универсальный заменитель"

Разделы: Русский язык


Цель: знакомство с местоимением как частью речи (с опорой на жизненный опыт учащихся), его синтаксической функцией; учить находить местоимения в речи, определять их роль в тексте, правильно употреблять местоимении; развивать творческие способности учащихся.

Ход урока

Орг. момент.

Вступительное слово учителя:

Люди, я хочу разговаривать с вами!
Не укороченными словами,
Не забормоченными словами,
А полновесными, добрыми, большими словами
Я хочу разговаривать с вами! (Л.Ошанин)

(Приложение 1, 1-я стр.)

Заменители в нашей жизни. Актуализация темы урока.

Учитель: Мы с вами люди серьёзные, и будем говорить о серьёзных вещах. Посмотрите, пожалуйста, на тему урока. Часто ли вам в жизни приходится встречаться с заменителями? Как вы понимаете значение слова “заменитель”? (ЗАМЕНИТЕЛЬ, –я, м). Материал, продукт, который по своим свойствам может заменять другой. (Толковый словарь С.И.Ожегова). (Приложение1, стр.2) С какими заменителями вам приходились встречаться в жизни? ( Заменитель сахара, заменитель кожи, заменитель натурального меха) – (Приложение 1, стр.3)

Работа с текстом.

Цель работы: наблюдение над ролью местоимений в тексте, развитие логического мышления, творческих способностей учащихся.

Учитель: Вот и в русском языке существует такая универсальная часть речи, которую тоже можно назвать заменителем. А вот что это за часть речи и что она заменяет, нам ещё предстоит выяснить. Перед вами на столе лежат кусочки пластилина. Я прочту небольшой отрывок, а вы попробуйте догадаться, кто является героем этого произведения и вылепить его.

Прослушивание текста.

Послышалось стрекотание. Я поднял голову и увидел нечто. Это нечто имело большую голову, тонкий хвост и прозрачные крылья. Оно летало боком, горизонтально, назад….(Даём возможность детям вылепить героя)

Учитель: Сравните фигурки. Почему у каждого из нас получились такие разные ответы? (Герой не был назван)

Продолжаем чтение. (Приложение 1, стр.4)

Вот машина – стрекоза снизилась, и голова оказалась кабиной, а прозрачные крылья большим винтом. Это был вертолёт.

 Учитель: Какие слова в тексте ввели нас в заблуждение, позволив спутать вертолёт со стрекозой? Почему это стало возможно? Какие слова используются вместо названия героя? Вы узнали эти слова? Какой частью речи они являются? Если эти слова не называют предметы, тогда какую функцию они выполняют в тексте?

Вывод: Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Учитель: Почему же местоимение называется местоимением? Посмотрите внимательно на слово, и, возможно, оно само расскажет о себе. (Рассуждение: Местоимение - вместо имени. Слово “вертолёт” (а это имя существительное) заменяется словами нечто, оно.

Словарная работа.

- Я в начале урока сказала, что местоимение – это универсальная часть речи. Что означает слово “универсальный”?

Запись слова в раздел словаря “Пиши правильно”.

Работа со словарной статьёй: универсальный – с разнообразным назначением, для разнообразного применения. Универсальное средство. У. магазин (универмаг). У.

станок. (Приложение 1, стр.5)

Продолжение наблюдения над местоимением.

Учитель: Так почему же местоимение можно назвать универсальной частью речи? Дети высказывают предположения: может заменять не только имя существительное, но и какие-то другие части речи.

- Тогда что же ещё? Мы, представляя себе вертолёт, уже начали разговор о небе. Включите своё воображение и попытайтесь представить себе картинку, ассоциирующуюся со словом небо. Что вы при этом увидели?

Возможные ответы детей: облака, птицы, ветер.

Учитель: Попробуйте выразить своё видение ветра одним прилагательным. Какой он? (Холодный, шаловливый, дурашливый…)

Учитель: Такой ветер часто случается в начале весны.

Каким словом я заменила все ваши прилагательные? (Словом “такой”)

Это тоже местоимение. А если я скажу, что у нескольких человек ветер получился одинаковым, то укажу ли я при этом точное число? Каким словом я заменила числительное? (Несколько)

Вывод: местоимение может быть употреблено вместо имени существительного, имени прилагательного и имени числительного. Таким образом, местоимение может заменять именные части речи. (Приложение 1, стр.6)

Януш Корчак написал такую удивительную историю о местоимении: “Я вам расскажу сейчас об одном малюсеньком слове, таком умном, что прямо не верится. Этакое маленькое словцо: кто? Постучали в дверь, ты спрашиваешь: “Кто это?” А не будь этой малышки КТО, ты должен был бы спросить: “Это Казик стучит? Или Менька? Или тётя? Или гончар? Или продавец посуды?” А тот всё отвечал бы: “Нет, нет, нет”. И ты мог бы так три часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел и не пил бы, всё только спрашивал бы. А так: “Кто там?” - и в этом коротеньком кто сидят все имена всех на свете людей. Кто – это местоимение”.

Чтение определения местоимения в учебнике.

Игра “Ассоциации”.

Учитель: Ребята, а с чем местоимение ассоциируется у вас?

Дети высказывают своё мнение.

Учитель: В моём воображении этот универсальный заменитель ассоциируется с трёхголовым сказочным драконом, только очень добрым.

7Закрепление.

1) Творческое задание: составьте описание предмета (по аналогии с описанием вертолёта), не называя его. Какая часть речи поможет это сделать? (Местоимение)

Проверка работ. Дети называют по описанию предмет, отмечают наиболее удачные работы.

2) Редактирование текста. (Приложение1, стр.7)

Задание: отредактировать текст, заменяя повторяющиеся слова местоимениями, затем записать его, подчёркивая местоимения как члены предложения.

Ирис.

Эта история касается далёкого прошлого. Первый ирис расцвёл много миллионов лет назад на юге Азии. О появлении ириса люди сложили легенду.

Полюбоваться первым ирисом собрались звери, птицы, насекомые. Ирис был большой и нежный. Все боялись к ирису прикоснуться. Казалось, что от прикосновения ирис погибнет. Вода и ветер дождались появления семян нового цветка и разнесли их по всему по всему земному шару. Но больше всего ирисам понравилось в Италии. Коснулись ирисы тёплой итальянской земли и решили остаться здесь.

В Италии ирисы растут и сегодня в изобилии.

У нас в России ирисы называют петушками, косичками, сорочьими цветами, лузиками. Но самым известным названием остаётся касатик.

Учитель: Каково назначение местоимений в тексте? (Местоимения помогают устранить повторы, соединяют предложения в тексте). Какую синтаксическую функцию могут выполнять местоимения?

Подведение итогов. (Приложение 1, стр.8)