Цели урока:
Познавательные:
- проверить знания учащихся о многозначных и однозначных словах, прямом и переносном значении слова;
- повторить понятие о лексике, как разделе науки о языке; 3) проверить знания ребят об омонимах, синонимах, антонимах.
Практические:
- формировать умение определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово;
- совершенствовать умение различать прямое и переносное значение слова, находить в толковом словаре омонимы, синонимы, антонимы;
Общепредметные:
- совершенствовать умение пользоваться толковым словарём;
- учить видеть системные отношения в лексике;
- установить уровень умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях
Ожидаемый результат: выработать умения определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово, различать прямое и переносное значение слова, подбирать к словам синонимы, антонимы, отличать омонимы от многозначных слов
Оборудование: карта страны “Лексика”, словари.
На доске:
- Выполнив задание, мы получили право путешествовать по земле лингвистической страны.
- Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз.
- Мать с младенцем спасена, землю чувствует она.
- Земля вращается вокруг солнца.
- Береги землю родимую, как мать любимую.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Сегодня великолепный день для путешествия. И хотелось бы, чтобы вы его запомнили.
Откройте тетради, запишите число.
Задача нашего путешествия: побывать в стране, о которой мы говорили на предыдущих уроках. Называется эта страна “Лексика”. Компасом будут служить ваши знания. Перед вами лежат листы контроля. В них вы будете выполнять некоторые задания.
II.
– Ребята, а вы помните, почему страна, куда мы отправляемся, называется Лексикой?
(Лексика (от греч. “лексис” - слова, выражения, оборот)).
- А. М. Горький говорил: “Русский язык неисчерпаемо богат, и всё обогащается с быстротой поражающей”.
– Давайте попробуем определить значение слова “богатый” по словарю.
(1. Обладающий большим имуществом.
2. Дорого стоящий, роскошный, великолепный.
3. Имеющий в большом количестве чего-либо с избытком.
4. перен. Содержащий много ценных качеств).
– В каком из этих значений А. М. Горький употребил слово “богатый”?
– Чем же богат язык?
(Язык богат словами, грамматическими формами для выражения мыслей и их оттенков).
– Дети, а для чего же нужно знать язык?
(Знание языка необходимо для общения. Человек, живя среди людей, работая на производстве, обучаясь в школе, не может не общаться. А делает это он с помощью слов, составляет из них предложения, тексты).
– Скажите, сколько, по-вашему, слов в русском языке? Где об этом можно узнать? (Количество слов в русском языке постоянно изменяется, потому назвать точное число слов невозможно).
- “Собраны” слова в словарях.
- Какие вы знаете словари?
(1. Толковый словарь 2. Орфографический словарь 3. Словарь антонимов 4. Словарь синонимов 5. Фразеологический словарь 6. Словарь иностранных слов.)
(Выставка. Показ словарей)
– Перед вами словари русского языка. В каждом из них даны слова, но рассматриваются они с разных сторон.
О чем могут рассказать словари? (Дети выходят по одному и рассказывают о словарях).
Вывод
- Итак, дети, мы с вами выяснили, что в словарях отражается богатство русского языка, но оно создается не только большим количеством слов, а ещё и тем, что в русском языке есть многозначные слова, слова с переносным значением, слова, близкие по значению. Как называются такие слова? (Синонимы.) - Чем отличаются слова друг от друга?, (Слова отличаются лексическим значением, о нём мы узнаем в толковом словаре). - Поскольку мы сегодня с вами путешествуем, то попробуем определить значение слова “спутник” по толковому словарю. (1. Человек, который вместе с кем-нибудь совершает путь).
Я выбираю вас сегодня своими спутниками по стране, которая называется “Лексика”. И мы вместе совершим путешествие. Позже слово “спутник” приобрело еще несколько значений, зачитайте их.
2. Перен. : то, что сопутствует чему-нибудь, появляется вместе с чем-нибудь.
3. Небесное тело, обращающееся вокруг планеты.
4. Космический аппарат, запускаемый на околопланетную, окололунную или гелиоцентрическую орбиту с помощью ракетных устройств.
- Таким образом, мы с вами выяснили, что лексика русского языка разнообразна. Не случайно мы в начале урока вспомнили слова А. М. Горького.
2. - И всем словам русского языка находится свое место в огромной стране, имя которой “Лексика”. (Показать карту). Как и на любой другой карте, здесь есть территориальное деление, сегодня мы исследуем лишь некоторые из этих территорий.
- Воды Великого океана омывают нашу страну, достичь ее берегов возможно лишь морским путем. Мы приближаемся к станции “Однозначные и многозначные слова”.
- Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна…
И знакомая страна
Вот уж издали видна
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
- Вы прослушали строки из сказки “О царе Салтане... ” А. С. Пушкина. Ответьте на вопрос: “Почему бежало судно, а пристать велят кораблю?” (Судно и корабль – это слова-синонимы. Они использованы для большей выразительности).
- И вот перед нами земля.
Задание: Прочитайте предложения, определите, сколько значений у слова “земля”
Выполнив задание, мы получили право путешествовать по земле лингвистической страны.
Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она.
Земля вращается вокруг солнца. Береги землю родимую, как мать любимую.
Территория
2. Почва
3. Суша
4. Планета
5. Страна
- Как называются такие слова? (Многозначные).
- На станции “Многозначные и однозначные слова” можно увидеть много интересного. Представьте себе:
Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном.
Он растит такую рожь –
С головой в неё уйдешь.
Ставит счетчики монтер.
Ставит фильмы режиссер.
Снял он сказку “Колобок”,
Чтобы ты увидеть мог.
Мама ставит пироги.
Подойди и помоги.
А диагноз ставит врач:
“Просто насморк. Спи, не плачь!”
Если кончился рассказ,
Ставить точку в самый раз.
- Какое слово в этом стихотворении повторялось несколько раз? (Ставить. 7 раз).
- В этом стихотворении у слова “ставить” 7 значений. Это слово многозначное.
- А сколько всего значений у этого слова? (15)
- А теперь новое испытание.
Задание: Решите кроссворд. Определите, сколько значений у каждого из записанных вами слов.
По горизонтали:
3. Графитная палочка, обычно оправленная в дерево, для письма, рисования, черчения.
4. Большая болотная птица с длинной шеей и клювом и длинными ногами.
5. Название весеннего месяца.
По вертикали:
1. Жвачное животное с одним или двумя жировыми горбами.
2. Плоская морская рыба с глазами на одной стороне.
ВЫВОД: Так какие же слова называются многозначными? (Слова, которые имеют несколько значений).
- Однозначными? (Одно значение).
3.
- Ой, ребята, возле доски лежит какая-то записка. Прочитайте её.
- Дорогие путешественники-исследователи! Приветствуем Вас на нашей станции! Предлагаем выяснить значение слова “язык” в следующих предложениях. Если вы это правильно сделаете, то назовете станцию, на какую мы прибыли.
- Записываем в тетрадь:
1. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни.
2. Мама посоветовала мне прикусить язык.
3. Я больно прикусила язык.
4. Язык до Киева доведет.
- В каком значении употребляется слово “язык” в 3-ем предложении, а в 1, 2 и 4-ом!
(Это слово многозначное. В 3-м предложении – в прямом - в 1, 2, 4-ом – в переносном.)
- Значит, мы попали на станцию “Прямое и переносное значение”. Что же такое прямое значение? (Это основное лексическое значение слова.)
- Переносное? (Это вторичное значение.)
- Что дает нам знание многозначных и однозначных слов, прямого и переносного значения?
(Употребляя слова в различных значениях, мы получаем возможность сделать нашу речь выразительной).
Задание: Запишите предложения. Найдите в них слова, которые делают выразительными следующие строки и подчеркните их.
Горит восток зарею новой. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Отговорила роща золотая.
- Какое определение существует для таких слов в литературе? (Метафора).
4.
- Мы устали путешествовать. Давайте передохнем. Отгадайте загадки:
1. На каких полях не сеют и не пашут? (на тетрадных)
2. Какой рукав нельзя пришить? (реки)
3. Из какого крана нельзя напиться? (из подъемного)
- На каком явлении построены эти шутливые вопросы? (На явлении омонимии).
- Ребята, я случайно подслушала диалог жителей этой местности.
- Где вы были?
- У лисички.
- Что вы ели там?
- Лисички.
Если честно, то я ничего не поняла. Объясните, о чем же шла речь. (Животное, гриб).
- Что это за слова? (Омонимы).
- Оказывается, мы сделали привал у стен какого-то города. Но попадем мы в этот город, если скажем, о каких ключах говорится в следующих строчках и как называются эти слова.
- Там, где нужен ключ обычный
Не поможет ключ скрипичный.
И лесным ключом поверь,
Не откроешь эту дверь.
(1. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка. 2. Музыкальный термин. 3. Родник)
- В каком же городе мы находимся? (Город “Омонимы”.)
Задание: Возьмите листы контроля и выпишите из толкового словаря слова-омонимы (по одному).
- Что же такое омонимы? (Слова, одинаково звучащие, но разные по лексическому значению).
5.
- Пора двигаться дальше. Впереди новая станция, ее название вы узнаете после выполнения задания.
Задание: Закончите предложения.
Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт
Мы называем все… (антракт)
На время что-то прекратив,
Мы объявляем… (перерыв)В борьбе, в труде устали слишком,
Дают уставшим… (передышку)
После урока непременно нужна ребятам… (перемена)
- Как называются такие слова? (Синонимы).
- Для чего они служат в речи?
(Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов. )
Задание: В листах контроля выполните следующее задание.
Подберите к данным словам синонимы.
Храбрый…
Дорога…
- Так что же называется синонимами? (Слова, близкие по лексическому значению).
6.
- Мы побывали на многих станциях лингвистической страны “Лексика”. Впереди последняя станция “Антонимы”.
Задание: Посмотрите на рисунок. Перед вами знаменитый Дон Кихот и Санчо Панса.
- Охарактеризуйте наших героев, подобрав пары слов-антонимов. Выполните это задание в листах контроля. (После выполнения этого задания ребята сдают листы контроля).
- Интересно, как же вы охарактеризовали Дон Кихота и Санчо Панса?
(Низкий – высокий
Тонкий – толстый
Веселый – грустный
Радостный – печальный)
- Какие же слова называются антонимами? (Слова, с противоположным значением).
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- Путешествие закончилось.
- Ребята, по какой стране мы сегодня путешествовали? (Лексика.)
- Еще раз, что же такое лексика? (Словарный состав языка.)
- Какие понятия мы повторили?
- Прямое и переносное значение.
- Однозначные и многозначные слова.
- Омонимы.
- Синонимы.
- Антонимы.
- Ребята, но на карте осталось ещё несколько не исследованных нами сегодня территорий.
- Об этих понятиях мы поговорим на следующем уроке.
Запишите домашнее задание:
повторить параграфы 62-66;
выписать из “Толкового словаря русского языка” С. И. Ожегова:
1 в. – 5 диалектизмов
2 в. – 5 профессионализмов
3 в. – 5 архаизмов
4 в. – 5 неологизмов
5 в. – 5 заимствованных слов
6 в. – 5 фразеологизмов.
- Урок окончен. До свидания.
Литература
- Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. -М. : Просвещение,1988
- Косолапкова А. А. Дидактические игры при изучении темы “Лексика”//РЯШ,1990. -№6.
- Лозинская Т. П. Русский язык-это интересно! Книга для учителя. - М. : “Московский Лицей”, Брянск: “Курсив”,1997
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. : Рус. яз. ,1987