Тетрадь "Работа над ошибками на уроках русского языка в 5–6-х классах"

Разделы: Русский язык


Данная тетрадь является продолжением работы над углублённым анализом орфографических ошибок учащихся пятых – шестых классов, начатая мною в 2005/ 06

(“Активизация логического мышления учащихся на уроках русского языка при выполнении работы над ошибками”, - Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. 2005/2006 учебный год).

Заполняя таблицы, предложенные в тетради, поэтапно разбирая ошибки, допущенные в диктантах, изложениях и других видах контрольных заданий, учащиеся вместе с учителем анализируют ошибки, учатся самоконтролю, умению видеть ошибки, объяснить их соотнести с нужным правилом. Всё это способствует более эффективному усвоению нового материала и повторению пройденного. Тетрадь и сводная таблица анализа орфографических ошибок дают полную картину пробелов в знаниях всего класса и каждого ученика в отдельности, что позволяет целенаправленно вести работу над повышением грамотности всего класса и индивидуально с каждым учеником.

В данной работе использован опыт формирования и совершенствования грамотности учащихся, накопленный в методических разработках и теоретических исследованиях в современной педагогике и психологии.

Работа по предложенной системе может вестись и в старших классах, нужно только расширить таблицы материалом, изучаемым в данном классе.

. Тетрадь начинается с “Советов”. Их три:

1. Начни с того, что совсем не трудно: найди слово (слова), ошибку в котором ты легко можешь объяснить, твёрдо знаешь правило

(сам удивлён: “Почему же в диктанте я сделал ошибку в этом слове!”).

Заполни табл. №1.

2. Затем переходи к словам (слову), в написании которых ты и сейчас не совсем уверен, хотя правило вроде бы знаешь…

Обратись к учебнику, повтори правило и выполни задание в таблице №1.

3. Есть слово (слова), ошибку в котором ты не можешь объяснить и нужное правило найти не можешь:

а) обратись к Орфографическому словарю (может быть, это словарное слово, а ты и не знал);

б) Не можешь заполнить таблицу №1, объяснить допущенную ошибку – обратись к учителю!

Далее следует таблица № 1. В ней учащиеся выполняют работу над ошибками.

Таблица № 1

Слово, в котором была допущена ошибка Правило, на которое была допущена ошибка Примеры
Решает решать – 1 спр. колет - колоть, 1 спр.

Затем слова, в которых были допущены ошибки, ученики записывают в таблице №2

“Словарик: Я пишу правильно”

________________________________________________________
Дата

ПИШУ ПРАВИЛЬНО

_________________________________________________________

Завершается работа заполнением таблицы №3. В ней ученики отмечают правила, на допущенные ими ошибки.

Таблица № 3

Фамилия ученика 5 класс “  ”

№п/п Правило, на которое допущена ошибка Число
                                               
1 Знаки препинания в конце предложения                                                
2 Запятая в предложении с однородными членами                                                
3 Обращение                                                
4 Обобщающие слова при однородных членах пред.                                                
5 Прямая речь                                                
6 Сложное предложение                                                
  Оценка за работу                                                

ТАБЛИЦА “РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. ОРФОГРАФИЯ. МОРФОЛОГИЯ”

ФАМИЛИЯ УЧЕНИКА                   5 КЛАСС “ ”

№П.П Правило, на которое допущена ошибка Число
                                           
1 Безударные гласные в корне слова, пров. ударением                                            
2 Безударные гласные в корне слова, непров. удар.                                            
3 Согласные буквы в корне слова и на конце (гл. и зв., непроизносимые согласные)                                            
4 Буквы И, У, А после шипящих                                            
5 Разделительный Ъ и Ь знак                                            
6 Правописание приставок (кроме на з/с)                                            
7 Приставки на З/С                                            
8 Предлоги                                            
9 И, Ы после Ц в корне слова                                            
10 Е.,О после шипящих в корне слова                                            
11 Правописание корней с чередующимися гласными                                            
12 Ь после шипящих на конце у существительных муж. и ж.р.                                            
13 Падежные окончания имён существительных                                            
14 Падежные окончания имён прилагательных                                            
15 Правописание кратких прилагательных                                            
16 1 и 2 спряжение глаголов                                            
17 Гласная перед суффиксом –л в глаголах прошедшего времени                                            
18 Не с глаголами                                            
19 ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах                                            
20 Словарные слова                                            
  Оценка за работу                                            

Таким образом, данная тетрадь включает три вида работ:

  • саму работу над ошибками;
  • анализ ошибок;
  • словарную работу.

Одновременно учитель также проводит анализ ошибок, заполняя сводную таблицу.

Сводная таблица (заполняет учитель, см. приложение 2)

Работа над ошибками находит продолжение и на последующих уроках. Периодически урок русского языка начинается со словарного диктанта, материалом для которого служат слова из таблицы № 2.Один из видов словарной работы с установкой “Я пишу правильно” - это взаимопроверки. Тетради “Работа над ошибками” учитель раздаёт произвольно, ученики проверяют чужой словарик, ставят оценку и записывают на карточку (листочек) слова, в которых и у проверяющего тоже были ошибки. Учитель вместе с тетрадями собирает карточки-листочки. Таким образом, проверяя карточки, учитель выявляет проблемные места в усвоении нового материала и знает, на что нужно обратить внимание при повторении пройденного. В конце четверти (года) учитель проводит контрольную работу, состоящую из двух частей: 1 часть – словарный диктант, в него входят слова, попавшие в карточки взаимопроверок и слова из самого большого словарика. 2часть – учащиеся анализируют таблицу № 3. Они должны перечислить правила, на которые были допущены ошибки в течение четверти (года), привести примеры на названные правила.

Для более глубокого и вдумчивого анализа ошибок учащимся предлагаются творческие работы в качестве домашнего задания. Планы к этим сочинениям они составляют на уроках развития речи вместе с учителем.

  • Письмо к учёному соседу.
  • Как я воевал с ошибками.
  • Почему я плохо (хорошо) написал диктант.

Приложение 1