Данная тетрадь является продолжением работы над углублённым анализом орфографических ошибок учащихся пятых – шестых классов, начатая мною в 2005/ 06
(“Активизация логического мышления учащихся на уроках русского языка при выполнении работы над ошибками”, - Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. 2005/2006 учебный год).
Заполняя таблицы, предложенные в тетради, поэтапно разбирая ошибки, допущенные в диктантах, изложениях и других видах контрольных заданий, учащиеся вместе с учителем анализируют ошибки, учатся самоконтролю, умению видеть ошибки, объяснить их соотнести с нужным правилом. Всё это способствует более эффективному усвоению нового материала и повторению пройденного. Тетрадь и сводная таблица анализа орфографических ошибок дают полную картину пробелов в знаниях всего класса и каждого ученика в отдельности, что позволяет целенаправленно вести работу над повышением грамотности всего класса и индивидуально с каждым учеником.
В данной работе использован опыт формирования и совершенствования грамотности учащихся, накопленный в методических разработках и теоретических исследованиях в современной педагогике и психологии.
Работа по предложенной системе может вестись и в старших классах, нужно только расширить таблицы материалом, изучаемым в данном классе.
. Тетрадь начинается с “Советов”. Их три:
1. Начни с того, что совсем не трудно: найди слово (слова), ошибку в котором ты легко можешь объяснить, твёрдо знаешь правило
(сам удивлён: “Почему же в диктанте я сделал ошибку в этом слове!”).
Заполни табл. №1.
2. Затем переходи к словам (слову), в написании которых ты и сейчас не совсем уверен, хотя правило вроде бы знаешь…
Обратись к учебнику, повтори правило и выполни задание в таблице №1.
3. Есть слово (слова), ошибку в котором ты не можешь объяснить и нужное правило найти не можешь:
а) обратись к Орфографическому словарю (может быть, это словарное слово, а ты и не знал);
б) Не можешь заполнить таблицу №1, объяснить допущенную ошибку – обратись к учителю!
Далее следует таблица № 1. В ней учащиеся выполняют работу над ошибками.
Таблица № 1
Слово, в котором была допущена ошибка | Правило, на которое была допущена ошибка | Примеры |
Решает | решать – 1 спр. | колет - колоть, 1 спр. |
Затем слова, в которых были допущены ошибки, ученики записывают в таблице №2
“Словарик: Я пишу правильно”
________________________________________________________ | |
Дата | ПИШУ ПРАВИЛЬНО |
_________________________________________________________ |
Завершается работа заполнением таблицы №3. В ней ученики отмечают правила, на допущенные ими ошибки.
Таблица № 3
Фамилия ученика 5 класс “ ”
№п/п | Правило, на которое допущена ошибка | Число | |||||||||||||||||||||||
1 | Знаки препинания в конце предложения | ||||||||||||||||||||||||
2 | Запятая в предложении с однородными членами | ||||||||||||||||||||||||
3 | Обращение | ||||||||||||||||||||||||
4 | Обобщающие слова при однородных членах пред. | ||||||||||||||||||||||||
5 | Прямая речь | ||||||||||||||||||||||||
6 | Сложное предложение | ||||||||||||||||||||||||
Оценка за работу |
ТАБЛИЦА “РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. ОРФОГРАФИЯ. МОРФОЛОГИЯ”
ФАМИЛИЯ УЧЕНИКА 5 КЛАСС “ ”
№П.П | Правило, на которое допущена ошибка | Число | |||||||||||||||||||||
1 | Безударные гласные в корне слова, пров. ударением | ||||||||||||||||||||||
2 | Безударные гласные в корне слова, непров. удар. | ||||||||||||||||||||||
3 | Согласные буквы в корне слова и на конце (гл. и зв., непроизносимые согласные) | ||||||||||||||||||||||
4 | Буквы И, У, А после шипящих | ||||||||||||||||||||||
5 | Разделительный Ъ и Ь знак | ||||||||||||||||||||||
6 | Правописание приставок (кроме на з/с) | ||||||||||||||||||||||
7 | Приставки на З/С | ||||||||||||||||||||||
8 | Предлоги | ||||||||||||||||||||||
9 | И, Ы после Ц в корне слова | ||||||||||||||||||||||
10 | Е.,О после шипящих в корне слова | ||||||||||||||||||||||
11 | Правописание корней с чередующимися гласными | ||||||||||||||||||||||
12 | Ь после шипящих на конце у существительных муж. и ж.р. | ||||||||||||||||||||||
13 | Падежные окончания имён существительных | ||||||||||||||||||||||
14 | Падежные окончания имён прилагательных | ||||||||||||||||||||||
15 | Правописание кратких прилагательных | ||||||||||||||||||||||
16 | 1 и 2 спряжение глаголов | ||||||||||||||||||||||
17 | Гласная перед суффиксом –л в глаголах прошедшего времени | ||||||||||||||||||||||
18 | Не с глаголами | ||||||||||||||||||||||
19 | ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах | ||||||||||||||||||||||
20 | Словарные слова | ||||||||||||||||||||||
Оценка за работу |
Таким образом, данная тетрадь включает три вида работ:
- саму работу над ошибками;
- анализ ошибок;
- словарную работу.
Одновременно учитель также проводит анализ ошибок, заполняя сводную таблицу.
Сводная таблица (заполняет учитель, см. приложение 2)
Работа над ошибками находит продолжение и на последующих уроках. Периодически урок русского языка начинается со словарного диктанта, материалом для которого служат слова из таблицы № 2.Один из видов словарной работы с установкой “Я пишу правильно” - это взаимопроверки. Тетради “Работа над ошибками” учитель раздаёт произвольно, ученики проверяют чужой словарик, ставят оценку и записывают на карточку (листочек) слова, в которых и у проверяющего тоже были ошибки. Учитель вместе с тетрадями собирает карточки-листочки. Таким образом, проверяя карточки, учитель выявляет проблемные места в усвоении нового материала и знает, на что нужно обратить внимание при повторении пройденного. В конце четверти (года) учитель проводит контрольную работу, состоящую из двух частей: 1 часть – словарный диктант, в него входят слова, попавшие в карточки взаимопроверок и слова из самого большого словарика. 2часть – учащиеся анализируют таблицу № 3. Они должны перечислить правила, на которые были допущены ошибки в течение четверти (года), привести примеры на названные правила.
Для более глубокого и вдумчивого анализа ошибок учащимся предлагаются творческие работы в качестве домашнего задания. Планы к этим сочинениям они составляют на уроках развития речи вместе с учителем.
- Письмо к учёному соседу.
- Как я воевал с ошибками.
- Почему я плохо (хорошо) написал диктант.