Цели:
систематизировать знания о служебных частях
речи,
Методы и приемы:
Исследовательский; репродуктивный: задания исследовательского характера; работа с таблицами; задания по развитию речи.
Оборудование:
- поле служебных частей речи (слова – цветы);
- плакат (картинки с изображением камня, речки, моста, долины союзов, горы частиц и междометий) (Приложение I);
- раздаточный материал – картинка «Предлоги перепутались»;
- маршрутные листы с заданиями (Приложение II);
- «сигналы» с номерами команд.
Выбирается жюри из 4 человек (по 2 члена жюри на каждую команду)
Группа делится на две команды с названием
1 «Знатоки»
Девиз: «Для нас все препятствия важны, поле, мост, речку, долину и гору мы первыми пройти должны».
2 «Умники»
Девиз: «Все препятствия мы несомненно пройдем, ответы на вопросы быстрее всех найдем».
Преподаватель:
-Сегодня вы должны совершить путешествие по равнине служебных частей речи и сделать восхождение на гору частиц и междометий, отправляясь от придорожного камня. А помогут вам в этом члены нашего компетентного жюри.
Члены жюри раздают маршрутные листы всем членам 2-х команд, проверяют их задания по готовым у них ответам, подсчитывают баллы и поднимают сигнальную карточку той команды, которая впереди, назвав их баллы.
В это время проводит другой член жюри 1-ю паузу, затем 2-ю и т.д., давая задания на смекалку.
I. Поле. Заполните таблицу
ПРЕДЛОГИ |
СОЮЗЫ |
ЧАСТИЦЫ |
МЕЖДОМЕТИЯ |
Пауза 1. Назвать слово, состоящее из 3-х букв – предлогов (сук, сок, ….)
2. Мост. Рассмотрите внимательно картинку, составьте предложения правильно, подставляя подходящие по смыслу предлоги
- Солнце спряталось в тучу. А надо?___________________
- _________________________________________________
- _________________________________________________
- _________________________________________________
- _________________________________________________
- _________________________________________________
Пауза 2. Загадочная надпись над дверью техникума осталась, когда налетел ветер и сорвал все согласные. Утром все увидели такую надпись:
…о…о…о…а…о…а…ь
Помогите восстановить эту надпись. ( Добро пожаловать)
3. Речка. Найдите в тексте ошибки и исправьте их.
Галки.
Нет ни одного села ни одной деревни где бы не было галок. Больших городов галки нелюбят, а ютяться преимущественно в деревне. В течении осени и зимы они живут за счет человека. Зато другую часть года в продолжении весны и лета галки усердно работают на нас. Они истребляют бесчисленное множество насекомых и гусениц. Галки преносят этим громаднейшую пользу человеку. Осенью из-за недостатка насекомых галки нападают на хлебные поля и снопы.
Пауза 3.
Метограмма
С «Л» - лить слезы заставляю
С «Ж» - по воздуху летаю (лук-жук)
С «Ё» - колючий
С «У» - ползучий (ёж-уж)
Последующие задания выполнять на отдельном листе.
4. Долина союзов.
а) Перепишите пословицы, вставляя вместо прочерков подходящие по смыслу союзы. Над сочинительными поставьте букву «С», над подчинительными - «П» (10 баллов)
1. Снаружи поп, _внутри черт. 2. Лучше поберечься, _ожечься. 3. Иди туда, _тебя уважают. 4. Дерево затем и посадили, _есть плоды. 5. Медный кувшин, упав, не разбился, _звон слышен далеко. 6. Не мил и свет, _друга нет. 7. Берегись бед, _их нет.
б) Спишите, раскрывая скобки (10 баллов)
В моховой толще корням леса трудно дышать, (от)того и растет здесь покореженный сосняк, кривая береза. За(то) другие растения (не)боятся мха – всюду рдеет клюква, кругом душистый багульник. Вдоль болота шла тропинка. Но и по ней то(же) было идти опасно. Все вокруг казалось так (не)ожиданно странно и в то(же) время так давно и так сладко знакомо. В это летнее утро трепетные осинки стояли (не)подвижно. В березовом заказнике так(же) было тихо. Летние каникулы я прожил в деревне так(же) приятно, как и в прошлом году.
Пауза 4. Назвать слово, к нему подобрать еще одну букву, чтобы получилось новое слово
(лень-олень, роза-гроза, кот-крот, метр-метро…..)
5. Гора частиц и междометий.
Найдите в данных предложениях частицы. Заполните ими таблицу.
1. И мало ли у нас мохнатых здесь зверей: олени, серны, козы, лани. 2. Такая тишь, даже ни один листик на дереве не шелохнется. 3. Кто думает, до чего – нибудь додумается. 4. Нет, вижу – в пении ты совсем не искусен. 5. На небе нет ни облачка, только у самого горизонта видны небольшие кучевые облака. 6. Давай-ка сядем, вспомним дни былые. 7. Хорошо бы, хорошо бы, снег совсем растаял чтобы, чтобы лодки-корабли плавать в лужицах могли. 8. Где- то совсем недалеко звучит флейта иволги.
Значение частиц | Вопросительные - |
Отрицательные - | |
Усилительно - выделительные - | |
Для образования разных глагольных форм - | |
Придающие словам значения неопределенности - |
Пауза 5. Записать 5 слов, в которых:
а) звуков больше, чем букв (ёлка, заяц, яд, юла, диета)
б) букв больше, чем звуков (судьба, зелень, ссылка, степь, счастливый)
В конце путешествия члены жюри подводят итоги, подсчитывают баллы, поднимают сигнальную карточку той команды, которая победила.
Команды получают соответствующие оценки – победившая по пять баллов, другая по 4 балла. Раздаются соответствующие призы командам: книга и ручка – победителям; записная книжка – проигравшим.