Цели:
- Закрепить правильное правописание парных согласных на конце и в середине слова.
- Закрепить жанры произведений.
- Развивать общий приём умственных действий при проверке слов с сомнительной согласной.
- Обогащать речь через ответы на вопросы, развивать мышление при анализе поступков персонажей, при подборе характеристик главных действующих лиц.
- Воспитывать уважение к себе и своим товарищам, через работу на уроке.
Оборудование: Записи на доске, индивидуальные карточки № 1, 2, 3, 4., тест по теме: “Загадки”, деформированный текст, текст с пропущенными словами, картинка Снегурочки, учебник чтения, карточки со словами на данное правило.
I. Организационный момент.
Прежде, чем начнём урок, давайте разомнёмся. Я прочитаю один раз десять пар слов, попытайтесь их запомнить. Затем, я говорю слово из пары, вы другое:
Утро – ужин
Вечер – завтрак
Гора – горб
Лес – ель
День – ночь
Минута – час
Заяц – кролик
Птица – самолёт
Час – время
Ручка – тетрадь
II. Слово учителя:
а) Ребята, сегодня у нас необычный урок, он более объёмный и сложный, чем всегда. Мы проводим одновременно урок русского языка и чтения, как один большой урок, взаимосвязанный по теме. Такой урок называется интегрированный.
б) Показываю карточки:
- обло...ка, каранда..., тетра...ки.
– Какое задание я могу предложить?
– Какие согласные буквы пропущены?
– Прочитай слово, чётко называя сомнительную согласную.
– Какова задача нашего урока? (научиться подбирать проверочные слова для парных звонких – глухих согласных на конце и в середине слова)
III. Тема урока.
Итак, тема урока “Правописание звонких глухих согласных в словах”. Работая над этой темой, мы будем постоянно обращаться к разным жанрам произведений.
– А какие жанры вы помните?
Карточки: загадка, песенки, потешка, стихи, сказка, рассказ, повесть.
IV. Чистописание.
1. Дата, классная работа.
2. Показываю: б, в, г, ж, з.
– Что за ряд согласных букв?
– Какой буквы не хватает? (парные звонкие согласные, не хватает буквы “д”)
3. Запишите их красиво вместе с недостающей буквой.
4.Допишите их пару.
– В какую группу можно объединить написанные буквы?
5. – Что вы знаете о правописании этих согласных? (чтобы правильно написать парные звонкие – глухие согласные на конце слов и в середине, нужно подобрать проверочное слово с гласным после сомнительной согласной)
V. Повторение. Выделение общих признаков, свойств языкового явления.
1. – Как нужно изменять слово для проверки парных согласных?
(Карточка: один – много, по вопросам. Например.)
– Каким ещё способом можно подобрать проверочное слово?
(Карточка: однокоренные слова.)
2. Моделирование способов проверки парных звонких – глухих согласных в словах.
а) Возьмите карточку №1. (Приложение 1)
Прочитайте текст.
– Из какой сказки эти строки? (р. н. ск. “Снегурочка”)
– Какие времена года описываются в этой сказке?
– В какое время года появилась Снегурочка? Как? (зачитать по карточке)
– В какое время года Снегурочка стала печальной?
– А в какое время года она пропала? Как?
б) Пользуясь карточкой “Способы проверки парных согласных”, выполните задание. Проверка: зачитать.
– Какое правило использовали для проверки?
в) – Где и когда вы ещё встречались со Снегурочкой? (Другие сказки, новогодний праздник, ёлка)
– Какой вы представляете Снегурочку? (Снегурочка – юная девушка, красивая, милая)
– Какой можно назвать её? (Скромной, доброй, ласковой, весёлой.)
Судьба Снегурочки связана с временами года.
VI. Работа с загадками.
1. Тест по теме: “Жанры произведений.” (Книга “Тесты. Чтение.” стр. 15-16.)
А сейчас давайте вспомним какие ещё бывают жанры в литературе. (Загадки, рассказы, стихи, песенки – зрительная зарядка. Находят глазами.)
Возьмите карточку №2, (приложение 2) прочитайте тему, раздел. Задания нужно выполнять молча, самостоятельно, не мешая другим. Читаем первое задание. Обведите кружком правильный ответ. (Затем второе задание) Самопроверка: правильный ответ – б), 1.
Карточки даю дифференцированно.
2. Письменная работа.
а) Отгадайте загадку. Что это? По каким признакам узнали?
Напиши отгадку. 1 человек у доски.
Подбери проверочное слово, запиши.
(Мороз – морозы, морозов, на морозе, морозец)
б) Выборочный диктант.
Карточка №3. (Приложение 3)
Прочитайте загадку. Что это? По какому признаку узнали? 1 человек у доски.
Выпишите слова с парными согласными. Подберите проверочные слова. (Снег – снега, на снегу, снеговик. Лёд – льды, льдов, на льду, ледок, ледяной.)
в) Работа с деформированным текстом. Составьте предложения с этими словами: мороз, снег, лёд, так чтобы получился связный рассказ. (Приложение 4)
1. Пришла зима. Ночью был сильный мороз. На воде появился гладкий, прозрачный лёд. Выпал пушистый снег.
2. Мороз и холод. Снег покрыл землю. Лёд сковал реки, пруды, озёра.
3. Зима. Летит пушистый снег. Стоят морозы. Лёд сковал реки. (Предложения написаны не по порядку)
– Как думаешь, какое предложение будет 1, 2, 3, 4?
– Спишите получившийся рассказ в тетрадь. Озаглавьте его.
Проверка: чтение рассказов.
Карточки диф-но.
VII.
Работа со сказкой. 2-й урок1.Послушайте сказку про Х. Н., который является любимым героем многих народов.
– Почему Ходжа Насреддин принял такое решение?
2.Словарная работа.
Харчевня – закусочная с дешёвыми и простыми кушаньями.
Сума (из сумы) – сумка
Достаточно
Трапеза – приём пищи, еда.
Трактирщик – хозяин трактира.
Ходжа Насреддин
3. Тихое чтение учащимися. Карточка №4
4. Работа по содержанию.
– Что сделал бедняк, проходя мимо харчевни?
– Почему трактирщик потащил бедняка к судье?
– Как звали судью в городе?
– Что сделал этот судья? (зачитай)
– Что ответил Х.Н. на вопрос трактирщика: “Что это значит?” (Зачитать)
5. Чтение по абзацам. (2 гр., инд-о)
6. Целостное чтение. (1 группа)
7. Работа с карточкой №4.
Выполните 2 задание карточки.
– Прочитайте 1 столбик. Кто это? (Главные герои)
– Какие действия они совершали? (2 столбик)
– Соедините прямой линией, какое действие кому подходит.
– А теперь самостоятельно дайте характеристику каждому герою, тоже соединив прямой линией. Решите кто мудрый, простодушный, жадный.
Проверка: зачитать.
8. – Как бы вы озаглавили эту сказку?
Справедливый
Честный Судья
Мудрый
VIII. Письменная работа.
– Что нужно делать, чтобы правильно написать слова с сомнительной согласной?
а) Прочитайте 1 абзац сказки. Вслух.
б) Выберите слова с сомнительной согласной. Запишите их в столбик. Зачитайте их. 1 человек у доски.
в) Подберите к ним проверочное слово.
Предлагаю карточки – подсказки.
Проверка: по доске.
г) – Чему учит эта сказка? (Не быть жадным, помогать друг другу, быть добрее, быть справедливым)
IX. Работа с учебником (смотрю по времени)
1. А теперь вспомним тексты, которые читали на уроках чтения. В каком произведении осуждается обман двух мальчиков? (“Витя Малеев в школе и дома”.)
– Какой урок можно извлечь для себя из прочитанного отрывка?
2. Выборочное чтение и нахождение слов с парными согласными.
а) На стр. 64 найдите абзац, который находится ниже середины листа и начинается после слов: “Ну, не болен, и всё!”
б) Прочитайте. 1 человек.
в) Назови слова с парной согласной, которую необходимо проверить.
Зачитайте. (Эти слова на доске: Шишкин, равно, вылез, вниз, ребята)
Подбери к ним проверочное слово, используя правило. (На доске – шишечка, равен, вылезать, внизу, ребята.)
г) Домашнее задание. Спишите в тетрадь этот абзац. К словам с сомнительной согласной запишите проверочное в скобках. Стр. 64.
Проверка по рядам.
Х. Игра “Цветик – семицветик”
И в заключении проведём игру. Прошу выходить, брать лепесток любого цвета, вставлять пропущенную согласную в слове, если правильно, то прикреплять к сердцевине цветка.
– Что нужно сделать, чтобы понять, что согласную вставил правильно?
(Лепестки: бровь, гриб, ягодка, глазки, сапожки, скрип, коляска; рыбки, дождь, рот, берёзка, пловцы, нос, пирожки.)
Ну, вот у цветка появилось семь лепестков.
– А какую сказку этот цветок напоминает? Автор?
– Чему учит эта сказка?
XI. Итог.
– Как нужно изменять слова для проверки парных согласных?
– Каким ещё способом можно подобрать проверочное слово?
– Какие жанры произведений вспомнили?
– Что взяли для себя из прочитанного?
Оценки.
Физминутки по ходу урока.