Реальное воплощение целей обучения возможно только в совместной деятельности учителя и учащихся, направленной на индивидуальную самореализацию и развитие личностных качеств каждого ученика в ходе освоения предмета, что предусматривает технология личностно ориентированного обучения, составляющие которой: мотивация деятельности учащихся, создание ситуаций выбора и успеха, решение познавательных и исследовательских задач, диалог, рефлексия…
Одна из важнейших задач обучения школьников?
- Развитие речи.
- Развитие способностей к изучению языка.
- Формирование коммуникативных навыков речи.
Основная задача обучения русскому языку?
- Формирование речевой (коммуникативной) компетенции учащихся с привитием совокупности знаний, умений и навыков культуры речи, обеспечивающих им в дальнейшем незатруднённое построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения.
Кому принадлежит ведущая роль в приобщении учащихся к культуре устной и письменной речи?
Безусловно, преподавателям русского языка и литературы.
Но: родной язык – не только предмет обучения, но и средство обучения основам всех наук, в том числе и химии.
Прививать учащимся культуру речи нужно усилиями всех учителей?
Конечно, учителями химии и биологии, физики и математики, … на своих уроках учат детей говорить правильно, используя специальную лексику.
Как добиться большей эффективности при достижении главной цели – развития речи учащихся? Привлекая учителя русского языка к проведению совместных уроков.
Какова характерная примета наших дней? Интегрированные уроки, устанавливающие межпредметные связи.
Для чего нужны интегрированные уроки химии и русского языка?
Для формирования у учащихся прочных орфографических и орфоэпических навыков; для развития умения выражать свои мысли логично, чётко, грамотно; для “перерабатывания” предшествующего опыта, ощущения недостаточности информации, знакомства с новым, сопоставления его с тем, что известно; для запоминания понятного и “приятного” откладывания в сундучок накопленных знаний; наконец, и это главное, для выстраивания отношений учителя с учеником, ученика с учеником – формирования среды, в которой комфортно и ученику, и учителю.
Интегрированный урок химии и русского языка.
Тема урока: Кислород. Оксиды. Горение. Правописание безударных гласных в корне. Полные и неполные, двусоставные и односоставные предложения.
Цели урока:
- Закрепить опорные знания о кислороде и оксидах.
- Создать условия для развития у учащихся умений составлять уравнения реакций и решать расчётные задачи.
- Использовать, развивать, обогащать субъективный опыт учащихся в формировании умения самостоятельно различать вилы предложений по характеру основы и по условиям контекста и речевой ситуации;
- Применять алгоритм работы над орфограммой “безударная гласная в корне”;
- Обеспечить усвоение понятия о функции полных и неполных, двусоставных и односоставных предложений в устной и письменной речи.
- Способствовать личностному росту каждого учащегося, самоутверждению и самовыражению в общении, потребности в творчестве и творческом труде.
Тип урока: Закрепление, развитие и обогащение опорных знаний.
Методы обучения: Монологический, диалогический, поисково-познавательная деятельность.
Формы организации учебной деятельности: Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Средства обучения: Художественное слово, дидактические карточки, познавательные карточки, школьная доска, выразительное чтение.
Литература:
1. Л.С. Гузей и др. Химия 8 класс.-М.: “Дрофа” 2002.
2. книга для чтения по неорганической химии. Часть1. М.: “Просвещение” 1993.
3. Уроки русского языка в 8классе. Поурочные планы. (По программе М.М. Разумовской) Составитель О.А. Финтисова.
Волгоград. Издательство “Учитель” 2003
4. И.С. Якиманская Личностно ориентированный урок: планирование и технология проведения. Директор школы №3 1998
Анализ интегрированного урока химии и русского языка.
Преподавание химии в 8-ом классе, в котором проведён урок, ведётся по программе Л.С.Гузея, а преподавание русского языка по учебнику, методическим рекомендациям и поурочному планированию программы М.М. Разумовской. Эти программы построены на основе концентрической концепции химического и лингвистического образования для основной школы.
Главное правило подготовки и проведения урока – каждый ученик уникален и неповторим. Деятельность учителя и учащихся строилась на отношениях партнёрства, уважения, доверия.
Урок начат с мотивации обучения. Задача этого этапа – подготовить учащихся к работе на уроке, включить в деятельность- была реализована с помощью использования, развития и обогащения уже имеющегося субъективного опыта учащихся по материалам темы.
Трансформация целей в процессе обучения – целеполагание – исключительно сложный момент. Поэтому цели урока, сформированные учителем, начинаются словами “создать”, “способствовать”, “обеспечить”, а завершаются планированием учащимися последующей собственной деятельности.
Реализации принципа систематичности способствует осуществление межпредметных связей. Установление таких связей помогает формированию в сознании учащихся целостной картины мира. На уроке этому способствовали такие формы организации учебной деятельности, как индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, монологический и диалогический методы обучения. Развитие коммуникативной функции поведения учащихся осуществлялось через средства обучения, избранные для данного урока: художественное слово, карточки дидактического и познавательного характера, выразительное чтение.
По наблюдениям психологов, после 30 минут работы внимание учащихся снижается. Проведение релаксации – системы расслабляющих упражнений – помогло учащимся восстановить спокойствие и работоспособность, способствовало созданию благоприятной обстановки на уроке.
Этап рефлексии дал возможность учащимся переосмыслить предыдущие знания, проверить их правильность, отобрать актуальную информацию, необходимую в дальнейшем.
Завершающий этап – анализ деятельности и подведение итогов – позволил создать ситуацию успеха, в условиях которой учащиеся легче раскрываются для самовыражения, самооценки, самоконтроля.
Домашнее задание составлено с учётом принципа дифференциации знаний. У учащихся есть выбор: задания творческого и практического характера.
Урок прошёл успешно, настрой был на оптимальную деятельность, все остались довольны работой.
Какие результаты даёт проведёние ряда интегрированных занятий?
Учащиеся и на других уроках:
- следят за своей речью;
- учатся быстро находить ошибки в ответах одноклассников;
- формируют в себе мотивацию к изучению родного языка.
У каждого человека, независимо от его будущей профессии, необходимо воспитывать:
- Ответственность за грамотное письмо и умение выражать свои мысли чётко и логично.
- Чувство орфоэпической и орфографической уверенности должно быть развито, как чувство собственного достоинства.