Интегрированный урок химии и русского языка по теме "Кислород. Оксиды. Горение. Правописание безударных гласных в корне. Полные и неполные, двусоставные и односоставные предложения". 8-й класс

Разделы: Химия, Русский язык

Класс: 8


Реальное воплощение целей обучения возможно только в совместной деятельности учителя и учащихся, направленной на индивидуальную самореализацию и развитие личностных качеств каждого ученика в ходе освоения предмета, что предусматривает технология личностно ориентированного обучения, составляющие которой: мотивация деятельности учащихся, создание ситуаций выбора и успеха, решение познавательных и исследовательских задач, диалог, рефлексия…

Одна из важнейших задач обучения школьников?

  • Развитие речи.
  • Развитие способностей к изучению языка.
  • Формирование коммуникативных навыков речи.

Основная задача обучения русскому языку?

  • Формирование речевой (коммуникативной) компетенции учащихся с привитием совокупности знаний, умений и навыков культуры речи, обеспечивающих им в дальнейшем незатруднённое построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения.

Кому принадлежит ведущая роль в приобщении учащихся к культуре устной и письменной речи?

Безусловно, преподавателям русского языка и литературы.

Но: родной язык – не только предмет обучения, но и средство обучения основам всех наук, в том числе и химии.

Прививать учащимся культуру речи нужно усилиями всех учителей?

Конечно, учителями химии и биологии,  физики и математики, … на своих уроках учат детей говорить правильно, используя специальную лексику.

Как добиться большей эффективности при достижении главной цели – развития речи учащихся?  Привлекая учителя русского языка к проведению совместных уроков.

Какова характерная примета наших дней? Интегрированные уроки, устанавливающие межпредметные связи.

Для чего нужны интегрированные уроки химии и русского языка?

Для формирования у учащихся прочных орфографических и орфоэпических навыков; для развития умения выражать свои мысли логично, чётко, грамотно;  для “перерабатывания” предшествующего опыта, ощущения недостаточности информации, знакомства с новым, сопоставления его с тем, что известно; для запоминания понятного и “приятного” откладывания в сундучок накопленных знаний; наконец, и это главное, для выстраивания отношений учителя с учеником, ученика с учеником – формирования среды, в которой комфортно и ученику, и учителю.

Интегрированный урок химии и русского языка.

Тема урока: Кислород. Оксиды. Горение. Правописание безударных гласных в корне. Полные и неполные, двусоставные и односоставные предложения.

Цели урока:

  • Закрепить опорные знания о кислороде и оксидах.
  • Создать условия для развития у учащихся умений составлять уравнения реакций и решать расчётные задачи.
  • Использовать, развивать, обогащать субъективный опыт учащихся в формировании умения самостоятельно различать вилы предложений по характеру основы и по условиям контекста и речевой ситуации;
  • Применять алгоритм работы над орфограммой “безударная гласная в корне”;
  • Обеспечить усвоение понятия о функции полных и неполных, двусоставных и односоставных предложений в устной и письменной речи.
  • Способствовать личностному росту каждого учащегося, самоутверждению и самовыражению в общении, потребности в творчестве и творческом труде.

Тип урока: Закрепление, развитие и обогащение опорных знаний.

Методы обучения: Монологический, диалогический, поисково-познавательная деятельность.

Формы организации учебной деятельности: Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Средства обучения: Художественное слово, дидактические карточки, познавательные карточки, школьная доска, выразительное чтение.

Этапы урока

Литература:

1. Л.С. Гузей и др. Химия 8 класс.-М.: “Дрофа” 2002.

2. книга для чтения по неорганической химии. Часть1. М.: “Просвещение” 1993.

3. Уроки русского языка в 8классе. Поурочные планы. (По программе М.М. Разумовской) Составитель О.А. Финтисова.

Волгоград. Издательство “Учитель” 2003

4. И.С. Якиманская Личностно ориентированный урок: планирование и технология проведения. Директор школы №3 1998

Анализ интегрированного урока химии и русского языка.

Преподавание химии в 8-ом классе, в котором проведён урок, ведётся по программе Л.С.Гузея, а преподавание русского языка по учебнику, методическим рекомендациям и поурочному планированию программы М.М. Разумовской. Эти программы построены на основе концентрической концепции химического и лингвистического образования для основной школы.

Главное правило подготовки и проведения урока – каждый ученик уникален и неповторим. Деятельность учителя и учащихся строилась на отношениях партнёрства, уважения, доверия.

Урок начат с мотивации обучения. Задача этого этапа – подготовить учащихся к работе на уроке, включить в деятельность- была реализована с помощью использования, развития и обогащения уже имеющегося субъективного опыта учащихся по материалам темы.

Трансформация целей в процессе обучения – целеполагание – исключительно сложный момент. Поэтому цели урока, сформированные учителем, начинаются словами “создать”, “способствовать”, “обеспечить”, а завершаются планированием учащимися последующей собственной деятельности.

Реализации принципа систематичности способствует осуществление межпредметных связей. Установление таких связей помогает формированию в сознании учащихся целостной картины мира. На уроке этому способствовали такие формы организации учебной деятельности, как индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, монологический и диалогический методы обучения. Развитие коммуникативной функции поведения учащихся осуществлялось через средства обучения, избранные для данного урока: художественное слово, карточки дидактического и познавательного характера, выразительное чтение.

По наблюдениям психологов, после 30 минут работы внимание учащихся снижается. Проведение релаксации – системы расслабляющих упражнений – помогло учащимся восстановить спокойствие и работоспособность, способствовало созданию благоприятной обстановки на уроке.

Этап рефлексии дал возможность учащимся переосмыслить предыдущие знания, проверить их правильность, отобрать актуальную информацию, необходимую в дальнейшем.

Завершающий этап – анализ деятельности и подведение итогов – позволил создать ситуацию успеха, в условиях которой учащиеся легче раскрываются для самовыражения, самооценки, самоконтроля.

Домашнее задание составлено с учётом принципа дифференциации знаний. У учащихся есть выбор: задания творческого и практического характера.

Урок прошёл успешно, настрой был на оптимальную деятельность, все остались довольны работой.

Какие результаты даёт проведёние ряда интегрированных занятий?

Учащиеся и на других уроках:

  • следят за своей речью;
  • учатся быстро находить ошибки в ответах одноклассников;
  • формируют в себе мотивацию к изучению родного языка.

У каждого человека, независимо от его будущей профессии, необходимо воспитывать:

  • Ответственность за грамотное письмо и умение выражать свои мысли чётко и логично.
  • Чувство орфоэпической и орфографической уверенности должно быть развито, как чувство собственного достоинства.

Приложения