Урок русского языка по теме "Морфологические признаки глагола"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель: систематизировать знания морфологических и грамматических признаков глагола и умение применять их в правописании.

Задачи:

  • развивать виды мышления: логическое, теоретическое, дивергентное, креативное;
  • мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, установление закономерностей, классификация;
  • воспитывать любовь к миру, в котором живёшь, умение открывать для себя красоту окружающего мира, стремление двигаться по вертикали через познания к живому мышлению.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, дискета с изображением луга с одуванчиками, магнитофон, запись с голосами “природы”, схемы состава слов, схема-таблица морфологического разбора глагола, тексты “Золотой луг” М. Пришвина на каждого ученика, табличка с новым словом - “инфинитив”, рабочие тетради, таблички “начальная форма, вид, спряжение, время, лицо, число, род, синтаксическая роль).

I. Введение в тему.

(на экране луг с одуванчиками, Приложение1)

У. Я приглашаю вас на луг! На золотой луг!

Выразительное чтение текста. (читает подготовленный ученик)

Золотой луг.

Мы жили в деревне. И раз мне удалось сделать открытие.

Перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Однажды я рано встал и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно, если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из интереснейших цветков, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами и вместе с нами вставали.

Михаил Пришвин.

У. Какова главная мысль рассказа?

Д. Умение открывать красоту мира.

II. Сообщение темы и цели урока.

У. Замените одним словом. Определите тему урока.

Часть речи, отвечающая на вопросы что делать? что сделать?, обозначающая действие предмета.

У. Сегодня на уроке перед нами стоит цель: систематизировать морфологические признаки глагола.

III. Работа над темой урока.

1. Синтаксическая роль.

У. Работаем все вместе на листочках зелёного цвета. (у каждого ученика напечатан текст “Золотой луг”)

У. Найдите в тексте глаголы и подчеркните их.

У. Как их будете подчёркивать? Почему?

Д. Двумя линиями, т. к. в предложении выполняют синтаксическую роль сказуемого. (вывешиваю табличку - синтаксическая роль)

У. Прочитайте глаголы.

2. Неопределённая форма глагола.

У. Назовите отца глагола.

Д. Неопределённая форма. Инфинитив. (введение нового понятия – табличка)

У. Выпишите из текста глаголы неопределённой формы или инфинитив.

Прочитайте.

Докажите, что это инфинитив.

Как зрительно можно узнать глаголы неопределённой формы в тексте?

Д. Они заканчиваются на – чь, -ть, - ти. (табличка)

3. Вид.

У. На какие вопросы отвечает инфинитив?

Почему два вопроса?

Определите вид у глаголов неопределённой формы, которые выписали.

Докажите правильность своего выбора.

В тексте устно определите вид глагола. (“цепочкой” 5 человек) (табличка)

4. Спряжение.

У. Удивительная часть речи глагол. Имена прилагательные и существительные склоняются, а глаголы?

Д. Спрягаются.

У. Работаем с текстом. Определяем спряжение в основной части текста “цепочкой”.

(начинаем определять коллективно, а заканчивают работу самостоятельно),

У. Прочитайте глаголы 2-го спряжения.

- Как определили? Чем руководствовались? (рассказывают правило)

Все глаголы подчиняются данному правилу?

Назовите их.

Запишите глаголы - исключения, которые автор использовал в тексте. (видел)

Разберите по составу.

Найдите в тексте глаголы, соответственно схемам. (дети называют глаголы из текста)

(корень, суффикс, суффикс, окончание, основа)

(приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание, основа)

(Схемы на доске) (табличка)

5. Время.

У. О чём могут рассказать части слова?

Д. О времени, роде, неопр. форме. (указываю на схемы)

У. Выпишите глаголы настоящего времени (раскрывают, становится)

- Докажите. (вопросы, окончания) – (табличка)

У. Местоимение – это часть речи с которой дружит глагол. Случайна ли эта дружба?

Д. С помощью местоимения определяем лицо.

6. Лицо.

У. Все глаголы изменяются по лицам?

Определите лицо у глаголов настоящего времени. (табличка)

Докажите.

- Что заметили?

Д. Таблички разного цвета.

У. Почему два цвета?

Д. Постоянные и непостоянные признаки глагола.

7. Число, род.

У. Мы все признаки обозначили?

Д. Число, род. (две таблички)

IV. Закрепление.

У. Перечислите все признаки глагола, о которых мы сегодня говорили. (читают надписи на табличках)

У. Вспомните, какова была цель урока?

Д. Систематизировать морфологические признаки глагола.

У. Удалось ли нам?

У. Молодцы! На уроке мы составили схему морфологического разбора глагола, которую будем использовать на следующих уроках (открываю схему разбора на доске) и систематизировали знания о глаголе.

У. Найдите глаголы по их морфологическому признаку.

несов. в. , II спряжение, сов. в. , I спряжение, в прош. вр.
в наст. вр. , во мн. ч. в ед. ч. , м. р. , в 3 л.

У. Молодцы!

V. Итог урока.

У. Найдите в тексте глаголы, которые указывают на последовательность действий и предшествуют открытию.

Заметил – стал наблюдать – отыскал оказалось (на доске)

У. Каких глаголов не достаёт? Что происходит с человеком, когда он делает открытие?

Д. Удивляется.

У. Дополним и завершим нашу цепочку.

Заметил – стал наблюдать – отыскал – удивился – оказалось. (Открытие!!!) – (на доске).

У. Вы составили последовательность - схему, с помощью которой происходит открытие, и сами, не замечая того, сделали открытие и не одно! - (схема морфологического разбора и схема по которой происходят открытия)

- Я прошу вас вернуться на луг!!! (на экране первичное изображение луга с одуванчиками)

- Чего не хватает, чтобы луг ожил?

Д. Звуков.

У. Оживите луг только глаголами. (устно, “цепочкой” дети называют глаголы – жужжат, порхают, …. .)

- Вы волшебники! Вам это удалось!!! (звучит запись голосов птиц, шмеля, порывов ветра и выразительное чтение текста “Золотой луг” учеником)

У. (после чтения текста)

Закончим наш урок словами К. Паустовского. Вдумайтесь в них (говорит учитель под звуки “ природы”).

… Есть слова в русском языке, которые отвечают за порядок. Порядок во всём: в мыслях, в делах, в поступках. Называются они глаголами. От первого лучика солнца до приятного сновидения шаг за шагом ты идёшь по ступеням действий. Дышишь, думаешь, творишь, созерцаешь, сострадаешь, любишь… Дружи с глаголами, только они помогут прожить интересно ещё один день, познать мир и совершить ни одно открытие.

Урок окончен! Спасибо за открытия!