Урок развития речи на тему "Письмо". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


ЦЕЛИ:

  • дать определение понятию "эпистолярное творчество", познакомить учащихся с историей письма; дать классификацию существующих видов писем, помочь учащимся уяснить разницу между ними;
  • научить учащихся писать частные письма, соблюдая этику их составления;
  • материалом урока привлечь внимание учащихся к эпистолярному жанру как к письменному виду человеческого общения, таким образом продолжая формировать в них коммуникативные навыки; повысить культуру письменного общения.

ВИДЫ РАБОТ: наблюдение над языковым материалом, словарная работа, слово учителя, сообщения учащихся, беседа, работа с раздаточным материалом, самостоятельная творческая работа по составлению частного письма.

НАГЛЯДНОСТЬ: раздаточный материал (письма, образец заполнения конвертов); записи на доске.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: история.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

1) Слово учителя;

"Я к вам пишу, чего же боле?"

Так начала свое письмо к Е.Онегину влюбленная в него Татьяна. Красиво, лирично звучит оно. Сейчас странно было бы получить или написать что-то в этом роде. Другие времена, другие нравы. Все реже пишем мы письма. И многое теряем.

Ты на даче, в походе, в другом городе. А где-то далеко твои друзья, родители. Они ждут, скучают. Им не терпится получить от тебя весточку, узнать о тебе все. И ты (ой, как неохота!) садишься за письмо. И пишешь...

2) Материал для наблюдения.

Учащиеся "получают" два письма: одно - нацарапанное на грязной, мятой бумажке, небогатое знаками препинания, второе - на чистом листе бумаги, аккуратно и грамотно написанное, содержащее определенную информацию.

Беседа. Вопросы к обсуждению:

- Как вы думаете, с какими чувствами человек, получивший эти письма,будет их читать?

- Умеете ли вы на самом деле писать письма?

3) Постановка целей и задач урока.

Цель нашего урока состоит в том, чтобы познакомиться с письмом как одним из видов общения, узнать его историю и, главное, научиться правильно составлять письма.

4) Из истории переписки.

Слово учителя (в ходе повествования проводится словарная работа):

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что эпистолярное* творчество существует с давних времен. Самая древняя письменность - восточная.

Еще во времена античности* существовал этикет составления писем. Так, письма того периода начинались с имени отправителя, затем следовало имя адресата и приветствие, сопровождавшееся приятными пожеланиями, и лишь затем шел текст.

Материал, на котором писали письма, также с течением времени менялся. Письма писались на каменных, деревянных и глиняных пластинах, на пальмовых листьях, папирусе*, на вощеных дощечках, пергаменте* и начиная с 15 века - на бумаге.

Сообщения учащихся: Сообщение 1. "Папирус". Сообщение 2."Пергамент".

Слово учителя:

Употребляемую в наше время обычную форму письма, так же как и заклеенный конверт, начали использовать только в 20-х годах 19 века в Англии. В середине того же столетия вошли в употребление почтовые марки.

5) Беседа. Вопрос к обсуждению:

- Какие, на ваш взгляд, существуют виды писем?

Слова, помеченные значком, требуют толкования их значения, оформлены на доске в виде словарной работы.

По окончании беседы учащимся предлагается переписать в тетрадь виды писем, предварительно записанных на доске:

1- обычное письмо (более подробный разговор о нем пойдет позже);

2 - почтовые открытки (посылаются, если нет времени написать письмо или необходимо передать какое-либо краткое сообщение.
Так как почтовую открытку могут прочесть посторонние, в ней не пишут ничего такого, что могло бы заинтересовать любопытных. Никаких замечаний и упреков. Приглашение в гости, поздравления с юбилеем, свадьбой, рождением ребенка не посылают открытым письмом. В таких случаях открытку вкладывают в конверт или посылают телеграмму);

3 - благодарственное письмо (посылается в том случае, если вы не имели возможности лично поблагодарить лицо, оказавшее вам услугу);

4 - извинение (посылается тем, кого вы обидели. Хорошо воспитанный человек не считает для себя унизительным признаться в своей бестактности и попросить за нее прощение.

Вежливость требует, чтобы извинения были приняты и чтобы об этом было сообщено в ответном письме);

5 - напоминание (пишется тому, кто забыл о своем долге или затягивает его выполнение. Напоминание обязательно посылают в конверте и пишут в вежливом тоне, даже если есть право предъявить свои требования в законном порядке, например, об уплате долга, возвращении одолженной вещи и т.д.);

6 - рекомендательное письмо (его дают только тому, кого хорошо знают. В нем коротко говорят о способностях рекомендуемого; в меру необходимости, о личных данных);

7 - соболезнования (посылают тому, кого постигло какое-либо несчастье. Это одно из самых трудных писем, требующих большого чувства такта. Соболезнование должно быть кратким и в то же время сердечным);

8 - официальное письмо (заявления, для которых нет специальных бланков. Обычно пишутся на машинописном листе, по возможности коротко, деловито и понятно) ;

9 - анонимные письма (о них говорить не стоит, так же как и читать их. Человек, который не ставит своей подписи под тем, что написал, вряд ли способен понять степень своей непорядочности);

10 - визитные карточки (лицам, которым приходится общаться с представителями различных учреждений и чужими людьми, необходимо иметь визитную карточку. Во-первых, она экономит время: на ней имеются все необходимые данные - название учреждения, должность, адрес, номер телефона. Размеры и форма визитной карточки могут быть разными. Получивший визитную карточку благодарит кивком головы и протягивает в ответ свою. Визитные карточки носят в специальном отделении бумажника).

Результат: учащиеся должны уяснить разницу между существующими видами писем и понять, что ни один вид письма не может быть заменен другим.

6) Слово учителя: "Как писать частные письма".

Цель: обучить учащихся основным правилам составления частных писем.

Частные письма - дело частное. Единого рецепта нет. Но все-таки есть правила, которых обязан придерживаться всякий культурный человек.

Узелки на память.

(На доске записан план "узелков", который учащиеся записывают в тетрадь. Каждый пункт плана предварительно оговаривается с учащимися).

План:

1. Сроки ответа. (Ответить на полученное письмо нужно как можно быстрее: не позднее чем через 3-5 дней после получения. Если нет времени, напишите хотя бы несколько строк. Следует ответить на каждый вопрос письма. Если вы состоите с кем-либо в постоянной переписке, то никаких твердых сроков для ответа не существует, так как каждый пишет, когда у него есть время и желание. Но и здесь медлить нежелательно).

2. Формат письма. (Даже для того, чтобы написать несколько фраз, нужно использовать целый лист бумаги. Бумага должна быть абсолютно чистой, аккуратно обрезанной. Письмо складывается текстом внутрь).

3. Конверт. (Формат конверта должен быть таким, чтобы письмо свободно поместилось в него. Клеевой край не смачивают языком.

Во-первых, это негигиенично, во-вторых - неэстетично).

4. Адрес. (Адрес должен быть точным и аккуратно написанным. Написав обратный адрес, вы экономите время своего адресата, который мог его затерять. Также письмо может возвратиться обратно по каким-либо причинам, без обратного адреса оно просто затеряется).

5. Текст письма. (В письме не должно быть помарок и клякс, почерк должен быть разборчивым. Частные письма, поздравления, выражение благодарности, соболезнования пишут от руки. На машинке печатать письмо лучше при деловой переписке. Старайтесь писать без ошибок, в письме они бросаются в глаза. Затрудняют чтение неправильно поставленные или пропущенные знаки препинания. Иногда неправильно поставленный знак может придать фразе противоположное значение).

6. Дата. (В правом верхнем углу на первой странице или в конце письма поставьте дату).

7. Подпись. (Обязательно ставьте подпись под своим письмом).

8. Обращение к адресату. (Начинайте письмо с обращения "Здравствуй...", "Добрый день...", "Дорогой...", "Милый...". В письме обращения "Ты" и "Вы" пишутся с большой буквы. Закончите письмо пожеланием здоровья, успехов, пожеланиями "Счастливо!", "Всего доброго" и т.д.).

9. Постскриптум (P.S.). (Если случайно забыли что-то написать, можете добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы P.S., что означает "после написанного" (постскриптум).

10. Главное содержание. (Главное в письме - это содержание и стиль. Помните: что написано пером, не вырубишь топором. Не садитесь за письмо в плохом настроении).

Результат; учащиеся должны усвоить этику составления частного Письма.

7) Работа с раздаточным материалом.

Задание: ознакомиться с образцом заполнения конверта; следуя образцу, оформить свой конверт.

Цель; формирование навыка оформления конверта.

8) Закрепление изученного материала.

Цель: выяснить, насколько учащимися усвоена этика составления писем.

а) Фронтальный опрос по изложенному материалу,

б) Самостоятельная творческая работа.

Задание: написать на отдельном листе письмо, соблюдая основные правила его составления.

9) Проверка творческих работ.

III. Подведение итогов урока.

Приложения