Русский язык
-
"Пунктуация при однородных членах с обобщающим словом" 2008
Урок по теме: "Пунктуация при однородных членах с обобщающим словом" имеет своей целью формирование пунктуационных умений и навыков при однородных членах с обобщающим словом; показать, что однородные члены и обобщающие слова - понятия разных объектов (видовые и родовые, часть и целое); указать на определенное интонационное оформление обобщающих слов.
-
Что такое текст? 2008
Урок по теме: "Что такое текст?" ставит своей целью обобщить знания по теме "Текст", сформировать умения определять способы связи (параллельная, цепная) между частями текста; сформировать умения конструировать текст, используя известные способы и средства связи; совершенствовать навыки пунктуации и правописания.
-
Урок — творческое исследование в 6-м классе "Роль причастий и причастных оборотов в поэтической речи" (по УМК "Русский язык" под редакцией М.М. Разумовской) 2008
Урок в 6-м классе "Роль причастных оборотов в поэтической речи" - это анализ стихотворения Виктора Краско о русском языке, который в понимании поэта является чудом великим. Все в уроке: определение идейно-тематического содержания стиха, восприятие образно-эстетических особенностей текста, нахождение языковых средств, лингвистический эксперимент, ответы на проблемные вопросы, ассоциативное восприятие слова и грамматических понятий, цветового и смыслового значения звуков в слове - направлено на совершенствование языкового чутья, речевой деятельности, на воспитание чувства уважения к родному языку.
-
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку (методические и практические рекомендации учителю) 2008
В статье изложены необходимые и достаточные условия подготовки учащихся старших классов к ЕГЭ по русскому языку на этапе повторения и обобщения изученного материала. Большая роль на этапе практического обучения отводится конструированию опорно-логических схем, включающих существенные элементы учебной информации.
-
"О славянах и других народах. Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки", 5-й класс 2008
Уроки раздела "О языке" в 5-м классе помогают осознать тесную связь славянских языков, развивают ассоциативное мышление и информативную культуру, речь учащихся. Совершенствуются умения работы с лингвистическим текстом; морфемного и лексического разборов. Активизации восприятия помогают формы электронной презентации, эвристической беседы, различные виды анализа. Закрепляются навыки определения темы, основной мысли, ключевых слов, изложения. Занятия закладывают основы системной работы по изучению истории языка.
-
Математика в гостях у Русского языка в 4-м классе 2008
Математику мы приглашаем в гости на урок русского языка, когда уже познакомились с многозначными числами, местоимениями, склонениями существительных, лицом и спряжением глаголов.
-
Развитие творческих способностей учащихся среднего звена: из опыта работы 2008
В своей статье я описываю ряд методов и приёмов развития творческих способностей, которые применяю на своих уроках русского языка. Основные задачи педагогической деятельности, особенно гуманитарного профиля, — совершенствование устной и письменной форм речи, коммуникативных умений и навыков; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы для самовыражения.
-
Филологические игры и задачи на уроках лингвистики в средней школе 2008
На уроках русского языка, лингвистики я зачастую предлагаю детям игры в слова, связанные с филологической работой, задачи по поиску и построению слов. Они иллюстрируют богатство и возможности русского языка. Лексика таких упражнений отличается большим разнообразием. Такой разный лингвистический материал способствует успешному владению словом, повышению уровня грамотности.
-
Заимствованные слова 2008
Урок проводится в 6-м классе во время изучения темы "Лексика". Но элементы из предлагаемого мною урока можно использовать в I полугодии 10-го класса, когда повторяются разделы языкознания. На уроке используется технология сопоставительного анализа (русский язык и европейские языки), организуется дискуссия, проводится параллельное повторение стилистики, закрепляется умение работать со словарем.
-
Урок русского языка в 5-м классе "Звательный падеж. Обращение" 2008
Повторить падежи имён существительных; познакомить со звательным падежом как грамматической категорией; со звательной интонацией обращения; его эмоциональной окраской; повторить знаки препинания при обращении. Привить элементы культуры использования обращения в письменной и устной речи; воспитать ответственность за сказанное слово. Показать взаимосвязь исторической грамматики на примере сопоставления материала тем "Обращение" и "Звательный падеж"; развить умение произносить обращение с особой звательной интонацией.
-
Программа курса по русскому языку как иностранному "Я читаю и говорю по-русски" для учащихся 5–6-x классов, владеющих русским языком на элементарном уровне 2008
Программа способствует выполнению второй московской программы по национальной политике. Она дает возможность обеспечить равенство гражданских прав и равные возможности для маленьких москвичей всех национальностей, помогает адаптироваться к изучению школьных предметов на русском языке.
-
Урок русского языка в 9-м классе с использованием компьютерных технологий по теме "Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными" 2008
Ученики очень чувствительны к методической новизне и свежести уроков. Однообразие их быстро утомляет. Предлагаемая технология обучения очень проста и доступна: во-первых, даёт возможность изучать язык в занимательной игровой форме; во-вторых, не позволяет допустить перегрузки учащихся и способствует созданию условий развития способностей учеников; в-третьих, наглядность обучения и визуальный контроль за усвоением учебного материала.
-
Виды работ над словами с непроверяемыми орфограммами. Опыт работы со словарными словами в 1–2-м классах 2008
Правописание словарных слов часто вызывает определённые трудности у детей. Предлагаю вашему вниманию нестандартные виды и формы работы со словарными словами в 1-х и 2-х классах. Разнообразная работа вызывает у детей интерес, они с удовольствием учатся, усваивают написание слов с непроверяемыми орфограммами.
-
Виды работ над словами с непроверяемыми орфограммами. Опыт работы со словарными словами в 3–4-х классах 2008
Правописание словарных слов часто вызывает определённые трудности у детей. Предлагаю вашему вниманию нестандартные виды и формы работы со словарными словами в 3-х и 4-х классах. Разнообразная работа вызывает у детей интерес, они с удовольствием учатся, усваивают написание слов с непроверяемыми орфограммами.
-
Урок здоровья в 5-м классе. Обобщение по теме "Глагол" 2008
Воспитание здоровых привычек и пропаганда здорового образа жизни младших школьников являются одной из важнейших задач в настоящее время.
-
Мастерская письма "Буквы нам нужны всегда, мы без буквы никуда" 2008
Урок-мастерская в начальной школе посвящен алфавиту.
-
Урок обучения грамоте по учебнику В.Г. Горецкого "Русская азбука". Звуки [г], [г'], буква "Г, г" 2008
При составлении конспекта урока использовалась оригинальная авторская методика Г.А. Бакулиной с применением средств субъективизации. Учащимся передается часть функций учителя. Они принимают активное и осознанное участие в организации и проведении структурных этапов урока. Дети формулируют тему и цель урока, определяют виды и содержание всей учебной деятельности на отдельных его этапах, принимают активное участие в овладении учебным материалом.
-
Обособленные члены предложения. Закрепление. 8-й класс 2008
Урок русского языка в 8-м классе по теме "Обособленные члены предложения" преследовал цель формирования прочных навыков обособления членов предложения, умения практического применения правил, воспитания любви к родному городу, его истории, культуре. Материал урока посвящен предстоящему юбилею города Астрахани, поэтому используются стихи о городе, открытки с изображением Астрахани, письмо И.С. Аксакова родителям о впечатлениях во время пребывания в нашем городе в составе ревизской комиссии в ХIХ в.
-
Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из словаря 2008
В данной работе представлены лишь некоторые из возможных упражнений, которые можно рекомендовать при работе над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Эти упражнения позволят учителю заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.
-
Интегрированный урок русского языка и математики "Вместе будем обобщать". Односоставные предложения и квадратные уравнения 2008
Предлагается интегрированный урок в 8-м классе по русскому языку и математике. Для проверки используются тесты по предметам, предложено сочинение-рассуждение.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 5-м классе "Письмо" 2008
Следует вспомнить о великой литературе, о письмах, связывающих людей, разделенных тысячами километров, о множестве жизней, спасенных благодаря записке в бутылке. Но у всех разнообразных даров письменности есть нечто общее. Это свобода. Свобода от времени и расстояния, от невежества и обмана, свобода принимать решения, общаться, верить, творить...
-
Урок русского языка в 7-м классе "Сочинение - этюд о жостовских подносах" 2008
В ходе урока до учащихся доносится информация о прикладном искусстве, изготовлении и росписи жостовских подносов; ребята рассматривают образцы подносов, узнают новые слова и выражения, учатся описывать видимый предмет.
-
"АБВГДейка". Интеллектуальная игра по русскому языку с использованием информационных игровых технологий 2008
Представленная игра "АБВГДейка" по русскому языку составлена на основе тем курса русского языка за 1-й класс. "АБВГДейка" – командная игра. Она имеет большое образовательное и воспитательное значение. В процессе игры первоклассники учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Соревнуясь, дети общаются со сверстниками, каждый стремится поделиться своими мыслями, а также утвердить свой авторитет среди одноклассников.
-
Открытый урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Фонетика" 2008
На уроках, проводимых в нетрадиционной форме, можно сделать преподавание наиболее эффективным. Форм очень много, но главное - побуждать учеников к совместной деятельности. Главная цель - привить любовь к великому русскому языку, научить работать с книгой, воспитывать настойчивость в преодолении трудностей усвоения русского языка. Задача школы - научить детей грамотно, выразительно и образно излагать свои мысли, неустанно работать над совершенствованием культуры речи.
-
Работа по культуре речи на уроках русского языка как средство повышения интереса учащихся к изучению русского языка 2008
В школьной программе по русскому языку, по мнению многих словесников, работе по культуре речи уделяется мало внимания. Учебники содержат небольшой дидактический материал по культуре речи, который не всегда систематизирован. В связи с этим был разработан мобильный динамический блок разноуровневых упражнений и заданий, основным содержанием которых является систематическая углубленная работа с различными видами языковых норм на уроках русского языка в 5–11-х классах.
-
Элективный курс "Деловой русский язык в школе". Занятие "Инновационные формы делового общения" в 11-м классе 2008
Как помочь выпускнику успешно реализовать себя, достойно представить себя на современном рынке труда? Как я, учитель русского языка, могу помочь выпускнику в этом? Предлагаю свой эксперимент.
-
Обобщающие уроки по темам "Морфология" и "«Не» с существительными" 2008
Представлены 2 урока по русскому языку.
-
"Вода, вода, кругом вода…" 2008
Представлено интегрированное занятие, призванное показать ученикам, что мир, в котором мы живем, удивительно интересен, многообразен. Он представляет собой единую, целостную систему. Разговор о таком уникальном веществе, как вода, способствует расширению кругозора учащихся, формированию познавательного интереса, развитию устной и письменной речи. Урок рекомендуется проводить как обобщающе-повторительный в начале или в конце учебного года в 7–8-х классах.
-
Урок русского языка в условиях системы развивающего обучения Л.В. Занкова 2008
Работая в условиях системы развивающего обучения, необходимо строить уроки так, чтобы все его компоненты давали возможность ребёнку самостоятельно находить и критически оценивать способы решения возникших перед ним задач.
-
Урок постановки учебной задачи и моделирования по теме: "Прямая речь" 2007
Урок постановки учебной задачи и моделирования по теме "Прямая речь" построен в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.Д. Давыдова. На уроке раскрываются закономерности постановки знаков препинания при прямой речи. Создается ситуация успеха для демонстрации определенных способов работы, при осмыслении нового материала возникает проблемная ситуация. Исследуя предложенные учителем примеры, ученики формулируют учебную задачу. На уроке основополагающим является метод решения учебных задач, предусматривающий организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся по открытию и усвоению системы теоретических понятий.