Факультатив по русскому языку "Лексика и фразеология русского языка"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Воспитывать у детей любовь к русскому языку, уважение к труду ученых-исследователей русского языка, уважение к народу- творцу языка.
  2. Расширять знания учащихся о языке, формировать у них эстетический вкус, желание обогатить свой словарно-фразеологический запас.
  3. Повышать культуру речи учащихся, развивать умение пользоваться справочной литературой.

Ход занятий

1. Слово учителя:

Здравствуйте, садитесь. Сегодня, ребята, у нас заключительное занятие по факультативному курсу “Лексика и фразеология русского языка”. Тема нашего занятия: “Обобщение изученного по лексике и фразеологии русского языка”.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Алексей Толстой писал: “Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как, значит, и мыслить кое-как. ”

Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Это язык. Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там за широкими дверями.

Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятная Вселенная.

Через слово он впервые узнает о том, что еще не видели, а возможно никогда и не увидят его глаза.

В звучном слове сверкают айсберги Арктики, шумят водопады Африки и Америки. Раскрывается огромный мир звездных пространств, зримыми становятся микроскопические космосы молекул и атомов. И все это только благодаря языку. Для чего же нужен язык человеку? Вот один вариант ответа, дан он много веков назад, и если вдуматься в его смысл, наталкивает на очень серьезные мысли.

2. Сценка. (Приложение № 1).

3. Вопрос к детям: “Для чего же нужен язык человеку?”

4. Сегодня мы на факультативе проведем конкурс “Знатоки лексики и фразеологии русского языка”. Ребята делятся на две команды.

Задание № 1. Вопросы:

К 1 команде: Что изучается в лексике?

Ко 2 команде: Что изучается во фразеологии?

5. На факультативных занятиях мы с вами говорили о том, что жители разных государств, как и люди, могут рождаться, стареть, даже умирать, некоторым дано возрождаться.

Одни живут дольше, жизнь других мгновенно проходит.

Особенно это заметно в лексике. Сегодняшний ученик, читая словарь Владимира Даля,

Найдёт для себя множество абсолютно незнакомых слов, ушедших из активного словаря.

К сожалению, некоторые языки, как и люди, могут умирать.

Задание № 2. Вопрос к командам: Какие языки являются мертвыми языками? (латынь, старославянский, древнегреческий). Эти языки являются мертвыми, так как на них не говорят сегодня, они сохранились только в книгах.

Задание № 3. Вопросы командам: Найти устаревшие слова, заменить их современными словами.

А вы заметили, что он в уме сурьезно поврежден?

Вы ради? В добрый час. Однако же искренне кто радуется эдак?

Который час? Седьмой, осьмой, девятый?

Бог с вами-с, прочь, возьмите руку.

Что за оказия?

Как давиче вы с Лизой были здесь, Перепугал меня ваш голос чрезвычайно.

Вопрос: Из какого текста предложения? (А. Грибоедов “Горе от ума”)

Задание № 4. Найдите в тексте слова, не соответствующие современным орфоэпическим нормам. (Приложение № 2).

Задание № 5. В пьесе Сумарокова “Пустая ссора” увлекаются иностранными словами, удастся ли вам перевести ее? (Приложение №3).

Задание № 6. Найдите в тексте иностранные слова, объясните их лексическое значение. Какова идея стихотворения? (можно пользоваться словарем иностранных слов). (Приложение 4)

Задание № 7. Тест. (Приложение № 5).

Задание № 8. Вспомните, как называют в народе такого человека?

1. Подал ручку, да подставил ножку.

2.

Мое горе – стрела во мне,
Чужое горе – стрела во пне.

3. Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном.

4. Ел да устал, спал да намаялся.

5. Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

Задание № 9. Как об этом говорят? Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

1 команда. Вопросы:

  1. О том, кто часто меняет свои решения.
  2. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь.
  3. О кротком и безобидном человеке.

2 команда. Вопросы:

  1. Об излишней вежливости.
  2. О болтливом человеке.
  3. О положении, когда опасность грозит с двух сторон.

Задание № 10. Кто больше? Подобрать как можно больше фразеологизмов к словам.

1 команда – голова

2 команда – язык

Задание № 11. Загадки-складки “доскажите словечко”.

1 команда.

“Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь,
О них обычно говорят водой … (не разольешь)”.

“Мы исходили городок
Буквально вдоль и … (поперек)”.

“И так устали мы в дороге
Что еле волочили … (ноги)”.

2 команда.

“Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь медвежью … (услугу)”.

“Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, кто по … (дрова)”.
“Ребята слушать их не станут,
От этой песни уши …(вянут)”.

Задание № 12. Укажите сначала фразеологизмы со значением “бездельничать”, со значением “обманывать”, со значением “быстро”. Выписать в три колонки.

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, заправлять арапа, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.

Задание № 13. Загадки-шутки.

  1. Есть ли ноги у газеты, книги?
  2. В каком фразеологизме вспоминается действие таблицы умножения? (дважды два четыре).
  3. Что общего в словах “дуга”, “бараний рог”, “в три погибели” (их можно согнуть).

Задание № 14. Что это?

  1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
  2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые подопытные.
  3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги.

Задание №15. Подберите синонимы к фразеологизмам:

Как горькая редька, задевать за живое, заговаривать зубы, витать в эмпиреях, море по колено, оставлять с носом.

Задание №16. Определите среди приведенных примеров исконные фразеологизмы, возникшие на русской почве: на деревню дедушке, ящик пандоры, зеленая улица, волк в овечьей шкуре, не всякое лыко в строку.

Задание № 17. Подберите фразеологизмы-антонимы к следующим фразеологизмам: рукой подать, верста коломенская, спустя рукава, ставить точки над “и”.

Задание № 18. Составить рассказ, используя следующие фразеологизмы:

1 команда. Короткая память, слон на ухо наступил, медвежья услуга, открыть

Америку, бить баклуши, на всех парусах.

2 команда. Увидеть свет, как зеницу ока, ученье - свет, а неученье – тьма, без сучка, без задоринки, зарубить на носу, открывать новую страницу.

Задание №19. Фразеологический зверинец. Вместо точек вставить названия животных.

1 команда:

Голоден как…

Хитер как…

Труслив как…

Здоров как…

Изворотлив как…

2 команда:

Нем как…

Грязный как…

Упрям как…

Болтлив как…

Колючий как…

7. Подведение итогов конкурса “Знатоки русского языка”, раздаются подарки победителям.

8. Слова учителя: И закончить наше итоговое занятие по лексике и фразеологии русского языка мне хочется словами Николая Васильевича Гоголя: “Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца, легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза, затейливо придумает умное слово немец, но нет слова, которое было бы так замашисто бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца,так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слов”.

Итог занятия:

1 Какие разделы науки о языке мы изучили на факультативе?

2. Что повторили на занятии?

Список литературы:

  1. Н. С. Ашукин, М. Г. Ашукина “Крылатые слова”, “Просвещение”, Москва, 1988г.
  2. М. Т. Баранов, Т. Д. Косталев “Русский язык” (справочные материалы), “Просвещение”, Москва,2000, стр. 27-33.
  3. М. Т. Баранов. “Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка”, “Просвещение”, Москва, 1988 г, стр. 3-35, 104-110.
  4. А. И. Власенко, М. Л. Рыбченкова “Русский язык. Грамматика. Текст. Стиль речи”, “Просвещение”, Москва, 1988 год, стр. 54-62.
  5. Л. Т. Григорян “Язык мой – друг мой”, “Просвещение”, Мосвка,1988 г, стр. 161-178.
  6. Б. Т. Панов “Внеклассная работа по русскому языку”, “Просвещение”, Москва, 1980 г.
  7. Н. М. Шанский “В мире слов”, “Просвещение”, Москва, 1985г.