Цели:
- Воспитывать у детей любовь к русскому языку, уважение к труду ученых-исследователей русского языка, уважение к народу- творцу языка.
- Расширять знания учащихся о языке, формировать у них эстетический вкус, желание обогатить свой словарно-фразеологический запас.
- Повышать культуру речи учащихся, развивать умение пользоваться справочной литературой.
Ход занятий
1. Слово учителя:
Здравствуйте, садитесь. Сегодня, ребята, у нас заключительное занятие по факультативному курсу “Лексика и фразеология русского языка”. Тема нашего занятия: “Обобщение изученного по лексике и фразеологии русского языка”.
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Алексей Толстой писал: “Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как, значит, и мыслить кое-как. ”
Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Это язык. Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там за широкими дверями.
Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятная Вселенная.
Через слово он впервые узнает о том, что еще не видели, а возможно никогда и не увидят его глаза.
В звучном слове сверкают айсберги Арктики, шумят водопады Африки и Америки. Раскрывается огромный мир звездных пространств, зримыми становятся микроскопические космосы молекул и атомов. И все это только благодаря языку. Для чего же нужен язык человеку? Вот один вариант ответа, дан он много веков назад, и если вдуматься в его смысл, наталкивает на очень серьезные мысли.
2. Сценка. (Приложение № 1).
3. Вопрос к детям: “Для чего же нужен язык человеку?”
4. Сегодня мы на факультативе проведем конкурс “Знатоки лексики и фразеологии русского языка”. Ребята делятся на две команды.
Задание № 1. Вопросы:
К 1 команде: Что изучается в лексике?
Ко 2 команде: Что изучается во фразеологии?
5. На факультативных занятиях мы с вами говорили о том, что жители разных государств, как и люди, могут рождаться, стареть, даже умирать, некоторым дано возрождаться.
Одни живут дольше, жизнь других мгновенно проходит.
Особенно это заметно в лексике. Сегодняшний ученик, читая словарь Владимира Даля,
Найдёт для себя множество абсолютно незнакомых слов, ушедших из активного словаря.
К сожалению, некоторые языки, как и люди, могут умирать.
Задание № 2. Вопрос к командам: Какие языки являются мертвыми языками? (латынь, старославянский, древнегреческий). Эти языки являются мертвыми, так как на них не говорят сегодня, они сохранились только в книгах.
Задание № 3. Вопросы командам: Найти устаревшие слова, заменить их современными словами.
А вы заметили, что он в уме сурьезно поврежден?
Вы ради? В добрый час. Однако же искренне кто радуется эдак?
Который час? Седьмой, осьмой, девятый?
Бог с вами-с, прочь, возьмите руку.
Что за оказия?
Как давиче вы с Лизой были здесь, Перепугал меня ваш голос чрезвычайно.
Вопрос: Из какого текста предложения? (А. Грибоедов “Горе от ума”)
Задание № 4. Найдите в тексте слова, не соответствующие современным орфоэпическим нормам. (Приложение № 2).
Задание № 5. В пьесе Сумарокова “Пустая ссора” увлекаются иностранными словами, удастся ли вам перевести ее? (Приложение №3).
Задание № 6. Найдите в тексте иностранные слова, объясните их лексическое значение. Какова идея стихотворения? (можно пользоваться словарем иностранных слов). (Приложение 4)
Задание № 7. Тест. (Приложение № 5).
Задание № 8. Вспомните, как называют в народе такого человека?
1. Подал ручку, да подставил ножку.
2.
Мое горе – стрела во мне,
Чужое горе – стрела во пне.
3. Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном.
4. Ел да устал, спал да намаялся.
5. Язык без костей, что хочет, то и лопочет.
Задание № 9. Как об этом говорят? Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.
1 команда. Вопросы:
- О том, кто часто меняет свои решения.
- О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь.
- О кротком и безобидном человеке.
2 команда. Вопросы:
- Об излишней вежливости.
- О болтливом человеке.
- О положении, когда опасность грозит с двух сторон.
Задание № 10. Кто больше? Подобрать как можно больше фразеологизмов к словам.
1 команда – голова
2 команда – язык
Задание № 11. Загадки-складки “доскажите словечко”.
1 команда.
“Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь,
О них обычно говорят водой … (не разольешь)”.
“Мы исходили городок
Буквально вдоль и … (поперек)”.
“И так устали мы в дороге
Что еле волочили … (ноги)”.
2 команда.
“Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь медвежью … (услугу)”.“Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, кто по … (дрова)”.
“Ребята слушать их не станут,
От этой песни уши …(вянут)”.
Задание № 12. Укажите сначала фразеологизмы со значением “бездельничать”, со значением “обманывать”, со значением “быстро”. Выписать в три колонки.
Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, заправлять арапа, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.
Задание № 13. Загадки-шутки.
- Есть ли ноги у газеты, книги?
- В каком фразеологизме вспоминается действие таблицы умножения? (дважды два четыре).
- Что общего в словах “дуга”, “бараний рог”, “в три погибели” (их можно согнуть).
Задание № 14. Что это?
- Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
- Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые подопытные.
- Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги.
Задание №15. Подберите синонимы к фразеологизмам:
Как горькая редька, задевать за живое, заговаривать зубы, витать в эмпиреях, море по колено, оставлять с носом.
Задание №16. Определите среди приведенных примеров исконные фразеологизмы, возникшие на русской почве: на деревню дедушке, ящик пандоры, зеленая улица, волк в овечьей шкуре, не всякое лыко в строку.
Задание № 17. Подберите фразеологизмы-антонимы к следующим фразеологизмам: рукой подать, верста коломенская, спустя рукава, ставить точки над “и”.
Задание № 18. Составить рассказ, используя следующие фразеологизмы:
1 команда. Короткая память, слон на ухо наступил, медвежья услуга, открыть
Америку, бить баклуши, на всех парусах.
2 команда. Увидеть свет, как зеницу ока, ученье - свет, а неученье – тьма, без сучка, без задоринки, зарубить на носу, открывать новую страницу.
Задание №19. Фразеологический зверинец. Вместо точек вставить названия животных.
1 команда:
Голоден как…
Хитер как…
Труслив как…
Здоров как…
Изворотлив как…
2 команда:
Нем как…
Грязный как…
Упрям как…
Болтлив как…
Колючий как…
7. Подведение итогов конкурса “Знатоки русского языка”, раздаются подарки победителям.
8. Слова учителя: И закончить наше итоговое занятие по лексике и фразеологии русского языка мне хочется словами Николая Васильевича Гоголя: “Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца, легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза, затейливо придумает умное слово немец, но нет слова, которое было бы так замашисто бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца,так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слов”.
Итог занятия:
1 Какие разделы науки о языке мы изучили на факультативе?
2. Что повторили на занятии?
Список литературы:
- Н. С. Ашукин, М. Г. Ашукина “Крылатые слова”, “Просвещение”, Москва, 1988г.
- М. Т. Баранов, Т. Д. Косталев “Русский язык” (справочные материалы), “Просвещение”, Москва,2000, стр. 27-33.
- М. Т. Баранов. “Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка”, “Просвещение”, Москва, 1988 г, стр. 3-35, 104-110.
- А. И. Власенко, М. Л. Рыбченкова “Русский язык. Грамматика. Текст. Стиль речи”, “Просвещение”, Москва, 1988 год, стр. 54-62.
- Л. Т. Григорян “Язык мой – друг мой”, “Просвещение”, Мосвка,1988 г, стр. 161-178.
- Б. Т. Панов “Внеклассная работа по русскому языку”, “Просвещение”, Москва, 1980 г.
- Н. М. Шанский “В мире слов”, “Просвещение”, Москва, 1985г.