Урок — заседание ученого совета по теме "Наречие" (русский язык, 7 класс)

Разделы: Русский язык


Цели:

1. Проверка теоретических знаний о наречии как части речи, делении наречий на группы по значению, степенях сравнения наречий, правописании НЕ с наречиями.

2. Отработка навыка рецензирования.

3. Привитие навыка коллективной работы в группах.

Класс делится на группы по количеству обсуждаемых вопросов. Каждая группа – за отдельным столом.

На доске – вопросы для обсуждения:

  1. Наречие как часть речи. (Схема к ответу также на доске).
  2. Смысловые группы наречий. (Вопросы по значению на доске).
  3. Степени сравнения наречий. (Схема).
  4. НЕ с наречиями. (На доске примеры).

1. Вступительное слово.

Сегодня мы проведем с вами заседание ученого совета. На 40 минут вы превращаетесь в академиков и профессоров. Каждая группа ученых будет защищать свою тему. В каждой группе у нас есть докладчик, оппонент, рецензент и практик, который предложит практическое задание классу по своему вопросу. Мы с вами закончили изучение темы “Наречие” и должны повторить и обобщить изученный материал. Для повторения четыре вопроса (учитель читает вопросы на доске).

2. Доклад №1. “Наречие как часть речи” (ученик-докладчик делает сообщение по данному вопросу).

Схема к ответу на доске:

Наречие может относиться к

 

глаг. (Быстро мчится. )

прил. (Довольно интересный. )

прич. (Чисто вымытая. )

нареч. (Очень красиво. )

Вопросы оппонента. Учащийся-оппонент может задать докладчику любые дополнительные вопросы по докладу, например:

- Я знаю случаи, когда наречие относится к существительному. Что будет обозначать наречие в этом случае? (Сахар вприкуску, прогулка вдвоем и т. д. )

- Хотелось бы, чтобы докладчик определил, что обозначают наречия в следующих примерах…(называет примеры).

Рецензент. Дает рецензию на выступление докладчика (оценивает полноту ответа, точность формулировок, речь и т. д. )

Практик. Предлагает классу практическое задание по данному вопросу.

Показывает иллюстрации с изображением зимы, весны, лета, осени.

- Ответьте на мой вопрос наречием. Когда это бывает?

- А теперь кратко опишите рисунки, используя наречия. Подчеркните наречия.

(Например: Облетают листья с деревьев, часто идет дождь, солнышко скупо светит, птицы улетают далеко на юг – все это бывает осенью. )

3. Доклад №2. “Смысловые группы наречий”.

На доске карточки с вопросами наречий по значению (Место. ГДЕ? , Время. КОГДА? и др. )

Оппонент:

- Что можно сказать о наречиях ГДЕ-ТО, ТУТ, ТАМ? Приведите примеры, в которых эти наречия используются для связи предложений.

- Определите группу наречий по значению (называет наречия).

Рецензент: рецензия на ответ.

Практик:

Я предлагаю задание в форме соревнования между нашими группами. Подберите как можно больше наречий разных смысловых групп к данным глаголам:

ГОВОРИТЬ (для уч-ся 1-го стола) – вчера (времен. ), тихо (обр. действ. ), везде (места), мало (меры), нарочно (цели).

ПРОЙТИ (для уч-ся 2-го стола)

ОТВЕЧАТЬ (для уч-ся 3-го стола)

ВИДЕТЬ (для уч-ся 4-го стола)

4. Доклад №3. “Степени сравнения наречий”.

Схема на доске:

Степени сравнения наречий

сравнительная превосходная
простая составная (выше всех)
(выше) (более высоко)

Оппонент:

- Мы знаем, что у прилагательного тоже есть степени сравнения. Например: Высокая девочка, но мальчик выше нее. Как отличить наречие ВЫШЕ от прилагательного ВЫШЕ?

Рецензент: рецензия на ответ.

Практик: Вставьте подходящие по смыслу наречия в форме простой сравнительной степени. Постарайтесь не повторяться. (Текст на доске).

Приближение весны чувствуется во всем. С каждым днем лучи солнца все …. чернят дороги, все …. пронзают сугробы снега, оставляя в них миллионы ямок-следов. Кружева льдинок . . . . покрывают открытые свету места. День ото дня …. и …. начинают звучать птичьи голоса.

Доп. задание. Назвать исходную форму этих наречий (сильно, глубоко, редко, громко, весело).

5. Доклад №4. “НЕ с наречиями”.

Примеры на доске:

1. Невзрачно, нелепо.

2. Нелегко (трудно), невесело (грустно).

3. Не хорошо, а плохо.

Вовсе не интересно.

далеко

совсем

ничуть

нисколько

никогда

Оппонент:

- Как вы объясните раздельное написание с НЕ наречий НЕ ПО-ТОВАРИЩЕСКИ, НЕ ВСЕРЬЕЗ? (они не на –о (-е) )

Рецензент: рецензия на ответ.

Практик: Замените данные словосочетания другими, в состав которых включите наречия с НЕ. С одним словосочетанием составьте предложение. (Словосочет. на доске ).

Принимать гостей холодно - (нерадушно, негостеприимно)

Написать грязно в тетради - (неаккуратно, небрежно)

Смотреть грустно - (невесело, безрадостно)

Обед приготовлен плохо – (невкусно)

Разобраться в вопросе поверхностно – (неглубоко)

6. Итоги урока. Домашнее задание.