Цели:
1. Проверка теоретических знаний о наречии как части речи, делении наречий на группы по значению, степенях сравнения наречий, правописании НЕ с наречиями.
2. Отработка навыка рецензирования.
3. Привитие навыка коллективной работы в группах.
Класс делится на группы по количеству обсуждаемых вопросов. Каждая группа – за отдельным столом.
На доске – вопросы для обсуждения:
- Наречие как часть речи. (Схема к ответу также на доске).
- Смысловые группы наречий. (Вопросы по значению на доске).
- Степени сравнения наречий. (Схема).
- НЕ с наречиями. (На доске примеры).
1. Вступительное слово.
Сегодня мы проведем с вами заседание ученого совета. На 40 минут вы превращаетесь в академиков и профессоров. Каждая группа ученых будет защищать свою тему. В каждой группе у нас есть докладчик, оппонент, рецензент и практик, который предложит практическое задание классу по своему вопросу. Мы с вами закончили изучение темы “Наречие” и должны повторить и обобщить изученный материал. Для повторения четыре вопроса (учитель читает вопросы на доске).
2. Доклад №1. “Наречие как часть речи” (ученик-докладчик делает сообщение по данному вопросу).
Схема к ответу на доске:
Наречие может относиться к
глаг. (Быстро мчится. ) прил. (Довольно интересный. )
прич. (Чисто вымытая. )
нареч. (Очень красиво. )
Вопросы оппонента. Учащийся-оппонент может задать докладчику любые дополнительные вопросы по докладу, например:
- Я знаю случаи, когда наречие относится к существительному. Что будет обозначать наречие в этом случае? (Сахар вприкуску, прогулка вдвоем и т. д. )
- Хотелось бы, чтобы докладчик определил, что обозначают наречия в следующих примерах…(называет примеры).
Рецензент. Дает рецензию на выступление докладчика (оценивает полноту ответа, точность формулировок, речь и т. д. )
Практик. Предлагает классу практическое задание по данному вопросу.
Показывает иллюстрации с изображением зимы, весны, лета, осени.
- Ответьте на мой вопрос наречием. Когда это бывает?
- А теперь кратко опишите рисунки, используя наречия. Подчеркните наречия.
(Например: Облетают листья с деревьев, часто идет дождь, солнышко скупо светит, птицы улетают далеко на юг – все это бывает осенью. )
3. Доклад №2. “Смысловые группы наречий”.
На доске карточки с вопросами наречий по значению (Место. ГДЕ? , Время. КОГДА? и др. )
Оппонент:
- Что можно сказать о наречиях ГДЕ-ТО, ТУТ, ТАМ? Приведите примеры, в которых эти наречия используются для связи предложений.
- Определите группу наречий по значению (называет наречия).
Рецензент: рецензия на ответ.
Практик:
Я предлагаю задание в форме соревнования между нашими группами. Подберите как можно больше наречий разных смысловых групп к данным глаголам:
ГОВОРИТЬ (для уч-ся 1-го стола) – вчера (времен. ), тихо (обр. действ. ), везде (места), мало (меры), нарочно (цели).
ПРОЙТИ (для уч-ся 2-го стола)
ОТВЕЧАТЬ (для уч-ся 3-го стола)
ВИДЕТЬ (для уч-ся 4-го стола)
4. Доклад №3. “Степени сравнения наречий”.
Схема на доске:
Степени сравнения наречий
сравнительная превосходная простая составная (выше всех) (выше) (более высоко)
Оппонент:
- Мы знаем, что у прилагательного тоже есть степени сравнения. Например: Высокая девочка, но мальчик выше нее. Как отличить наречие ВЫШЕ от прилагательного ВЫШЕ?
Рецензент: рецензия на ответ.
Практик: Вставьте подходящие по смыслу наречия в форме простой сравнительной степени. Постарайтесь не повторяться. (Текст на доске).
Приближение весны чувствуется во всем. С каждым днем лучи солнца все …. чернят дороги, все …. пронзают сугробы снега, оставляя в них миллионы ямок-следов. Кружева льдинок . . . . покрывают открытые свету места. День ото дня …. и …. начинают звучать птичьи голоса.
Доп. задание. Назвать исходную форму этих наречий (сильно, глубоко, редко, громко, весело).
5. Доклад №4. “НЕ с наречиями”.
Примеры на доске:
1. Невзрачно, нелепо.
2. Нелегко (трудно), невесело (грустно).
3. Не хорошо, а плохо.
Вовсе не интересно.
далеко
совсем
ничуть
нисколько
никогда
Оппонент:
- Как вы объясните раздельное написание с НЕ наречий НЕ ПО-ТОВАРИЩЕСКИ, НЕ ВСЕРЬЕЗ? (они не на –о (-е) )
Рецензент: рецензия на ответ.
Практик: Замените данные словосочетания другими, в состав которых включите наречия с НЕ. С одним словосочетанием составьте предложение. (Словосочет. на доске ).
Принимать гостей холодно - (нерадушно, негостеприимно)
Написать грязно в тетради - (неаккуратно, небрежно)
Смотреть грустно - (невесело, безрадостно)
Обед приготовлен плохо – (невкусно)
Разобраться в вопросе поверхностно – (неглубоко)
6. Итоги урока. Домашнее задание.