Назначение личностно ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. “Образовать ребенка – значит научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка”.
Диагностика в обучении
Главная задача, стоящая передо мной, - добиться высоких результатов обучения. Поэтому, начиная с 5 класса, приступаю к изучению влияющих факторов и возможности улучшения результативности обучения.
Основной инструмент, которым я пользуюсь, - оценочная плоскость.
Это развертка показателей качества (количества высоких отметок – 4 и 5) по годам обучения.
На ней нанесены три линии:
- КО – качество обучения (русский язык) красный цвет
- ТЧ – техника чтения (литература) зеленый цвет
- ВД – выполнение диктантов синий цвет
I. Оценка реального состояния уровня знаний в классе и диагностика преемственности в обучении
Беру данные за прошлый учебный год – качество обучения по четвертям 4 класса. Наношу их на оценочную плоскость и соединяю точки графика между собой. Смотрю, на каких участках линия падает наиболее круто. По сравнению с начальной школой, в 5 классе причина падения качества состоит в удвоении объема материала, недостаточный уровень общеучебных умений: низкая скорость чтения, письма; спад общеучебных умений в первой четверти из-за ослабления их в период летних каникул.
Поэтому для получения объективной оценки необходимо сравнивать результаты каждой четверти с результатами аналогичных четвертей предыдущего года. Это не столь приятно, но необходимо. Но для оценки результатов разных учебных четвертей нужны разные показатели.
Циклы деятельности
Работая не первый год в школе, я пришла к выводу, что добиться успеха можно только через обогащение традиций, применение диагностико - технологического уровня профессионального мышления и современных педагогических технологий.
“Мудрость – это знание порядка” (Пифагор.) В каждом цикле есть последовательные этапы: ориентационно-мотивационный, системно-информационный, этап алгоритмической деятельности и этап творчества.
Изучая закономерности циклов деятельности, использую их в осуществлении диагностико-технологического подхода в ходе урока: “Что надо сделать в конкретных условиях класса?”, “Как рационально решать первоочередные задачи?”.
Основные циклы, определяющие успех работы.
Образовательный цикл, основной задачей которого является формирование человека разумного. Закономерность-преемственность в обучении, развитие и формирование ЗУН; своевременное выявление пробелов в обучении и их устранение.
Годичный цикл. Его этапы – учебные четверти. В каждой из них проводится диагностическое выделение первоочередных задач. Закономерностью этого цикла является необходимость последовательного включения резервов обучения:
- Первая четверть – восстановление общеучебных умений (т.к. за лето снижается уровень общеучебных умений).
- Вторая четверть – овладение репродуктивным языком предмета.
- Третья четверть – оптимизация алгоритмического применения.
- Четвертая четверть – форсирование творчества (только в 4-ой четверти можно форсировать творчество: необходимые знания уже накоплены, теперь их можно преобразовывать, систематизировать и активно применять).
Познавательный (тематический) цикл, основной задачей которого является постепенное повышение качества ЗУН учащихся. Оно идет от ориентировки в учебном материале к его пониманию, усвоению материала и его применению, заканчиваясь непременно систематизирующим повторением, облегчающим поиск и применение изученной информации. Весь познавательный цикл контролируется учителем.
Цикл стимулирования.
Закономерности этого цикла связаны с использованием тех или иных мотивов (ответственность, перспективы, коммуникативного, познавательного, но, прежде всего, мотива совершенствования), с необходимостью ежедневной тренировки волевых качеств, с необходимостью ежедневной самооценки (взаимооценки) учеников. Стимулирование проводится под контролем учителя.
II. Работа с родителями
На втором этапе своей деятельности планирую встречу с родителями класса (коллективно и индивидуально) – через 1 месяц после начала занятий (конец сентября, начало октября). Делюсь своими наблюдениями за уровнем подготовки класса в целом; затем рассказываю о русском языке и литературе. Конкретно: что входит в программу 5 класса, основные требования программы; что дети должны знать и уметь; о требованиях к ученикам; об уровне подготовки к урокам; о контроле со стороны родителей.
III. Постоянный контроль за ЗУН учащихся
С этой целью веду тетради:
- учета ошибок учащихся после написания диктантов, изложений, сочинений;
- учета пробелов в знаниях учащихся по изученным и изучаемым орфограммам;
- учета техники чтения; контроля за домашним чтением учащихся; уровнем подготовки учащихся к урокам; учета активности в работе на уроках; качества выполнения письменных работ; учета формирования каллиграфического письма и орфографической зоркости учащихся (работа над ошибками).
IV. Информационная работа учителя
Она состоит из 3-х параметров:
- изучаю и применяю основные педтехнологии (игровые технологии, проблемное обучение, опорные сигналы, дифференцированное и индивидуальное обучения, развивающее обучение);
- осуществляю стимулирующий и коррекционный контроль (еженедельно);
- провожу графическую регистрацию промежуточных результатов. График позволяет легко определить, какие умения сформированы в достаточной мере, что еще нужно отработать. Это даст возможность держать в поле зрения каждого ученика. На графике можно отразить, например, умение определять орфограммы (зеленый цвет), умение работать с алгоритмами и таблицами (красный цвет) и т.д.
Результаты первой недели изображаются пунктирной линией, результаты последней недели – сплошной (по месяцам). Наглядно представленные результаты не только усилят ощущение успеха среди учащихся, но и послужат аналитическим материалом для родительского собрания и индивидуальной работы с родителями.
V. Подготовка и проведение классного родительского собрания по проблеме “Состояние общеучебных умений и совершенствование репродукции”
На классном родительском собрании подвожу итоги работы в первой четверти по совершенствованию общеучебных умений: состояние качества обучения, результаты совершенствования чтения, письма. Первоочередная задача II четверти – совершенствование репродукции:
- значение и закономерности репродукции;
- диагностика репродукции;
- иллюстрирование тетрадей;
- усвоение терминов;
- логичный и лаконичный пересказ;
- составление алгоритмов, таблиц, схем;
- повышение орфографической грамотности.
1. Репродукция
Анализ достигнутых результатов на собрании следует проводить лаконично; надо обязательно обратить внимание на то, что совершенствование общеучебных навыков и умений является необходимым, но недостаточным условием эффективной работы; что оно не может привести к немедленному повышению качества обучения; основная часть собрания должна быть посвящена особенностям решения главной задачи 2-ой четверти – совершенствованию репродукции.
Долгие годы работы в школе позволили мне прийти к такому факту: репродукция является необходимой ступенькой обучения, не научившись правильно и быстро отражать информацию, нельзя приступать к ее преобразованию, к проблемному обучению.
Качественное обучение репродукции – дело сложное, имеет свои закономерности, и с ними надо считаться, чтобы безнадежный троечник мог учиться на “4” и “5”.
Легко представить себе положение ученика, у которого ослаблены глазомер и зрительная память; еще хуже, если он не понимает терминов, их смысла. Поэтому уже с 5 класса стремлюсь к иллюстрированию тетрадей учениками, ведению ими толковых словарей, тетрадей-справочников, читательских дневников.
Репродукция не должна превращаться в зубрежку; осмысление материала (выявление связей в нем) – залог успеха репродуктивной работы.
При совершенствовании репродукции надо учитывать и общие закономерности повторения, их влияние на результат:
- неотсроченность повторения;
- частоты и правильности, периодичности упражнений;
- эмоционального состояния учеников;
- использование разнообразных спор.
Однако следует не забывать, что уроки должны быть разнообразными по типам проведения, задания домашние и классные должны быть дифференцированными, подход к ученикам должен быть индивидуальным.
Диагностика репродукции (составляется диагностическая ведомость)
№ п/п | Ф.И. учащегося | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Антонов П. | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2. | Иванов С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 |
Итог | 23 | 17 | 12 | 6 | 2 | 0 | |
Частота, % | 92 | 68 | 48 | 24 | 8 | 0 | |
Учитель: Воронцова Т.Н. |
- понимание терминов,
- пересказ коротких текстов,
- логичность пересказа,
- лаконичность речи,
- конспектирование, составление схем, таблиц, алгоритмов (с помощью учителя, частичная помощь, самостоятельно под контролем учителя),
- орфографическая грамотность.
Все признаки оцениваются в двухуровневой шкале (дихотомии) единичками или нулями.
Если ученик: | |
1 2 3 4 5 6 |
не испытывает затруднений на уроке свободно пересказывает текст может самостоятельно составить план схему в состоянии точно и кратко выразить суть события, ситуации знает правила конспектирования, составления схем, таблиц и умеет, слушая объяснение учителя, составить это легко имеет по русскому языку “4” и “5 |
2. Иллюстрирование тетрадей
Это еще не технология, так как пока не изучены закономерности иллюстрирования; это методическая система приемов, которая может быть чрезвычайно полезной при обучении, особенно при интеграции: русский язык и изо и т.д.
Дети с удовольствием иллюстрируют свои тетради, если эти работы используются, например, при взаимоопросе, во время тематических зачетов или при проведении КВН.
Например Выделение главного в материале. |
Составление конспектов, схем, таблиц. Здесь присутствует логика, творчество учеников; использование цветной пасты (эстетическое оформление) |
|
Правописание суффиксов -ек, -ик в
существительных. При склонении выпадает гласный е. |
||
замочек – замочка е |
ключик-ключика |
3. Технология повышения орфографической грамотности
- режим повторения;
- работа по восстановлению навыков должна проводиться ежедневно;
- упражнения должны занимать не более 5 минут за урок (т.е. упражнения должны быть разнообразными);
- упражнения должны проводиться устно. Нельзя перегружать учителя дополнительными объемами проверочной работы. А сохранение здоровья учеников и учителя – важнейший технологический принцип;
- отработка каждой повторяемой орфограммы в течение одной недели; в течение этой недели нельзя в погоне за интересом допускать чередование нескольких орфограмм; нельзя нарушать ритмичность, предусмотренную технологией.
Предполагаемая технология включает в себя:
- ежемесячное проведение диагностических диктантов для выбора наиболее трудных орфограмм для учащихся;
- по каждой слабо освоенной орфограмме ежедневные упражнения
- с ключевыми словами (1 мин.)
- с игровыми словариками (2-4 мин.) – в режиме самопроверки
- на формирование правил (1-2 мин.) – с опорой на ключевые слова
- на использование ассоциаций (1 мин.).
Выводы: благодаря разнообразию методов и форм работы ученики преодолевают пассивную позицию в учебном процессе и становятся активными участниками и, как правило, повышается результативность обучения.