Цели урока:
- Познакомить с новой частью речи (охарактеризовать по трем признакам)
- Показать, зачем нужны местоимения в жизни (в речи) и сразу же предупредить о недочетах употребления местоимений в речи.
- Вспомнить в день 71 годовщины со дня смерти И.П. Павлова, чье имя носит школа и поселок.
Ход урока
На доске текст:
И.П. Павлов – величайший ф...зиолог мира. Во время поез...ки почу...ствовал сильное (не)домогание. Шесть дней боролись врачи за ж...знь Павлова. |
Последний раз он был в Колтушах 21
февраля 1936 года Такое (не)домогание об...яснялось начавшейся пневмонией. Столько дней о...деляло его от смерти. |
К доске - вставлять пропущенные буквы, объяснять написание слов – вызываю ученика. Остальных прошу переписать в тетрадь два столбика с доски.
21.02. 2007 г. – ровно 71 год назад у нас в Колтушах был сам Павлов.
И.П. Павлов – человек, о котором 27 февраля, в связи с 71й годовщиной со дня смерти, вспомнят очень многие. И в первую очередь должны вспомнить о нем мы, т.к. наша школа и наш поселок носят имя Павлова.
Давайте послушаем небольшое сообщение и жизни и деятельности И.П. Павлова, которое подготовила нам ученица.
А теперь вернемся к тексту на доске.
- Прочитаем весь текст.
- А теперь лишь первое предложение правого столбца.
- О ком говорится в этом предложении? (о Павлове)
- Почему мы знаем, что в нем говорится о Павлове? (из первого предложения)
- Вместо какой части речи употреблено местоимение ОН? (вместо существительного Павлов)
- Называет ли местоимение сам предмет, в данном случае конкретного человека? А существительное? (Местоимение не называет лицо, а только указывает на него, а существительное называет лицо, предмет).
Да, мы вспомнили правило из учебника 3-го класса (Местоимения – это слова, которые указывают на предметы, но не называют их).
- Каким местоимением заменено прилагательное сильное во втором предложении? (местоимением такое)
- На что указывает это местоимение? (на признак предмета)
- Называет ли местоимение признак? (нет, только указывает на него)
- А прилагательное? (прилагательное сильное называет признак недомогания)
Вывод:
- А в последнем предложении что вы скажете про местоимение? (местоимение столько указывает на число, но не называет его)
Обобщаем:
- Вместо каких частей речи может употребляться местоимение? (вместо существительного, прилагательного, числительного)
- Чем местоимение отличается от существительного, прилагательного, числительного? (не называет предметы, признаки, количества, а только указывает на них)
- Какая же часть речи называется местоимением? (Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их)
- Пусть теперь ученица зачитает нам всем у доски происхождение слова “местоимение” (“Этимологический словарь”, стр. 263)
- А ученик расскажет значение слова “местоимение” (“Толковый словарь”, стр. 83)
Прослушайте шуточный рассказ (“Русский язык в рисунках”, В.М. Бурмако, “Просвещение”, М., 1991, стр. 62).
Вывод: В нашей жизни (в нашей речи) нужны местоимения:
- Помогают избежать повтора.
- Разнообразят нашу речь.
- Мы прочитали, что в речи употребляются местоимения чаще своих “начальников”, т.е. чаще существительного, прилагательного, числительного.
- Но употреблять в речи местоимения надо умело. К примеру, заглянем на урок физики (на доске заранее написано, 2 ученицы читают):
Учитель: Приведи мне пример трения
Ученик: Человек на льду скользит. Чтобы не скользил, его посыпают песком.
- Какая ошибка допущена учеником? (Неверное употребление местоимения его создает в предложении двусмысленность. Местоимение следует заменить существительным: Чтобы человек не скользил, лед посыпают песком).
Каждую часть речи можно охарактеризовать по трем признакам:
- Что обозначает часть речи.
- Как изменяются слова этой части речи.
- Какую исполняют роль в предложении.
Что обозначает местоимение, мы выяснили.
Теперь – как изменяются слова этой части речи?
Перепишите текст в тетрадь (текст подготовлен на доске заранее).
Первый раз в жизни И.П. Павлов поехал в Колтуши 5 июля 1924 года. От Финляндского вокзала до Пороховых он ехал поездом (тогда существовал одноколейный путь), а от Заневского поста в Колтуши шел пешком. Павлову было уже 74 года. Ему надо было пройти десять километров. Это его не пугало. Весь путь Иван Петрович проделал бодро. Павлову очень понравились Колтуши: живописное озеро, зеленые луга, прекрасный парк. О таком месте и мечтал И.П. Павлов. 15 апреля 1926 года Семашко подписал такой приказ: “Создать в Колтушах биологическую опытную станцию”.
- Определите падеж выделенных местоимений
- В 2-х последних предложениях у выделенных местоимений определите род.
В письме к молодежи он писал: “Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях”.
- Определите число выделенных местоимений.
Вывод: Как же изменяются местоимения? (Как правило, по падежам. Есть местоимения, которые изменяются по родам и числам).
Какую роль в предложении выполняют местоимения? Т.е. какими членами предложения они являются7
- Подчеркнем местоимения как члены предложения
- Сделаем вывод. (В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями, определениями)
- А теперь в целом, что же такое местоимение? (ученики отвечают)
а) Что обозначает
б) Как изменяется
в) Роль в предложении
- Зачитаем правило из учебника, стр. 141.
Домашнее задание: §66, упр. 369, стр. 142 (Мы уже не раз говорили, что в речи местоимения надо употреблять правильно (урок физики) Укажите недочеты в употреблении местоимений).
Срез. Задание в конце урока (текст написан на листочках и роздан ученикам).
- Необходимо выписать только местоимения.
И.П. Павлов был человеком замечательно широких интересов, большим ценителем музыки и живописи. Он знал пять языков. На стенах квартиры Павлова висят полотна М.Нестерова, В.Васнецова, В. Ярошенко. У него в доме бывали П.И. Чайковский и А.М.Горький. Шекспир, Пушкин, Толстой были его любимцами. В личной жизни и в делах у Павлова всегда был строгий порядок. Такой порядок позволял успевать сделать многое. Прожил И.П. Павлов 86 лет. Столько лет он прожил благодаря здоровому образу жизни.
(Он, у него, его, такой, столько).