Цель урока:
- развивать речевые, коммуникативные и
творческие умения и навыки учащихся;
- на основе межпредметных связей формировать
эстетический вкус учащихся;
-формирование всесторонне развитой личности.
Задачи урока
Воспитательные | Воспитывать культуру слушания, эмоциональное восприятие музыки, бережное отношение к чувствам окружающих. |
Обучающие | Обучать умению “переводить” на родной язык язык музыки. |
Развивающие | Обогащать словарный запас школьников, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух. Развивать творческие речевые способности учащихся. |
Тип урока: комбинированный. Интеграция предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов.
Форма: урок - погружение.
Оборудование:
- аудиозаписи “Вальса-фантазии” М.И.Глинки и
“Вальса Наташи Ростовой “ С.С.Прокофьева;
- видеозапись фрагмента “Бал Наташи Ростовой “
из х/ф “Война и мир”;
- портрет С.С.Прокофьева;
- кодоскоп, опорные схемы.
За несколько минут до начала урока (на перемене) звучит “Вальс-фантазия” М.И.Глинки.
ХОД УРОКА.
1.
Организационный момент.2. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
Дорогие друзья! Вы, конечно же, обратили внимание, что перед началом урока и на первых его минутах звучит музыка. Это - музыкальный эпиграф к уроку... ”Вальс-фантазия” М.И.Глинки, написанный в 1839 году под впечатлением от встречи с дочерью А.П.Керн, которой А.С.Пушкин посвятил своё знаменитое стихотворение “Я помню чудное мгновенье...”
Звучит стихотворение А.С.Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”
Сегодня мы поговорим о вальсе и … о фантазии. Ибо только это музыкальное произведение столь плавно, мягко позволяет выразить задушевные и в то же время возвышенные лирические чувства. В мелодике вальса вмещается бездна пространства, лирической простоты, естественности и силы, она помогает развивать чувство изящного.
А слово “фантазия” в толковом словаре русского языка имеет такое значение: “Способность к творческому воображению, к измышлениям”.
Мы соединим сегодня два этих слова и совершим полёт нашей фантазии под звуки вальса...
Конечно, трудно переложить на чистые листы бумаги то, что приходит в голову момент прослушивания музыкального произведения. Хочется уловить ту единственную струнку, которая, зазвучав, помогла бы постичь нравственные начала жизни, тот “первообраз гармонии”, которым наделён человек с детства...
3. Аналитическая работа.
1) Повторение основных сведений о стилях и типах речи.
Учитель - Размышлять над извечными вопросами человеческой жизни сложно. А придать мыслям соответствующую литературную окраску ещё трудней... Давайте вспомним, какие стили и типы речи вы знаете?
Учащиеся (отвечают с использованием таблицы):
Стили литературного языка
Признаки |
Разговорный |
Официально-деловой |
Научный |
Публицистический |
Художественный |
Употребление |
обыденная речь, беседа |
официальная обстановка |
научные труды |
агитационно-массовая работа |
словесно-художественное творчество |
Цель |
общение, обмен впечатлениями, мыслями |
информация |
сообщение о научных результатах, объяснение |
воздействие на слушателя, читателя |
воздействие на читателей и слушателей с помощью созданных образов |
Форма реализации стиля |
диалог |
монолог |
монолог |
монолог устный или письменный |
драма, лирика, проза |
Учитель - Как вы думаете, какой стиль речи нам будет ближе? Почему?
Учащиеся - Художественный. Публицистический.
П У Б Л И Ц И С Т И Ч Е С К И Й | Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й |
В О З Д Е Й С Т В И Е И Н Ф О Р М А Ц И Я ________________________ ПРИЗЫВНОСТЬ СТРАСТНОСТЬ |
В О З Д Е Й С Т В И Е П У Т Ё М Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н О Г О И З О Б Р А Ж Е Н И Я Ж И З Н И ______________________________________ ОБРАЗНОСТЬ КОНКРЕТНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ОЦЕНОЧНЫЙ ХАРАКТЕР РЕЧИ |
Учитель. - Теперь важно определить тип речи. Какому отдадим предпочтение? Почему?
Учащиеся. - Повествование. Рассуждение.
2) Повторение сведений о жанровой классификации сочинений.
Учитель. - С какими жанрами сочинений вы знакомы?
Учащиеся (отвечают с использованием опорной схемы):
С - характеристика
О - литературный портрет
Ч - рецензия
И - литературно-критическая статья
Н - очерк (рассказ)
Е - эссе
Н - воспоминание
И - дневник
Е - стихотворение
Учитель.- Какой жанр Вы определили бы для себя?
Учащиеся. - Сочинение можно написать в жанре или очерка, или рассказа, или эссе.
Учитель. - А я хочу напомнить вам о композиционном построении сочинения, будь это развёрнутое сочинение или миниатюрное. Сочинение состоит из трёх частей:
1.Вступление.
2.Основная часть.
3. Заключение.
А сейчас ещё раз осмыслите то, о чём мы с вами говорили, и на чём остановили свой выбор...
4. Погружение учащихся в мир музыки С.С.Прокофьева.
Учитель. - Сергей Сергеевич Прокофьев. Вальс Наташи Ростовой из оперы “Война и мир”.
Мысль написать оперу по роману Л.Толстого “Война и мир” возникла у Прокофьева в 1940 году. В апреле 1941 года он вместе с женой Мирой Александровной наметил план либретто... Конечно, показать всех героев романа было невозможно. Прокофьев сконцентрировал внимание на истории Наташи Ростовой, князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Мы остановимся на центральном эпизоде второй картины... Чудесный лирический вальс, поэтический и одухотворённый, передающий настроение Наташи Ростовой.
Давайте прослушаем этот фрагмент...
Звучит “Вальс Наташи Ростовой”.
Учитель. - О чём думалось, мечталось вам в момент прослушивания музыки?
Учащиеся. (делятся своими впечатлениями).
Учитель. - А теперь давайте понаблюдаем за поведением Наташи Ростовой...
Учащиеся просматривают фрагмент “Бал Н.Ростовой” из х/ф “Война и мир”.
Учитель - Согласитесь, что вальс - это музыкальный портрет героини, он передаёт её робость и волнение, радостную надежду и неуверенность, желание быть приглашённой на первый в своей жизни взрослый танец. Именно вальс с его задушевностью, драматизмом способны помочь раскрытию внутреннего мира и душевных переживаний Наташи.
5. Коллективное обсуждение тем сочинений.
6. Творческая работа.
Написание сочинения.