Урок развития речи. Сочинение на музыкальную тему. С.С. Прокофьев. Вальс Наташи Ростовой из оперы "Война и мир". 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10


Цель урока:

- развивать речевые, коммуникативные и творческие умения и навыки учащихся;
- на основе межпредметных связей формировать эстетический вкус учащихся;
-формирование всесторонне развитой личности.

Задачи урока

Воспитательные Воспитывать культуру слушания, эмоциональное восприятие музыки, бережное отношение к чувствам окружающих.
Обучающие Обучать умению “переводить” на родной язык язык музыки.
Развивающие Обогащать словарный запас школьников, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух. Развивать творческие речевые способности учащихся.

Тип урока: комбинированный. Интеграция предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов.

Форма: урок - погружение.

Оборудование:

- аудиозаписи “Вальса-фантазии” М.И.Глинки и “Вальса Наташи Ростовой “ С.С.Прокофьева;
- видеозапись фрагмента “Бал Наташи Ростовой “ из х/ф “Война и мир”;
- портрет С.С.Прокофьева;
- кодоскоп, опорные схемы.

За несколько минут до начала урока (на перемене) звучит “Вальс-фантазия” М.И.Глинки.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

Дорогие друзья! Вы, конечно же, обратили внимание, что перед началом урока и на первых его минутах звучит музыка. Это - музыкальный эпиграф к уроку... ”Вальс-фантазия” М.И.Глинки, написанный в 1839 году под впечатлением от встречи с дочерью А.П.Керн,  которой А.С.Пушкин посвятил своё знаменитое стихотворение “Я помню чудное мгновенье...”

Звучит стихотворение А.С.Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”

Сегодня мы поговорим о вальсе и … о фантазии. Ибо только это музыкальное произведение столь плавно, мягко позволяет выразить задушевные и в то же время возвышенные лирические чувства. В мелодике вальса вмещается бездна пространства, лирической простоты, естественности и силы, она помогает развивать чувство изящного.

А слово “фантазия” в толковом словаре русского языка имеет такое значение: “Способность к творческому воображению, к измышлениям”.

Мы соединим сегодня два этих слова и совершим полёт нашей фантазии под звуки вальса...

Конечно, трудно переложить на чистые листы бумаги то, что приходит в голову момент прослушивания музыкального произведения. Хочется уловить ту единственную струнку, которая, зазвучав, помогла бы постичь нравственные начала жизни, тот “первообраз гармонии”, которым наделён человек с детства...

3. Аналитическая работа.

1) Повторение основных сведений о стилях и типах речи.

Учитель - Размышлять над извечными вопросами человеческой жизни сложно. А придать мыслям соответствующую литературную окраску ещё трудней... Давайте вспомним, какие стили и типы речи вы знаете?

Учащиеся (отвечают с использованием таблицы):

Стили литературного языка

Признаки

Разговорный

Официально-деловой

Научный

Публицистический

Художественный

Употребление

обыденная речь, беседа

официальная обстановка

научные труды

агитационно-массовая работа

словесно-художественное творчество

Цель

общение, обмен впечатлениями, мыслями

информация

сообщение о научных результатах,  объяснение

воздействие на слушателя,   читателя

воздействие на читателей и слушателей с помощью созданных образов

Форма реализации стиля

диалог

монолог

монолог

монолог устный или письменный

драма, лирика, проза

Учитель - Как вы думаете, какой стиль речи нам будет ближе? Почему?

Учащиеся - Художественный. Публицистический.

П У Б Л И Ц И С Т И Ч Е С К И Й Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й
В О З Д Е Й С Т В И Е

И Н Ф О Р М А Ц И Я

________________________

ПРИЗЫВНОСТЬ

СТРАСТНОСТЬ
ОЦЕНОЧНЫЙ ХАРАКТЕР РЕЧИ

В О З Д Е Й С Т В И Е П У Т Ё М
Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н О Г О

И З О Б Р А Ж Е Н И Я Ж И З Н И

______________________________________

ОБРАЗНОСТЬ

КОНКРЕТНОСТЬ

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

ОЦЕНОЧНЫЙ ХАРАКТЕР РЕЧИ

 Учитель. - Теперь важно определить тип речи. Какому отдадим предпочтение? Почему?

Учащиеся. - Повествование. Рассуждение.

2) Повторение сведений о жанровой классификации сочинений.

Учитель. - С какими жанрами сочинений вы знакомы?

Учащиеся (отвечают с использованием опорной схемы):

С - характеристика
О - литературный портрет
Ч - рецензия
И - литературно-критическая статья
Н - очерк (рассказ)
Е - эссе
Н - воспоминание
И - дневник
Е - стихотворение

Учитель.- Какой жанр Вы определили бы для себя?

Учащиеся. - Сочинение можно написать в жанре или очерка, или рассказа, или эссе.

Учитель. - А я хочу напомнить вам о композиционном построении сочинения, будь это развёрнутое сочинение или миниатюрное. Сочинение состоит из трёх частей:

1.Вступление.
2.Основная часть.
3. Заключение.

А сейчас ещё раз осмыслите то, о чём мы с вами говорили, и на чём остановили свой выбор...

4. Погружение учащихся в мир музыки С.С.Прокофьева.

Учитель. - Сергей Сергеевич Прокофьев. Вальс Наташи Ростовой из оперы “Война и мир”.

Мысль написать оперу по роману Л.Толстого “Война и мир” возникла у Прокофьева в 1940 году. В апреле 1941 года он вместе с женой Мирой Александровной наметил план либретто... Конечно, показать всех героев романа было невозможно. Прокофьев сконцентрировал внимание на истории Наташи Ростовой, князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Мы остановимся на центральном эпизоде второй картины... Чудесный лирический вальс, поэтический и одухотворённый, передающий настроение Наташи Ростовой.

Давайте прослушаем этот фрагмент...

Звучит “Вальс Наташи Ростовой”.

Учитель. - О чём думалось, мечталось вам в момент прослушивания музыки?

Учащиеся. (делятся своими впечатлениями).

Учитель. - А теперь давайте понаблюдаем за поведением Наташи Ростовой...

Учащиеся просматривают фрагмент “Бал Н.Ростовой” из х/ф “Война и мир”.

Учитель - Согласитесь, что вальс - это музыкальный портрет героини, он передаёт её робость и волнение, радостную надежду и неуверенность, желание быть приглашённой на первый в своей жизни взрослый танец. Именно вальс с его задушевностью, драматизмом способны помочь раскрытию внутреннего мира и душевных переживаний Наташи.

5. Коллективное обсуждение тем сочинений.

6. Творческая работа.

Написание сочинения.

7. Итог урока подводится на следующем занятии.