Прогрессивные методисты прошлого и настоящего основной задачей изучения русского языка в школе считали и считают развитие речи учащихся.
По словам Л.В.Щербы, “правильно составленный словарь и грамматика должны исчерпывать знание данного языка”. (Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974г.)
Следовательно, важнейшим из аспектов развития речи является обогащение словарного запаса. Это необходимо в любом возрасте, особенно в младшем.
К шести – семи годам ребенок научается пользоваться языком в целях повседневного общения и мышления. С приходом в школу начинается новый этап в его языковом развитии: он осознает языковые средства, которыми овладел в дошкольный период, так как располагает относительно зрелым вниманием и памятью.
Однако часто той лексики, которую ребенок слышит и которой пользуется в повседневной жизни, ему не хватает для выражения своих чувств, мыслей, эмоций, а при обучении в школе – и для понимания изучаемого материала. Ребенок к моменту прихода в начальную школу понимает в окружающем больше, чем может передать словами. Особенно мал активный словарь и не сформировано умение строить логически последовательную речь.
Основным средством обогащения словарного запаса школьников как начальной, так и средней школы является словарная работа, объект которой – слова, “трудные” для учащихся не только в орфографическом, но и в семантическом плане.
Анализ приемов словарной работы в школе привел меня к выводу, что обогащению словаря учащихся способствует опора на элементы этимологии.
Элементы этимологического анализа доступны пониманию младших школьников, так как этимологический анализ открывает первичные, образные значения слов, а мышление ребенка, пришедшего в начальную школу, образно.
Применение этимологического анализа как методический прием направляет способность младших школьников к этимологизации (т.е. к естественной языковой способности школьника, подсознательно опираясь на которую, он усваивает значение новых для него слов) в научное русло, способствует формированию правильного понимания ими лексического значения слов и, как следствие, избавляет от большого количества орфографических ошибок. Учитывая описание выше, предлагаю урок русского языка.
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Предложения с интонацией перечисления.
Цели:
1. Познакомить учащихся с предложениями, содержащими интонацию перечисления и со знаками препинания в предложениях с перечислением.
2. Развивать умение работать с орфографическим словарем и правильно писать словарные слова, опираясь на этимологию.
3. Воспитывать ценностное отношение к родному слову, обогащать словарный запас учащихся.
Оборудование: панно и букеты из осенних листьев, рисунки и фотографии с изображением осенних деревьев, игрушечный корабль, сделанный из коры дерева.
Ход урока:
I. Организация начала урока.
Заливистый школьный звонок
Позвал нас опять на урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять, многое узнать.
Будьте все внимательны, а ещё старательны.
Пожелаем вам удачи –
За работу – в добрый час!
У: – Начнем наш урок со словарной работы. Откройте орфографические словарики.
II. Словарная работа (с опорой на этимологию слова).
У: - Найдите в орфографических словариках слово корабль, обратите внимание на вторую букву в нем. Проговорите его хором, вполголоса.
Учитель (записываем слово на доске, а дети в индивидуальные словарики, выделяют букву О).
Примечание: на уроке демонстрируется игрушечный корабль, сделанный из коры дерева.
У: - Как вы думаете, почему морское судно назвали словом корабль?
От какого слова образовано данное?
Дети высказывают свои предложения. Затем объясняет учитель.
У: - Исконно – русское слово КОРАБЛЬ было образовано от той же основы, что и КОРА, КОРОБ, КОРЫТО.
- Что у них общего?
И короб, и корыто, и судно, названное потом кораблем, выдалбливали из ствола дерева, снаружи такая посудина была покрыта корой.
Если слова корабль и кора были в древние времена родственными, как можно проверить букву О в слове корабль?
Всеобщими усилиями найдены слова – подсказки: корка, корочка.
Дети записывают проверочное слово (корабль - корка).
Подбирают родственные слова.
У: - Как можно назвать маленький корабль?
Д: - Кораблик.
У: - Каким прилагательным можно назвать мачты у корабля?
Д: - Корабельные.
У: - Как называют людей, которые строят корабли?
Д: - Корабелы, кораблестроители.
- Разберите записанные слова по составу.
- Какой общий корень у этих слов?
Дети сомневаются: кор, - кора, - кораб, - корабль- …
У: - В древние времена слова корабль, корка, корыто, короб были родственными, поскольку имели единый исторический корень – кор -, обозначим его ( ).
Сейчас у этих слов разное значение и разные корни. Корабль – все слово – корень.
- Какую ещё часть слова нужно выделить? (нулевое окончание).
Аналогично разбираем слово кораблик.
III. Сообщение темы и целей урока.
IV. Работа по теме урока.
1. Работа с текстом.
У каждого ученика лежит на парте карточка с текстом.
У: - Прочитайте, о каких чудесных корабликах идет речь в тексте.
Текст. Сколько разноцветных корабликов сегодня в нашем пруду. Желтые красные оранжевые – целая флотилия!
Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь “на крыльях ветерка”, они опускались на воду тихо и плавно, не спеша, спокойно, как бы задумчиво.
Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет с поднятыми парусами – поплывет так важно и горделиво!
Большой ещё запас таких корабликов на деревьях, разноцветной стеной окружающих наш красивый пруд. (После слова “горделиво” учитель прерывает чтение вопросам):
- О каких корабликах идет речь?
- Посмотрите на оформление нашего класса. Чем осенние листья похожи на кораблики?
Д: - Плывут, их подгоняет ветер, сам листочек – как корпус корабля, а черенок – как мачта.
У: - Что необычного в таких корабликах?
Д: - Они летают, как сказочный летучий корабль.
У: - Почему автор назвал их не кораблями, а корабликами?
У: - Найдите в тексте предложение, в котором автор описывает эти кораблики.
Д: - Желтые красные оранжевые – целая флотилия (Запятые пока не стоят в этом предложении).
У: - Прочитайте ещё раз это предложение. Что заметили?
Д: - Перечислили признаки корабликов по цвету и сделали паузы между словами желтые, красные, оранжевые.
У: - Так в устной речи вы показали интонацию перечисления.
- Как вы считаете, надо ли интонацию перечисления как-то обозначить на письме?
Выслушать предположения детей.
Чтение вывода в учебнике (с. 103).
У: - Теперь правильно запишите это предложение.
V. Физминутка.
VI. Закрепление изученного.
Найдите в тексте ещё предложения с интонацией перечисления.
Дети самостоятельно записывают предложения с интонацией перечисления из текста. Проверяют написанное. Составляют свои предложения об осенних листьях, используя слово кораблик. Выбирают лучшее и записывают.
Для сильных учащихся учитель предлагает сделать звуко - буквенный разбор слова кораблик и оценивает их работу.
VII. Рефлексия.
У: - Понравился ли вам урок?
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- С каким настроением уходите с урока? (Показывают рисунки лиц человечков).
- хорошее настроение.
- плохое настроение.
Примечание: Все дети нарисовали первого человечка. Урок им очень понравился.
На дом было дано упр. 63, с. 104.