Этимологический анализ на уроках русского языка в начальных классах как средство обогащения словарного запаса учащихся (3-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 3


Прогрессивные методисты прошлого и настоящего основной задачей изучения русского языка в школе считали и считают развитие речи учащихся.

По словам Л.В.Щербы, “правильно составленный словарь и грамматика должны исчерпывать знание данного языка”. (Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974г.)

Следовательно, важнейшим из аспектов развития речи является обогащение словарного запаса. Это необходимо в любом возрасте, особенно в младшем.

К шести – семи годам ребенок научается пользоваться языком в целях повседневного общения и мышления. С приходом в школу начинается новый этап в его языковом развитии: он осознает языковые средства, которыми овладел в дошкольный период, так как располагает относительно зрелым вниманием и памятью.

Однако часто той лексики, которую ребенок слышит и которой пользуется в повседневной жизни, ему не хватает для выражения своих чувств, мыслей, эмоций, а при обучении в школе – и для понимания изучаемого материала. Ребенок к моменту прихода в начальную школу понимает в окружающем больше, чем может передать словами. Особенно мал активный словарь и не сформировано умение строить логически последовательную речь.

Основным средством обогащения словарного запаса школьников как начальной, так и средней школы является словарная работа, объект которой – слова, “трудные” для учащихся не только в орфографическом, но и в семантическом плане.

Анализ приемов словарной работы в школе привел меня к выводу, что обогащению словаря учащихся способствует опора на элементы этимологии.

Элементы этимологического анализа доступны пониманию младших школьников, так как этимологический анализ открывает первичные, образные значения слов, а мышление ребенка, пришедшего в начальную школу, образно.

Применение этимологического анализа как методический прием направляет способность младших школьников к этимологизации (т.е. к естественной языковой способности школьника, подсознательно опираясь на которую, он усваивает значение новых для него слов) в научное русло, способствует формированию правильного понимания ими лексического значения слов и, как следствие, избавляет от большого количества орфографических ошибок. Учитывая описание выше, предлагаю урок русского языка.

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Предложения с интонацией перечисления.

Цели:

1. Познакомить учащихся с предложениями, содержащими интонацию перечисления и со знаками препинания в предложениях с перечислением.

2. Развивать умение работать с орфографическим словарем и правильно писать словарные слова, опираясь на этимологию.

3. Воспитывать ценностное отношение к родному слову, обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: панно и букеты из осенних листьев, рисунки и фотографии с изображением осенних деревьев, игрушечный корабль, сделанный из коры дерева.

Ход урока:

I. Организация начала урока.

Заливистый школьный звонок
Позвал нас опять на урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять, многое узнать.
Будьте все внимательны, а ещё старательны.
Пожелаем вам удачи –
За работу – в добрый час!

У: – Начнем наш урок со словарной работы. Откройте орфографические словарики.

II. Словарная работа (с опорой на этимологию слова).

У: - Найдите в орфографических словариках слово корабль, обратите внимание на вторую букву в нем. Проговорите его хором, вполголоса.

Учитель (записываем слово на доске, а дети в индивидуальные словарики, выделяют букву О).

Примечание: на уроке демонстрируется игрушечный корабль, сделанный из коры дерева.

У: - Как вы думаете, почему морское судно назвали словом корабль?

От какого слова образовано данное?

Дети высказывают свои предложения. Затем объясняет учитель.

У: - Исконно – русское слово КОРАБЛЬ было образовано от той же основы, что и КОРА, КОРОБ, КОРЫТО.

- Что у них общего?

И короб, и корыто, и судно, названное потом кораблем, выдалбливали из ствола дерева, снаружи такая посудина была покрыта корой.

Если слова корабль и кора были в древние времена родственными, как можно проверить букву О в слове корабль?

Всеобщими усилиями найдены слова – подсказки: корка, корочка.

Дети записывают проверочное слово (корабль - корка).

Подбирают родственные слова.

У: - Как можно назвать маленький корабль?

Д: - Кораблик.

У: - Каким прилагательным можно назвать мачты у корабля?

Д: - Корабельные.

У: - Как называют людей, которые строят корабли?

Д: - Корабелы, кораблестроители.

- Разберите записанные слова по составу.

- Какой общий корень у этих слов?

Дети сомневаются: кор, - кора, - кораб, - корабль- …

У: - В древние времена слова корабль, корка, корыто, короб были родственными, поскольку имели единый исторический корень – кор -, обозначим его ( ).

Сейчас у этих слов разное значение и разные корни. Корабль – все слово – корень.

- Какую ещё часть слова нужно выделить? (нулевое окончание).

Аналогично разбираем слово кораблик.

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Работа по теме урока.

1. Работа с текстом.

У каждого ученика лежит на парте карточка с текстом.

У: - Прочитайте, о каких чудесных корабликах идет речь в тексте.

Текст. Сколько разноцветных корабликов сегодня в нашем пруду. Желтые красные оранжевые – целая флотилия!

Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь “на крыльях ветерка”, они опускались на воду тихо и плавно, не спеша, спокойно, как бы задумчиво.

Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет с поднятыми парусами – поплывет так важно и горделиво!

Большой ещё запас таких корабликов на деревьях, разноцветной стеной окружающих наш красивый пруд. (После слова “горделиво” учитель прерывает чтение вопросам):

- О каких корабликах идет речь?

- Посмотрите на оформление нашего класса. Чем осенние листья похожи на кораблики?

Д: - Плывут, их подгоняет ветер, сам листочек – как корпус корабля, а черенок – как мачта.

У: - Что необычного в таких корабликах?

Д: - Они летают, как сказочный летучий корабль.

У: - Почему автор назвал их не кораблями, а корабликами?

У: - Найдите в тексте предложение, в котором автор описывает эти кораблики.

Д: - Желтые красные оранжевые – целая флотилия (Запятые пока не стоят в этом предложении).

У: - Прочитайте ещё раз это предложение. Что заметили?

Д: - Перечислили признаки корабликов по цвету и сделали паузы между словами желтые, красные, оранжевые.

У: - Так в устной речи вы показали интонацию перечисления.

- Как вы считаете, надо ли интонацию перечисления как-то обозначить на письме?

Выслушать предположения детей.

Чтение вывода в учебнике (с. 103).

У: - Теперь правильно запишите это предложение.

V. Физминутка.

VI. Закрепление изученного.

Найдите в тексте ещё предложения с интонацией перечисления.

Дети самостоятельно записывают предложения с интонацией перечисления из текста. Проверяют написанное. Составляют свои предложения об осенних листьях, используя слово кораблик. Выбирают лучшее и записывают.

Для сильных учащихся учитель предлагает сделать звуко - буквенный разбор слова кораблик и оценивает их работу.

VII. Рефлексия.

У: - Понравился ли вам урок?

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- С каким настроением уходите с урока? (Показывают рисунки лиц человечков).

- хорошее настроение.

- плохое настроение.

Примечание: Все дети нарисовали первого человечка. Урок им очень понравился.

На дом было дано упр. 63, с. 104.