Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. ИКТ в образовании открывают учителям новые возможности для развития методов и организационных форм обучения школьников, позволяют совершенствовать учебный процесс путём внедрения новых технологий. Применение средств ИКТ создаёт условия повышения эффективности учебного процесса и улучшения уровня владения полученной информацией. Использование на уроках современных информационных технологий, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию ключевых компетенций, а с другой – организует работу учащегося и учителя. Компьютер используется с самыми разными целями: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков. Проведение интегрированных уроков по разным предметам – это неотъемлемая часть современных педагогических технологий. На таких уроках реализуется деятельностный подход в организации работы учащихся. В результате у учителя появляются новые возможности в чередовании видов деятельности, у учащихся формируется интерес к предмету, развивается его личность.
Мы предлагаем пакет дидактического материала для интегрированных уроков русского языка (8-9-е классы) и информатики, который представляет собой задания и образцы их выполнения.
Вид заданий |
Компетенции по русскому языку |
Компетенции по информатике |
Задания для учащихся |
Пример выполненного задания |
Оборудование |
Программное обеспечение |
Словарная работа | Совершенствование орфографической зоркости | Совершенствование умений создавать документ на основе подготовленного шаблона, работать с электронной формой, сохранения документа на дискету и распечатки его на принтере | Приложение1.dot (шаблон документа, выполненный в виде защищенной электронной формы) | Приложение2.doc | Принтер, дискеты | Текстовый процессор ms word |
Создание “шпаргалки” “главные и второстепенные члены предложения”, используя параграфы учебника | Совершенствование умения работать с учебником | Совершенствование навыков вставки таблицы в документ, редактирования и форматирования таблиц, сохранения и распечатки документа, работы с дискетой | Приложение3.doc | Принтер, дискеты | Текстовый процессор ms word | |
Обстоятельство | Знание второстепенных членов предложения, умение применять знания об обстоятельствах | Совершенствование умений создавать документ на основе подготовленного шаблона, работы с электронной формой, сохранения документа на дискету и распечатки его на принтере | Приложение4.dot | Прилодение5.doc | Принтер, дискеты | Текстовый процессор ms word |
Разобрать по членам предложения | Умение определять члены предложений и правильно их обозначать | Совершенствование навыков форматирования текста, выполнения операции “сохранить как”, работы с дискетой, распечатки документа на принтере | Приложение6.doc | Приложение7.doc | Принтер, дискеты | Текстовый процессор ms word |
Отредактировать деформированный текст | Знание типов связей слов в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание), умение изменить слово в зависимости от типа связи | Совершенствование навыков работы с электронной формой, сохранения и распечатки документа на принтере | Приложение8.dot | Приложение9.doc | Принтер, дискеты | Текстовый процессор ms word |
Определить синтаксическую роль одних и тех же слов в разных предложениях | Умение определения синтаксической роли одних и тех же слов в разных предложениях | Совершенствование навыков редактирования и форматирования текста, выполнения операции “сохранить как”, работы с дискетой, распечатки документа на принтере | Приложение10.doc | Приложение11.doc | Принтер, дискеты | Текстовый процессор ms word |
Отредактировать текст | Совершенствование умения оправданно употреблять фразеологизмы | Отработка навыка редактирования текста, “сохранения как” файлов, распечатки документов на принтере | Приложение12.doc | Приложение13.doc | Принтер, дискеты | Текстовый процессор ms word |
Определить вид сложного предложения | Умение определять вид сложного предложения, умение составлять схемы сложных предложений, знание пунктуации в сложных предложениях | Совершенствование навыка перемещения фрагментов текста мышью или с помощью буфера обмена, отработка навыка работы с таблицами, редактирование текста | Приложение14.doc | Приложение15.doc | Принтер, дискеты | Текстовый процессор ms word |
Закончить предложение | Закрепление знаний о разных видах сложных предложений, совершенствование умений составлять предложения разных видов | Совершенствование навыка работы с электронной формой, редактирования текста, сохранения файла на диск, распечатки документа на принтере | Приложение16.dot | Приложение17.doc | Принтер, дискеты | Текстовый процессор ms word |
Памятка | Совершенствование умения работать с учебником, обобщать свои знания | Отработка умений работы в программе ms publisher, сохранения файлов на диск, распечатки на принтере | Приложение18.pub | Принтер, дискеты | Ms publisher | |
Тестовый контроль | Контроль зунов по теме | Отработка умения пользоваться программой интерактивного тестирования “тест!” | Приложение19.txt | Принтер, дискеты | Программа интерактивного тестирования “тест!” (программа распространяется бесплатно. Автор: башлаков а.с., Http://www.klyaksa.net/ - портал для учителя информатики в средней школе), текстовый редактор блокнот |
Примечание: в ряде случаев целесообразно усложнить задание:
- сохранять файл не на дискету, а на жесткий диск своего компьютера, а распечатывать его на сетевом принтере, тогда появляется возможность совершенствовать навык работы с удаленным оборудованием,
- сохранять файл не на дискету, а на жесткий диск главного компьютера, к которому подключен принтер и распечатывать документ оттуда, тогда появляется возможность совершенствовать навык работы с локальной сетью, а также умение организовать личное информационное пространство в файловой структуре ПК или локальной сети.