Цели:
- Проверить степень усвоения материала.
- Закрепить полученные знания, развивать умение работать с языковым материалом (разбор и анализ изученных языковых единиц).
- Способствовать сплочению коллектива, формировать навыки работы в команде.
Знать: понятие обособления; правила постановки знаков препинания при обособленных членах.
Уметь: выделять интонационно обособленные члены; составлять схемы предложений с обособленными членами; правильно ставить знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями.
Пояснение к работе.
Объявляется тема тренировки. Количество заданий определяется в зависимости от объема изученного материала (“сектора”). Количеству “секторов” должно соответствовать количество команд. Из “сильных” учеников класса формируется группа “тренеров” (по одному на каждый сектор). Задача “тренеров” - следить за выполнением заданий, оценивать работу каждой команды и степень участия каждого игрока (по количеству выполненных заданий, по количеству правильных ответов, по пятибалльной системе). Оценки и замечания по работе команды заносятся в специальный маршрутный лист.
С помощью жеребьевки определяется сектор, с которого начнут тренировку команды. По сигналу учителя команды начинают выполнять задания, которые дает им тренер. На выполнение заданий отводится 5-10 мин., в зависимости от количества секторов. По сигналу учителя команды переходят в другой сектор. Тренировка заканчивается после того, как команды пройдут все сектора. В конце урока с помощью “тренеров” подводятся итоги, выставляются оценки.
Тренер – сидит за своим столом, команды по очереди подходят к нему, выдает задание команде, оценивает работу каждого игрока, проверяет правильность выполнения задания (сразу), выставляет оценки в маршрутный лист. (Возможна замена – тренер подходит к командам). Команда перемещается от одного стола к другому, выполняя задания (время на задание – 5 мин.).
Задание из карточек переписывается в тетради учащихся, тренеру сообщаются только ответы. После окончания работы всех команд подсчитывается количество набранных баллов. Игрок любой команды, набравший наибольшее количество баллов в одном секторе у какого-либо тренера, вместе с этим тренером готовит ответ на теоретический вопрос в виде схемы или таблицы на листе ватмана. Команда в это время выполняет последнее (творческое) задание.
Последнее задание – “сценка”, изобразить “в лицах” схему любого предложения, готовится всеми участниками команды (каждый изображает какой-либо знак).
За верно угаданную схему ставятся дополнительные оценки (капитан фиксирует их в листах). После этого на доске (под указателями: знаки, определение и обобщающее слово) вывешиваются схемы ответов (на ватмане) и подводятся итоги работы на уроке.
Рефлексия по итогам работы. Домашнее задание (дифференцированное) задается с учетом полученных на уроке оценок.
Материалы для работы:
- Задания для тренеров (разложены по конвертам).
- Ватман, фломастеры.
- Маршрутные листы для команд.
- Оценочная таблица.
- Правила работы команд (на доске).
- Критерии оценивания (у каждого тренера на столе).
- Заголовки для итоговой работы (распечатаны, помещаются на доске во время постановки цели).
- Расстановка парт (для групповой работы).
- Карточки или таблички с указанием игроков: тренер, капитан, хранитель времени и т.д.
Ход работы
I. Организация начала занятия, вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вы сегодня в роли игроков команды отправитесь на тренировку, чтобы доказать тренеру, что достаточно хорошо подготовились к соревнованиям.
Выход на цель урока: Я должна проверить ваши знания по теме, это моя цель, а с вашей целью давайте определимся.
Тема нашего урока: “Обособленные члены предложения”.
- Какие виды обособленных членов предложения изучили?
- Скажите, для чего мы изучаем эту тему? (Чтобы научиться ставить знаки в таких предложениях.)
- Как можно проверить ваше умение, что нужно знать?
- Ответ детей.
- Итак, мы определили цель нашей работы – знать правила обособления, уметь ставить знаки и составлять схемы предложений с обособленными определениями и приложениями.
- Определим, сколько секторов нам необходимо пройти. На доске помещаются карточки-заголовки итогов работы (знаки препинания при обособленных определениях, знаки при обособленных приложениях, знаки при наличии союза как).
II. Договор о способах работы на уроке и оценке за проделанную работу.
- Т.к. объем материала достаточно большой, то форма работы сегодня на уроке командная. Работаем в группах (командах) – 3 команды, 3 тренера. Условия для работы: расстановка парт, четкие правила и инструкции на столах и у тренеров.
- Команды отработают в 3 секторах. У тренера необходимый материал, у капитана – маршрутный лист, оценки получаем в каждом секторе. Для успешной работы необходимо четко распределить обязанности внутри команды. Строго следить за временем!
Контроль понимания целей работы:
- Как работаем сегодня?
- За что получаем оценку?
Запись темы урока в тетради. Определили цель (повторить) - работаем – обсуждаем – результат (прогноз).
Команда должна:
- Выполнить задание. (Приложение 1).
- Подготовить, опираясь на таблицы, ответ по теме. (Приложение 1).
- Подготовить творческое задание на понимание темы для другой команды. (Каждый игрок должен быть задействован).
- Дать рецензию на ответ другой группы.
- Оценить работу каждого учащегося в своей команде (Приложение 2).
Правила работы команд: (На доске).
- Не мешать другим.
- Не спорить с тренером!
- Слушать и слышать.
- Строго соблюдать время тренировки.
Критерии оценивания:
Устный ответ:
- Знание теоретического материала;
- Умение выстраивать монологическое высказывание;
Письменная работа:
- Знание обособленных членов предложения;
- Умение ставить знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
- Умение составлять схемы таких предложений.
III. Организация практической работы в группах.
1. (Мотивация) сообщение учителя:
- Для успешной работы необходимо: четко распределить обязанности внутри команды (капитан – объективно оценивает работу каждого (определяет лучшего игрока); докладчик – отвечает по плану на теоретический вопрос, хранитель времени – соблюдает временные рамки (5 мин.), определяет темп работы, помогает остальным членам команды; эксперт – дает рецензию на ответ другой команды (по критериям); содокладчик – готовит вопрос на понимание темы для другой команды; оппонент и т.д.).
2. Жеребьевка очередности работы у тренера.
(Капитаны подходят к учителю, вытаскивают номер стола того тренера, с которого начнут свою тренировку).
3. Работа учащихся в группах, учитель корректирует способы работы.
IV. Заслушивание ответов команд.
Мотивация: команда должна дать полные, правильные ответы, доказать, что тему знаете.
Каждый тренер подводит итоги работы команд в своем секторе, выставляет оценки в маршрутных листах (Приложение 3). По итогам работы та команда, у которой больше баллов в этом секторе, отвечает на основной вопрос (отвечает докладчик). Вместе с тренером они представляют свою схему для обсуждения, задают вопросы на понимание темы игрокам из других команд.
Условие: спросить игрока, задать вопрос из своего задания.
Затем остальные игроки изображают свою “сценку” для других команд (схему угаданного предложения нарисовать на доске). За правильный ответ присуждаются дополнительные баллы. (Мотивация: имеется возможность улучшить свои оценки).
- Устный ответ-обсуждение.
- Дополнительный вопрос (по желанию) – ответ команды.
- Выставление оценки каждому в группе (лучший игрок в команде).
Критерии оценки:
Контроль: - Что повторили? Как? Оценка за работу?
Итоговая работа: На доске даны схемы – определить, какой схемы нет (на какое правило). – Еще одна возможность улучшить оценку за урок.
V. Обсуждение итогов работы – рефлексия.
1. По итогам работы объявляются результаты, ставятся оценки игрокам команд.
Подведение итогов:
- вместе с учащимися выделить главное в содержании урока;
- обсудить итоги урока:
1) добились ли цели;
2) что не получилось, почему;
3) выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
Слово учителя: Тему обособления мы не закончили, сегодняшний урок – обобщение, чтобы вы не путали следующие обособленные члены – обстоятельства и поэтому домашнее задание такое:
Всем: повторить темы “Деепричастие” и “Деепричастный оборот”.
Оценка “3” - индивидуальное задание (в конверте). Отметить, что им еще нужно поработать над этой темой.
Оценки “4” и “5” - сочинение-миниатюра на тему: “Мой любимый вид спорта”. Использовать в работе предложения с обособленными членами, а также слова-термины, употребляемые в данном виде спорта. Показать, описать не только основное содержание данного вида спорта, но и объяснить, почему он вам нравится, как вы собираетесь в нем совершенствоваться.