Обобщающий урок по теме "Обособленные члены предложения", 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели:

  1. Проверить степень усвоения материала.
  2. Закрепить полученные знания, развивать умение работать с языковым материалом (разбор и анализ изученных языковых единиц).
  3. Способствовать сплочению коллектива, формировать навыки работы в команде.

Знать: понятие обособления; правила постановки знаков препинания при обособленных членах.

Уметь: выделять интонационно обособленные члены; составлять схемы предложений с обособленными членами; правильно ставить знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями.

Пояснение к работе.

Объявляется тема тренировки. Количество заданий определяется в зависимости от объема изученного материала (“сектора”). Количеству “секторов” должно соответствовать количество команд. Из “сильных” учеников класса формируется группа “тренеров” (по одному на каждый сектор). Задача “тренеров” - следить за выполнением заданий, оценивать работу каждой команды и степень участия каждого игрока (по количеству выполненных заданий, по количеству правильных ответов, по пятибалльной системе). Оценки и замечания по работе команды заносятся в специальный маршрутный лист.

С помощью жеребьевки определяется сектор, с которого начнут тренировку команды. По сигналу учителя команды начинают выполнять задания, которые дает им тренер. На выполнение заданий отводится 5-10 мин., в зависимости от количества секторов. По сигналу учителя команды переходят в другой сектор. Тренировка заканчивается после того, как команды пройдут все сектора. В конце урока с помощью “тренеров” подводятся итоги, выставляются оценки.

Тренер – сидит за своим столом, команды по очереди подходят к нему, выдает задание команде, оценивает работу каждого игрока, проверяет правильность выполнения задания (сразу), выставляет оценки в маршрутный лист. (Возможна замена – тренер подходит к командам). Команда перемещается от одного стола к другому, выполняя задания (время на задание – 5 мин.).

Задание из карточек переписывается в тетради учащихся, тренеру сообщаются только ответы. После окончания работы всех команд подсчитывается количество набранных баллов. Игрок любой команды, набравший наибольшее количество баллов в одном секторе у какого-либо тренера, вместе с этим тренером готовит ответ на теоретический вопрос в виде схемы или таблицы на листе ватмана. Команда в это время выполняет последнее (творческое) задание.

Последнее задание – “сценка”, изобразить “в лицах” схему любого предложения, готовится всеми участниками команды (каждый изображает какой-либо знак).

За верно угаданную схему ставятся дополнительные оценки (капитан фиксирует их в листах). После этого на доске (под указателями: знаки, определение и обобщающее слово) вывешиваются схемы ответов (на ватмане) и подводятся итоги работы на уроке.

Рефлексия по итогам работы. Домашнее задание (дифференцированное) задается с учетом полученных на уроке оценок.

Материалы для работы:

  1. Задания для тренеров (разложены по конвертам).
  2. Ватман, фломастеры.
  3. Маршрутные листы для команд.
  4. Оценочная таблица.
  5. Правила работы команд (на доске).
  6. Критерии оценивания (у каждого тренера на столе).
  7. Заголовки для итоговой работы (распечатаны, помещаются на доске во время постановки цели).
  8. Расстановка парт (для групповой работы).
  9. Карточки или таблички с указанием игроков: тренер, капитан, хранитель времени и т.д.

Ход работы

I. Организация начала занятия, вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вы сегодня в роли игроков команды отправитесь на тренировку, чтобы доказать тренеру, что достаточно хорошо подготовились к соревнованиям.

Выход на цель урока: Я должна проверить ваши знания по теме, это моя цель, а с вашей целью давайте определимся.

Тема нашего урока: “Обособленные члены предложения”.

- Какие виды обособленных членов предложения изучили?

- Скажите, для чего мы изучаем эту тему? (Чтобы научиться ставить знаки в таких предложениях.)

- Как можно проверить ваше умение, что нужно знать?

- Ответ детей.

- Итак, мы определили цель нашей работы – знать правила обособления, уметь ставить знаки и составлять схемы предложений с обособленными определениями и приложениями.

- Определим, сколько секторов нам необходимо пройти. На доске помещаются карточки-заголовки итогов работы (знаки препинания при обособленных определениях, знаки при обособленных приложениях, знаки при наличии союза как).

II. Договор о способах работы на уроке и оценке за проделанную работу.

- Т.к. объем материала достаточно большой, то форма работы сегодня на уроке командная. Работаем в группах (командах) – 3 команды, 3 тренера. Условия для работы: расстановка парт, четкие правила и инструкции на столах и у тренеров.

- Команды отработают в 3 секторах. У тренера необходимый материал, у капитана – маршрутный лист, оценки получаем в каждом секторе. Для успешной работы необходимо четко распределить обязанности внутри команды. Строго следить за временем!

Контроль понимания целей работы:

- Как работаем сегодня?

- За что получаем оценку?

Запись темы урока в тетради. Определили цель (повторить) - работаем – обсуждаем – результат (прогноз).

Команда должна:

  1. Выполнить задание. (Приложение 1).
  2. Подготовить, опираясь на таблицы, ответ по теме. (Приложение 1).
  3. Подготовить творческое задание на понимание темы для другой команды. (Каждый игрок должен быть задействован).
  4. Дать рецензию на ответ другой группы.
  5. Оценить работу каждого учащегося в своей команде (Приложение 2).

Правила работы команд: (На доске).

  1. Не мешать другим.
  2. Не спорить с тренером!
  3. Слушать и слышать.
  4. Строго соблюдать время тренировки.

Критерии оценивания:

Устный ответ:

  1. Знание теоретического материала;
  2. Умение выстраивать монологическое высказывание;

Письменная работа:

  1. Знание обособленных членов предложения;
  2. Умение ставить знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
  3. Умение составлять схемы таких предложений.

III. Организация практической работы в группах.

1. (Мотивация) сообщение учителя:

- Для успешной работы необходимо: четко распределить обязанности внутри команды (капитан – объективно оценивает работу каждого (определяет лучшего игрока); докладчик – отвечает по плану на теоретический вопрос, хранитель времени – соблюдает временные рамки (5 мин.), определяет темп работы, помогает остальным членам команды; эксперт – дает рецензию на ответ другой команды (по критериям); содокладчик – готовит вопрос на понимание темы для другой команды; оппонент и т.д.).

2. Жеребьевка очередности работы у тренера.

(Капитаны подходят к учителю, вытаскивают номер стола того тренера, с которого начнут свою тренировку).

3. Работа учащихся в группах, учитель корректирует способы работы.

IV. Заслушивание ответов команд.

Мотивация: команда должна дать полные, правильные ответы, доказать, что тему знаете.

Каждый тренер подводит итоги работы команд в своем секторе, выставляет оценки в маршрутных листах (Приложение 3). По итогам работы та команда, у которой больше баллов в этом секторе, отвечает на основной вопрос (отвечает докладчик). Вместе с тренером они представляют свою схему для обсуждения, задают вопросы на понимание темы игрокам из других команд.

Условие: спросить игрока, задать вопрос из своего задания.

Затем остальные игроки изображают свою “сценку” для других команд (схему угаданного предложения нарисовать на доске). За правильный ответ присуждаются дополнительные баллы. (Мотивация: имеется возможность улучшить свои оценки).

  1. Устный ответ-обсуждение.
  2. Дополнительный вопрос (по желанию) – ответ команды.
  3. Выставление оценки каждому в группе (лучший игрок в команде).

Критерии оценки:

  1. Полнота знаний.
  2. Речевое оформление.
  3. Качество приводимых примеров.

Контроль: - Что повторили? Как? Оценка за работу?

Итоговая работа: На доске даны схемы – определить, какой схемы нет (на какое правило). – Еще одна возможность улучшить оценку за урок.

V. Обсуждение итогов работы – рефлексия.

1. По итогам работы объявляются результаты, ставятся оценки игрокам команд.

Подведение итогов:

- вместе с учащимися выделить главное в содержании урока;

- обсудить итоги урока:

1) добились ли цели;

2) что не получилось, почему;

3) выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Слово учителя: Тему обособления мы не закончили, сегодняшний урок – обобщение, чтобы вы не путали следующие обособленные члены – обстоятельства и поэтому домашнее задание такое:

Всем: повторить темы “Деепричастие” и “Деепричастный оборот”.

Оценка “3” - индивидуальное задание (в конверте). Отметить, что им еще нужно поработать над этой темой.

Оценки “4” и “5” - сочинение-миниатюра на тему: “Мой любимый вид спорта”. Использовать в работе предложения с обособленными членами, а также слова-термины, употребляемые в данном виде спорта. Показать, описать не только основное содержание данного вида спорта, но и объяснить, почему он вам нравится, как вы собираетесь в нем совершенствоваться.