Урок письма

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Дать общее понятие об эпистолярном жанре, познакомить со структурой письма.
  • Формировать у учащихся умений и навыков написания письма.

Интрига.

Наша экспедиция оказалась в беде. Мы в ужасном положении. Наш корабль потерпел крушение, и мы высадились на какой-то остров в океане. Погода плохая. Дождь, ветер, холод. Впереди - неизвестность. Какие ещё приключения ждут нас?

Страх и ужас наполняют наши сердца. Мы нашли пещеру. Вдруг все ясно услышали грохот. Все поняли: началось извержение вулкана. Уже отчётливо слышен вой ветра, треск веток, шум падающих камней. Но испуг быстро проходит. Нами овладевает решимость бороться до конца. На всякий случай я положу в бутылку этот лист, как послание потомкам. Мы ищем путь к спасению. Оставьте вашу тревогу о нас, сохраните лишь добрую память.

Джон Смит. Шхуна…….
(дальше неразборчиво, чернила в этом месте расплылись)

 Ребята, как вы думаете, что это?

Почему вы решили, что это письмо?

Да, действительно, даже не столько письмо, сколько послание потомкам, чтобы их помнили и знали, что они были храбры. Они находились на неизвестном острове и, во что бы то ни стало, хотели найти путь к спасению.

Мы не знаем, когда было отправлено письмо, но судя по стилю очень давно.

Сегодня мы тоже побываем на нескольких островах, и первый остров – “Исторический”. Начнём с истории:

(выступают несколько ребят)

За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма разнообразные материалы. Они писали на скалах, вырезали на костях, на глиняных дощечках, а затем на металлических. Около 5 тысяч лет тому назад в качестве материала для письма стали применять папирус (тропический тростник). Позже был найден пергамент (специально выделанная кожа молодых животных). Название, которому было дано по названию города Пергама в Сирии. В 5 в. в Китае появилась бумага – одно из величайших изобретений человечества, а в 12-17 вв. она появилась и в государствах Европы.

Знаете ли вы, ребята, из чего изготовлялись первые письма?

(ответы уч-ся: ракушки, глиняные дощечки, веревочки)

А потом появилось пиктографическое письмо. После этого прошло много времени. Люди научились писать и посылать друг другу письма. Каждому человеку в жизни предстоит отправить немало писем: личных, деловых, поздравительных. И я уверена, что вы тоже хоть раз в жизни посылали письмо.

Но всегда ли мы знаем, как правильно писать письмо?

Давайте познакомимся с элементами написания письма, а для начала посетим остров “Словарный”.

2) Словарная работа. Работа по группам. Найти в словаре значения слов – эпистола, эпистолярный жанр, адрес, адресат, адресант.

(Один представитель от группы объясняет значения слов)

Значения этих слов необходимо запомнить, так как на уроке мы будем ещё не раз ими пользоваться.

3) Для того, чтобы письмо дошло до адресата, надо правильно написать адрес на конверте. Поэтому наш путь лежит на остров “Адресный”.

Кто из вас умеет правильно писать свой адрес?

Знаете ли вы, что такое индекс?

(первые три цифры обозначают область, город, три другие - почтовое отделение)

У вас у каждого на столе памятка по оформлению адреса. Читаем вслух всё, что мы должны знать.

1) Город или другой населённый пункт.

2) Область, район.

3) Улица (проспект, микрорайон, переулок)

4) Дом, корпус, квартира.

5) Ф.И.О. адресата.

Помните, ребята, что фамилия, имя, отчество адресата должны употребляться в дательном падеже, а адресанта - в родительном падеже.

Пишем правильно свой домашний адрес.

4) Но вы знаете, что важно не только написать правильно адрес, но и само письмо. И мы побываем на самом интересном острове “Информационном”. Это остров интересных новостей, весёлых рассказов, остров получения информации.

Путь туда очень сложен, надо обладать умениями ясно и чётко излагать свои мысли на бумаге. А ещё надо иметь богатое воображение, фантазию, чтобы эмоционально и интересно суметь написать письмо.

На столе у вас ещё одна памятка, на которой изложен примерный план личного письма.

Прочитаем этот план:

  1. Приветствие и обращение.
  2. Изложение того, что хочешь написать и вопросы о том, что хочешь узнать.
  3. Заключение.
  4. Подпись.
  5. Дата.

А ещё запишем наиболее распространенные речевые формулы:

Здравствуйте! Добрый день! Шлю тебе привет! Приветствую тебя!

Хочется сообщить; я хотел бы рассказать; с искренним уважением; до свидания; до скорого свидания; всего хорошего.

Итак, что интересного мы узнали на уроке?

Надеюсь, что наш урок вам понравился и вы, используя полученные знания, сами сможете написать письмо.

Домашнее задание.

Напишите письмо другу, а можно написать письмо на другую тему. Лучшее письмо мы прочитаем в классе на следующем уроке.