Оборудование: Презентация в Power Point
Цели урока:
1. Дать понятие вводных предложений, их значений, особенностей постановки знаков препинания.
2. Развивать умение находить в художественном тексте вводные конструкции, выделять устно с помощью интонации, на письме – знаками препинания.
3. Воспитывать интерес к художественной литературе, к слову. Через произведения В.Солоухина пробуждать у учащихся самые лучшие качества человека: доброту, милосердие
Ход урока:
1. Орг. момент
.- Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”, больше
Ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
Сделалась жизнь?
(Вл. Солоухин)
Воспользовавшись стихотворением В.Солоухина (слайд 2), я хотела бы поприветствовать всех присутствующих и предложить доброжелательное общение.
- Если выразить главную мысль стихотворения с помощью предложения с вводным словом, как оно будет выглядеть?
По словам В.Солоухина, “здравствуйте” имеет огромное значение для общения. (слайд 3)
- Запишите это предложение в тетрадь.
2. Повторение.
- Сегодня мы продолжим работу с вводными конструкциями. Наряду с вводными словами выражать свои чувства помогут нам и вводные предложения.
- Дайте определение вводных слов. На какие группы по значению делятся вводные слова? (слайд 2)
- Определите значение у вводного слова в записанном предложении.
Упр. 271 (читаем, комментируем знаки препинания при вводных словах, определяем значение – устная работа)
Очевидно – различная степень уверенности; во-первых, во-вторых, наконец – порядок мыслей и их связь; к сожалению – различные чувства; таким образом – замечания о способах оформления мыслей.
- Выпишите то предложение, которое соответствует вашему представлению “Для чего люди читают?”
-Постройте предложение таким образом:
Люди читают, я думаю, чтобы…
(чтобы овладеть какой-нибудь специальностью; чтобы удовлетворить свои художественные запросы, из любви к прекрасному; чтобы получить информацию об окружающем нас мире.; чтобы “убить время”.
3. Новый материал
- Таким образом, мы записали предложение на новую тему.
Назовите вводное предложение. По значению к какому вводному слову оно близко? (по-моему – источник сообщения).
Обратите внимание, что вводное предложение, также как и вводные слова, на письме выделяются запятыми, а при произнесении интонацией.
(читаем вслух еще раз с учетом правила)
Вводные предложения могут на письме выделяться скобками, реже – тире, если они выражают дополнительные замечания или пояснения.
Убедимся мы в этом на примере отрывка из рассказа В.Солоухина “Закон набата”. (слайд 4)
- В этом рассказе В.Солоухина говорится о пожаре и поведении людей во время бедствия. Автор показал наше отношение к чужому горю. Как часто мы проходим мимо тех, кому нужна помощь, а если даже и замечаем, то успокаиваем свою совесть словами: “Это не наше дело”. К сожалению, беды случаются все чаще, и это уже не только пожары, но и катастрофы, террористические акты, которые заставляют содрогаться весь мир. Этим рассказом В.Солоухин убеждает нас, что только вместе мы сила.
Напомню, что набат – сигнал тревоги в случае каких-либо бедствий.
Закон набата (слайд 5)
…Мужики и бабы побросали косы и серпы (стояло жнитво), полумертвые прибежали в село, кое-кто от самого Самойловского леса.
Велик и непреложен закон набата: старый ли ты, усталый ли, занятой ли ты человек – бросай все и беги на зовущий голос.
Этот голос всегда означал только одно: другим людям нужна твоя немедленная, безотлагательная помощь. И бегут с топорами, с лопатами, с ведрами. Кое-кто с вилами – на всякий случай. Неизвестно, что за беда. Не ровен час, пригодятся и вилы.
И поднимется в тебе (несмотря на беду) некое восторженное чувство, что ты не один, что случись у тебя беда, и для тебя точно так же побегут люди, потому что непреложен и велик закон набата.
Закон набата будет современен всегда, пока в мире случаются несчастья. И пока у человека есть душа, набат будет звучать для него.
- Выпишите из текста предложения, которые включают в себя вводные, со скобками и тире. (1,5)
По учебнику читаем теоретический материал с примерами.
Упр. 273 (устно) В данном упражнении представлены все случаи выделения вводных предложений.
Упр. 275 (у доски)
Метель, кажется, нескоро утихнет (различная степень уверенности) – Метель, я думаю, нескоро утихнет.
Наши шахматисты добьются, несомненно, больших успехов на олимпиаде. – Наши шахматисты добьются, в этом никто не сомневается, больших успехов на олимпиаде.
Земледельцы Кубани, по сообщению газет, успешно ведут весенние полевые работы (источник сообщения) – Как сообщают газеты, земледельцы Кубани успешно ведут весенние полевые работы.
4. Комментирование Д/З. Упр. 274
- Выполняя домашнее упражнение, используйте различные знаки препинания при выделении вводных предложений. Например,
Путешествие на теплоходе по Волге (это было в прошлом году) оставило неизгладимый след в моей памяти. Зеленый мыс – так называется одно из красивейших мест на побережье – находится вблизи Батуми.
5. Итог урока. Выставление оценок.
- Сегодня на уроке мы познакомились с понятием “вводные предложения”, с особенностями постановки знаков препинания при них.
А также с помощью В.Солоухина постигли непреложные истины.
Закончить урок я хотела бы также словами В.Солоухина: “Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом.
Всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок имели в детстве свой зародыш, свое семечко”.
В тетради запишем эту мысль с помощью вводного предложения:
Всякая черта характера взрослого человека, как утверждал В.Солоухин, имела в детстве свой зародыш, свое семечко. (слайд 6)
- Пусть в каждом из вас прорастут только добрые семена.
Использованная литература:
- Русский язык. Учебник для 8 класса. Автор: С.Г.Бархударов.
- “Уроки литературы”. Приложение к журналу “Литература в школе”, №12, 2004.
Л.Н.Пастухова “Время набата”. Ученический анализ рассказа В.Солоухина “Закон набата”.