Тема урока: “Правописание и употребление в речи неопределенных местоимений”
Цели урока:
Обучающие:
- повторить правило правописания неопределенных местоимений;
- определить сферы употребления неопределенных местоимений в речи;
- формировать навыки работы со словарями.
Развивающие:
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- развивать индивидуальную творческую активность;
- Развить творческое и образное мышление учащихся.
Воспитывающие:
- воспитывать способность чувствовать, понимать и любить слово.
Оборудование урока:
- Оборудование доски и класса : фиолетовый цвет преобладает в иллюстрировании (тучи, звезды, сады, полные фруктов и ягод фиолетового цвета).На экране проектора пейзаж южной ночи.
-Знаки- символы
-Эпиграф к уроку:
И прохладой ожидаемой
Опускается на плечи
Фиолетовый, сиреневый,
Тихий, южный, летний вечер.
Е. Прокофьева.
Ход урока:
- Слово учителя.
Приветствие, погружение в ситуацию.
Ребята, мы продолжаем изучение темы “Местоимение”, путешествуя по цветным планетам. Сегодня мы остались на фиолетовой планете, чтобы продолжить эксперимент по употреблению и правописанию неопределенных местоимений.
К уроку я предлагаю эпиграф.
Выразительное чтение эпиграфа, работа с ним.
Учитель:
- Ребята, где-то не близко и не далеко, в некотором царстве- государстве, на неизведанной планете жили- были неопределенные местоимения.
А что это за планета, скажите о ней несколько слов. (Дети рассказывают о планете, строят монологи на грамматическую тему.)
Учитель:
- Я продолжу ваш рассказ. И если мы отправимся в фиолетовую даль, то в жарком мареве планеты сможем увидеть необычайный пейзаж, но мы вскоре поймем, что это обман-мираж.
2 . Словарная работа.
Для словарной работы я предлагаю поработать со словом МИРАЖ (дети определяют цвет слова - он фиолетовый, необъяснимый, непонятный, тайный.).
Работаем со словом: правильное произношение, фонетическое произношение, ставим ударение, выделяем все орфограммы, объясняем их.
Учитель:
-Для лучшего запоминания этого слова и для закрепления лексико-орфографической работы послушайте опорное предложение к этому слову.
МИРАЖ
- Обманчивый ПЕЙЗАЖ-Запишите это предложение.
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, есть ли на самом деле какая- то связь между словами: мираж, фиолетовый, неопределенные?
Учащиеся определяют связь между этими словами, исходя из определения неопределенных местоимений, учитывая семантику цветообозначения.
Учитель:
- Ещё раз обратимся к последней строчке эпиграфа
…Фиолетовый, сиреневый, тихий, южный, летний вечер.
Вечер, на небе появляются звезды, обратите на них внимание. Одни представляют собой вопросительные местоимения, а другие части слова (приставки, суффиксы).
Составьте прогноз, какие звезды соединятся в созвездия.
Запишите названия созвездий. Чтобы верно записать вспомним правило:
КОЕ, ТО, ЛИБО, НИБУДЬ - черточку не забудь.
Учитель:
-Это не простые звездочки получились, а созвездия-местоимения.
Подумайте, а нужны ли эти звезды кому-нибудь, такие сухие академические слова?
Дети отмечают необходимость в речи неопределенных местоимений.
Учитель:
-Да, хоть мы и редко, на первый взгляд, используем в речи неопределенные местоимения, они составляют богатый пласт русского языка.
Проведем наблюдение над употреблением в речи неопределенных местоимений, а результатом нашего исследования должна стать лингвистическая таблица.
Мы отправляемся дальше, но стоит помнить, местность неизведанная, тайная, полна обманчивых пейзажей. Если где-то нет кого-то, значит, кто-то где-то есть.
В ком мы нуждаемся? (Ответ: в проводнике)
Используя неопределенные местоимения дайте ЛЗ – толкование этого слова.
Коллективно ученики объясняют значение этого слова.
Проводник - тот, кто помогает пройти кому-нибудь куда-либо, мимо чего-нибудь, через что-нибудь.
Сверяем наше толкование со словарем, у нас получилось хорошо. То, что мы создали - это часть словарной статьи.
Записываем в тетрадь шуточный пример.
Проводник помог нескольким космонавтам провести каникулы на фиолетовой планете.
Объясняем изучаемые орфограммы.
Учитель:
- Имея проводника, идем дальше по фиолетовой планете.
На параллельной доске – сад, висят гроздья слив, виноград. Записаны предложения, читают дети.
Фиолетовыми
гроздьями виноград в листве таится.Аромат
душистых слив разливается кругом.-
Предлагаю попробовать ягоды на вкус, но будьте осторожны, в них - сюрприз. (Дети срывают ягоды, на них записаны местоимения)Задание: Используя названные местоимения, составьте синтаксическую конструкцию любой формы.
Удачные примеры записываем, можно самостоятельно продолжить сбор слив, но не отстать от нашей команды.
У ребят получились описания некоторого лица, но чей это портрет, мы не узнаем. Почему? (Ответы, объяснения ребят ).
На экране появляются слова
Сирень | поставить |
На | чья-то |
Стол | у |
Я | рука |
Используя эти слова, смоделируйте предложение, слова даны в начальной форме. Прочитайте, что получилось.( много вариантов) В итоге рождается строка поэтического текста.
Учитель:
- Открытие, вы приобщились к поэтическому труду, эта строчка из стихотворения Р.Рождественского.
Цветы на столе у меня
Поставлены чьей-то рукой…
Вы довольны результатом? Да, это радость, необыкновенное счастье уметь писать стихи, сочинять что-то необычное. Дети, а как вы понимаете слово СЧАСТЬЕ? Для чего оно человеку?
Ответы учащихся.
Учитель:
- У меня есть замечательный афоризм: Счастье ищет человек, чтобы с кем-нибудь поделиться. ( Комментарии учеников и учителя).
- Сделаем небольшой привал, вспомним с каким разрядом местоимений
мы встретились на этой необычной планете? Где, в каких текстах, они жили, по какому случаю употреблялись нами?
Ребята отвечают, называют фольклорные жанры, стихотворения, словарная статья, афоризмы.
Учитель:
- Вы абсолютно правы, вы все подметили, ничего на уроке не пропустили, но много интересного вам еще предстоит узнать в ваших дальнейших путешествиях.
На экране – текст. Читает учитель.
Ручеек в лесу
Прозрачный и ужасно ворчливый. Кем он собирался быть, он не говорил. Может быть, каким-нибудь чудным водопадом, но где-то так далеко, куда мы с вами не могли дойти.
- Что это? (Текст) Да, это прозаическое произведение, в котором прозвучали наши знакомые местоимения. Какие? (неопределенные) Проза-это еще одно из мест проживания неопределенных местоимений.
На экране появляется лингвистическая таблица, которая ребятам теперь понятна, потому что они ее сами уже озвучили.
Учитель вместе с ребятами анализирует получившуюся таблицу, приводят примеры.
Учитель, завершая урок:
- Опускается темная туча (на доске движение иллюстраций-декораций) и нам пора на корабль. Знакомство с этой таинственной планетой закончено, но я думаю, что теперь она не является для вас загадкой, как не является тайной употребление и правописание неопределенных местоимений.
Подводятся итоги урока, дается на дом творческое задание, выставляются оценки, они все положительные, но главное даже не это, а удовлетворение от урока, горящие глаза детей, атмосфера праздника, успехи ребят.