ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.
Курс “Занимательная грамматика” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.
Курс изучения “Занимательной грамматики” для учащихся 2–4-х классов ставит следующие задачи:
- развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
- расширение и углубление программного материала;
- воспитание любви к великому русскому языку;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
- совершенствование общего языкового развития младших школьников.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
ПРОГРАММА
2-й класс (32 ч)
№ |
Тема занятия |
1 |
Знакомство с жителями страны слов – звуковичками (звуками). |
2 |
Игра “Том и Тим”. (Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах). |
3 |
Игра “Грамотный регулировщик”. (Звуко-буквенный анализ слов). |
4 |
Сюжетная игра “Сказание о Ролане”. Слово – имя собственное. |
5 |
Игра – сказка “Пропавшие имена”. |
6 |
Собираем слова. |
7-8 |
Игры Деда Буквоеда. |
9 |
Сказка о царевне Несмеяне. (Составление текста по вопросам учителя). |
10 |
Праздничный урок. Обобщение изученного материала. |
11-12 |
Чудесные превращения слов. Сказка о клоуне. Игры на превращения слов: “Буква заблудилась”, “Замените одну букву”, “Какое слово задумано?” |
13 |
Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки. |
14 |
Сколько слов вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше слов знает на букву …”. |
15 |
“Грамматическое домино”. Форма проведения: “Счастливый случай”. (Мягкие согласные звуки и мягкий знак). |
16 |
“А начинали все медведи…” (Как обходились без письма?) |
17 |
Мягкий знак – въезд запрещен, но… не всегда! |
18 |
“Кто – кто в алфавите живет?” (Викторина об алфавите). |
19 |
Играем в загадки. |
20 |
Добрый “волшебник” - Ударение. |
21 |
Ударение над гласной может сделать букву ясной. (Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением). |
22-23 |
Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка про “Ошибку”. |
24 |
Звонкие и глухие “одиночки”. |
25 |
Из чего строятся слова? |
26 |
Слова, которые пишутся с большой буквы. Чтение и составление текстов. Игры: “Кто больше?”, “Лишнее слово”. |
27 |
Приключения в стране “Имя существительное”. |
28 |
Приключения в стране “Имя прилагательное”. |
29 |
Дружба имени существительного с именем прилагательным. |
30 |
Здравствуй, глагол! |
31 |
Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить. |
32 |
Итоговое занятие. |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2-го класса
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим,
произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в
слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие
согласные звуки в словах.
Правильно писать слова с сочетанием жи-ши, ча-ща,
чу-щу, чк-чн.
Делить слова на слоги.
Переносить слова по слогам.
Находить в предложении слова, отвечающие на
вопросы: кто? что? какое? какая? какой? какие? что
делал? что сделал?
Писать с большой буквы имена и фамилии людей,
клички животных, названия городов, деревень, сел,
рек, озер, морей, стран.
Проверять и правильно писать слова с безударной
гласной в корне слова, с парными звонкими и
глухими согласными в корне слова и в конце.
Ставить в конце предложения точку,
восклицательный или вопросительный знак, а
начало предложения писать с большой буквы.
Правильно списывать слова, предложения,
проверять написанное, сравнивать написанное с
образцом.
Составлять текст по вопросам учителя.
Отгадывать загадки.
3-й класс (32 ч)
№ |
Тема занятия |
1 |
Хорошо ли ты знаешь грамматику? Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?” |
2 |
Сокровища родного языка. Беседа о богатстве русского языка. Игра “Знаешь ли ты пословицы?” Чтение текстов. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению. |
3 |
Незаменимый мягкий знак. |
4 |
Путешествие по стране “Удвоенных согласных”. |
5 |
Хорошо ли ты знаешь алфавит? Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных). |
6 |
Волшебник “Ударение”. |
7 |
Из чего же, из чего же состоят слова? |
8 |
Часть слова, которая изменяется,
окончанием называется. Как корень слова учил окончания уму – разуму. |
9-10 |
В стране парных звонких и глухих согласных. |
11 |
В стране одиноких согласных. |
12-13 |
Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением). |
14 |
Досадное недоразумение. (Непроверяемые безударные гласные). |
15 |
Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные). |
16 |
Новые друзья корней – приставки. |
17 |
Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет. (Разделительный твердый знак). |
18 |
Слова – части речи. |
19 |
Имя существительное – часть страны Речь. |
20 |
Как у существительных род появился. |
21 |
Доброе утро, имя прилагательное! |
22 |
Имя прилагательное – часть страны Речь. |
23 |
Моя мама – имя существительное. (О связи имени прилагательного с именем существительным). |
24 -25 |
Глагол – часть страны Речь. |
26 |
Глагол и его друзья. |
27 |
Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Время глагола). |
28 |
С глаголами раздельно частицу НЕ пиши! |
29-30 |
А все–таки она хорошая! (О роли
орфографии). Рассказ – беседа о роли орфографии. Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра “Лишнее слово”. |
31 |
Итоговое занятие. Для чего надо изучать грамматику. Беседа. Игры. |
32 |
Подведение итогов. Викторины, кроссворды, игры, ребусы, загадки. |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными
орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного,
имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать
предлоги раздельно со словами, приставки –
слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных
звонких и глухих согласных, непроизносимых
согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и
имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать
слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь)
знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
4-й класс (32 ч)
№ |
Тема занятия |
1 |
Хорошо ли ты знаешь грамматику? |
2 |
Где прячутся ошибки? (О словах с непроверяемыми безударными гласными). |
3 |
Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? |
4 |
Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях. |
5 |
Как морфология порядок навела. (О частях речи). |
6 |
Имя существительное – часть страны Речь. |
7 |
Сказка о падежах. Этимология названий падежей. |
8 |
Слово одно, а значений - несколько. (О многозначных словах). |
9 |
Слова – тезки. (Омонимы). |
10 |
Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов). |
11 |
Слова с противоположным значением. (Антонимы). |
12 |
Хорошо ли ты знаешь имя существительное? |
13 |
Очень занимательное – имя прилагательное. |
14 |
Имя прилагательное – часть страны Речь. |
15 |
Словарное богатство родного языка. |
16 |
Хорошо ли ты знаешь имя прилагательное? |
17 |
Универсальные заменители. (Назначение местоимений). |
18 |
Глагол – часть страны Речь. |
19 |
Сказка о глаголе, о спряжении глагола. |
20 |
Глагол и его друзья. |
21 |
Глагол – настоящий богач среди частей речи. |
22 |
Сила любви. НЕ с глаголами. |
23 |
Откуда появились глаголы – исключения? |
24 |
Хорошо ли ты знаешь глагол? |
25-26 |
В царстве наречий. |
27-28 |
Служебные части речи: предлоги, союзы,
частицы. Ссора предлогов со всеми словами. Служебное положение частиц. |
29 |
Хорошо ли ты знаешь части речи? |
30 |
Слова – родственники. (Об однокоренных словах). |
31-32 |
Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь. |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4-го класса
Обучающиеся должны знать:
Звуки и буквы. Алфавит.
Состав слова. Образование слов (простейшие
случаи).
Главные и второстепенные члены предложения.
Признаки частей речи (имени существительного,
имени прилагательного, глагола, местоимения,
предлога, наречия).
Обучающиеся должны уметь:
Писать слова с изученными орфограммами.
Писать и разбирать предложения с однородными
членами.
Различать омонимы, синонимы, антонимы.
Производить фонетический разбор, разбор слова по
составу, синтаксический разбор предложения,
морфологический разбор.
Находить и исправлять ошибки с изученными
орфограммами.
Различать падежи. Ставить правильно падежные
вопросы к разным частям речи. Правильно писать
падежные окончания имен существительных, имен
прилагательных, местоимений.
Различать служебные части речи: предлоги, союзы,
частицы.
Правильно писать НЕ с глаголами.
Отличать глаголы-исключения от других частей
речи или глаголов, правописание которых можно
проверить.
Различать типы спряжения глаголов.
Правильно писать –тся, -ться в глаголах,
окончания глаголов 2 лица единственного числа.
Различать типы склонений имен существительных.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1993 г.
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
- Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
- Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
- Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
- Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.
- Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г.
- Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1988 г.
- Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва “Новая школа”, 1993 г.