Урок русского языка в 5-м классе по теме "Правописание приставок, оканчивающихся на «з», «с»". Учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой

Разделы: Русский язык


Цели: овладение практическими навыками правописания приставок.

Задачи:

  • Образовательная: вооружить обучающихся умениями правильного написания приставок.
  • Развивающая: развитие памяти, внимания.
  • Воспитательная: формирование у обучающихся аккуратности и добросовестного отношения к выполнению работы на уроке.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесный, практический, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие. Запись даты, темы урока.

II. Синтаксическая пятиминутка

Я пригляделся и увидел, что синичка ловит ртом белые снежинки.

III. Проверка домашнего задания

Упражнение № 644. Запишите. Обозначьте орфограммы – гласные в приставках.

Ребята проснулись, когда уже начало светать. Все озеро было покрыто туманом. В шалаше стало прохладно. Вот бы теперь развести костёр, согреться! Но мальчики решили потерпеть, подождать, когда совсем рассветёт.

Вывод. Всегда одинаково, независимо от произношения, пишутся согласные и гласные в большинстве приставок: об-, от-, над-, под-, пред-, в-, с-, пере-, до-.

IV. Соообщение темы, цели урока

V. Объяснение нового материала

Запись слов под диктовку с комментированием.

Бесстрашный – безбилетный
Раскусить – разложить
Испытать – изгиб
Воспеть – возложить
Нисходить – низвергать

Вывод. В приставках, оканчивающихся на З (С), перед гласными и звонкими согласными пишется З, а перед глухими – С в соответствии с произношением. В словах здесь, здание, здоровье, ни зги (не видно) всегда пишется буква З, так как здесь З не приставка, а часть корня.

Запись в тетрадях:

С } п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ

З } б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р

VI. Чтение § 53(2)

VII. Тренировочные упражнения

1. Упражнение № 661.

Прочитайте вслух слова и определите, соответствует ли произношение согласных в приставках их написанию. Запишите данные слова, обозначая орфограмму.

Разглядеть – распевать, изменчивый – истёкший, низвергать – ниспадать, безграмотный – бесчестный, возрадоваться – восходить.

2. Самостоятельное выполнение упражнения № 665.

От данных прилагательных образуйте с помощью приставки без- новые слова. Подберите к ним подходящие по смыслу существительные и запишите полученные словосочетания.

Ответный, грамотный, сердечный, обидный, сильный, деятельный, конечный, заветный, вкусный, крайний.

3. Замените словосочетания словом с тем же значением и приставками без-, бес-.

Ребёнок без забот
Небо без звёзд
Жидкость без цвета
Дорога без конца
Плач без звука
Движение без шума
Ночь без сна
Человек без страха

VIII. Домашнее задание

§53 (2) , упражнение № 663.

– Какое слово в каждой группе лишнее? Исключите его, а оставшиеся слова запишите и разберите по составу. Какому правилу подчиняется написание приставок в этих словах?

1. Беззаботный, легкомысленный, ветреный, беспечный, беспокойный.
2. Бесчувственный, бездушный, бессодержательный, жестокий, бессердечный.
3. Безграничный, бесконечный, бесперебойный, беспредельный, безбрежный.

IX. Подведение итогов. Оценки за урок