Цели: овладение практическими навыками правописания приставок.
Задачи:
- Образовательная: вооружить обучающихся умениями правильного написания приставок.
- Развивающая: развитие памяти, внимания.
- Воспитательная: формирование у обучающихся аккуратности и добросовестного отношения к выполнению работы на уроке.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесный, практический, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие. Запись даты, темы урока.
II. Синтаксическая пятиминутка
Я пригляделся и увидел, что синичка ловит ртом белые снежинки.
III. Проверка домашнего задания
Упражнение № 644. Запишите. Обозначьте орфограммы – гласные в приставках.
Ребята проснулись, когда уже начало светать. Все озеро было покрыто туманом. В шалаше стало прохладно. Вот бы теперь развести костёр, согреться! Но мальчики решили потерпеть, подождать, когда совсем рассветёт.
Вывод. Всегда одинаково, независимо от произношения, пишутся согласные и гласные в большинстве приставок: об-, от-, над-, под-, пред-, в-, с-, пере-, до-.
IV. Соообщение темы, цели урока
V. Объяснение нового материала
Запись слов под диктовку с комментированием.
Бесстрашный – безбилетный
Раскусить – разложить
Испытать – изгиб
Воспеть – возложить
Нисходить – низвергать
Вывод. В приставках, оканчивающихся на З (С), перед гласными и звонкими согласными пишется З, а перед глухими – С в соответствии с произношением. В словах здесь, здание, здоровье, ни зги (не видно) всегда пишется буква З, так как здесь З не приставка, а часть корня.
Запись в тетрадях:
С } п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ
З } б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р
VI. Чтение § 53(2)
VII. Тренировочные упражнения
1. Упражнение № 661.
Прочитайте вслух слова и определите, соответствует ли произношение согласных в приставках их написанию. Запишите данные слова, обозначая орфограмму.
Разглядеть – распевать, изменчивый – истёкший, низвергать – ниспадать, безграмотный – бесчестный, возрадоваться – восходить.
2. Самостоятельное выполнение упражнения № 665.
От данных прилагательных образуйте с помощью приставки без- новые слова. Подберите к ним подходящие по смыслу существительные и запишите полученные словосочетания.
Ответный, грамотный, сердечный, обидный, сильный, деятельный, конечный, заветный, вкусный, крайний.
3. Замените словосочетания словом с тем же значением и приставками без-, бес-.
Ребёнок без забот
Небо без звёзд
Жидкость без цвета
Дорога без конца
Плач без звука
Движение без шума
Ночь без сна
Человек без страха
VIII. Домашнее задание
§53 (2) , упражнение № 663.
– Какое слово в каждой группе лишнее? Исключите его, а оставшиеся слова запишите и разберите по составу. Какому правилу подчиняется написание приставок в этих словах?
1. Беззаботный, легкомысленный, ветреный,
беспечный, беспокойный.
2. Бесчувственный, бездушный,
бессодержательный, жестокий, бессердечный.
3. Безграничный, бесконечный, бесперебойный,
беспредельный, безбрежный.
IX. Подведение итогов. Оценки за урок