Цели:
- Повторить полный алгоритм применения правила правописания гласных в окончаниях глаголов.
- Развивать умение применять конкретное правило на практике.
- Уметь работать в группе и индивидуально.
- Способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.
Оборудование:
- карта с маршрутом путешествия;
- воздушный шар, мешки с песочком;
- макет воздушного шара;
- листочки и перфокарты;
- алгоритм правила;
- большой «Волшебный квадрат» и 11 маленьких;
- мяч;
- карточки с текстом.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
– Здравствуйте, гости дорогие, добры молодцы да
красны девицы. Пришла я к вам слово молвить!
В некотором городе, в некотором районе стоит в
дороге теремок – теремок, он ни низок, ни высок,
ни высок. А трудятся в этом теремке замечательные
люди – педагоги, и учатся в этом теремке не менее
замечательные дети.
– Что я вам сейчас сказывала?
– А как вы догадались, что это сказка?
– Недавно на уроках литературы мы познакомились
с вами с Устным народным творчеством и даже на
одном из уроков успели попутешествовать с одним
из героев сказки «Царевна – лягушка» по стране
Глаголи. А сегодня на уроке я хочу пригласить вас
еще в одно путешествие на остров «Безударных
личных окончаний». Цель нашего путешествия
будет заключаться в том, что нам придется
вспомнить алгоритм правописания окончаний
глаголов, применить этот алгоритм в работе и
вспомнить значение некоторых «волшебных» слов.
2. Запись числа и темы в тетрадях
3. Словарная работа
– Кто из вас помнит как отправился в поход на
чудо – юдо Иван – крестьянский сын с братьями? (На
конях)
– А мы с вами отправимся на воздушном шаре. Но для
того чтобы шар взлетел нам надо произнести
«волшебные» слова громко, отчетливо и выяснить
значение некоторых из них: фольклор, сказка,
присказка, зачин, бахарь, герой, богатырь,
котомки, дозор, булатные (мечи).
4. Фронтальный опрос (индивидуально, весь класс)
– Посмотрите, шар наш взлетел, значит все слова
мы произнесли правильно.
– Вы готовы отправиться в сложное, но очень
увлекательное путешествие?
– Взлететь-то наш шар взлетел, только он не
полетит. «Тяжело, мне», – говорит. Отчего и почему
тяжело лететь ему?
– Правильно, необходимо избавиться от балласта.
– Вспомним, что мы знаем о спряжении глагола?
– Как изменяются глаголы в настоящем и будущем
времени?
– Как называется это изменение?
– Сколько типов спряжения вы знаете?
– Какая морфема помогает определить спряжение
глагола?
– Как определить спряжение глагола, если оно
ударное?
– От балласта мы избавились, но шар почему то
летит то вправо, то влево? (У глаголов 1 и 2 спр.
разные окончания.)
– Что бы устранить эту неисправность нам надо
выполнить задание, которое нас ждет на первой
остановке «Ударник». Я называю словосочетание, а
вы по ударному окончанию глагола определяете
спряжение. Мы работаем со словосочетаниями, а в
это время Даша поработает у доски с
предложениями.
5. Алгоритм правописания окончания глаголов
– Почему в последнем предложении возникли
проблемы с глаголом?
– Давайте определим главную проблему: отчего
зависит правописание безударного личного
окончания глагола?
– Вспомним алгоритм. (Кощей стон…т).
6. Графическая работа. Река «Безошибка»
– Теперь можно лететь смело дальше, но не
забывать об одном очень важном качестве, которым
воспользовался Иван, когда пошел к терему Чудо-Юдовых
жен. (Предусмотрительность)
– Наш шар делает следующую остановку у реки
«Безошибки». Для того, чтобы перелететь на другой
берег надо правильно подобрать гласную в
окончании глагола. Перед вами «Волшебный
квадрат». Здесь мы разделимся (сильные ученики
подбирают свои примеры, остальные работают с
карточками).
7. Самостоятельная работа «Перфокарты»
8. Творческо-грамматическая остановка
– По данному началу сочините маленькую сказочку. Вставьте там, где необходимо пропущенную орфограмму. Используйте в своей работе как можно больше глаголов с безударным личным окончанием, не забыв о глаголах-исключениях.
Жил-был добрый молодец Иванушка. Не страшны
ему были никакие преграды. Пошел Иванушка
счастье свое искать.
Идет он долго ли, коротко ли. По дремучим лесам
пробира…тся, в топях болотных вязн…т. Наконец, к
вечеру на опушку вышел.
Вид…т дуб стоит, вершиной в облако упира…тся,
корни на сто верст к земле раскидыва…т, ветками
красное солнце закрыва…т. Листочки от ветра на
ветвях развева…тся. Присел Иванущка на
придорожный камень, что возле дуба лежал. Устал
от дальней дороги. Призадумался …
9. Итог урока
10. Домашнее задание