Открытый урок по русскому языку в 5-м классе: "Повторение и обобщение правописания безударных личных окончаний глаголов"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Повторить полный алгоритм применения правила правописания гласных в окончаниях глаголов.
  • Развивать умение применять конкретное правило на практике.
  • Уметь работать в группе и индивидуально.
  • Способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.

Оборудование:

  • карта с маршрутом путешествия;
  • воздушный шар, мешки с песочком;
  • макет воздушного шара;
  • листочки и перфокарты;
  • алгоритм правила;
  • большой «Волшебный квадрат» и 11 маленьких;
  • мяч;
  • карточки с текстом.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

– Здравствуйте, гости дорогие, добры молодцы да красны девицы. Пришла я к вам слово молвить!
В некотором городе, в некотором районе стоит в дороге теремок – теремок, он ни низок, ни высок, ни высок. А трудятся в этом теремке замечательные люди – педагоги, и учатся в этом теремке не менее замечательные дети.
– Что я вам сейчас сказывала?
– А как вы догадались, что это сказка?
– Недавно на уроках литературы мы познакомились с вами с Устным народным творчеством и даже на одном из уроков успели попутешествовать с одним из героев сказки «Царевна – лягушка» по стране Глаголи. А сегодня на уроке я хочу пригласить вас еще в одно путешествие на остров «Безударных личных окончаний». Цель нашего путешествия будет заключаться в том, что нам придется вспомнить алгоритм правописания окончаний глаголов, применить этот алгоритм в работе и вспомнить значение некоторых «волшебных» слов.

2. Запись числа и темы в тетрадях

3. Словарная работа

– Кто из вас помнит как отправился в поход на чудо – юдо Иван – крестьянский сын с братьями? (На конях)
– А мы с вами отправимся на воздушном шаре. Но для того чтобы шар взлетел нам надо произнести «волшебные» слова громко, отчетливо и выяснить значение некоторых из них: фольклор, сказка, присказка, зачин, бахарь, герой, богатырь, котомки, дозор, булатные (мечи).

4. Фронтальный опрос (индивидуально, весь класс)

– Посмотрите, шар наш взлетел, значит все слова мы произнесли правильно.
– Вы готовы отправиться в сложное, но очень увлекательное путешествие?
– Взлететь-то наш шар взлетел, только он не полетит. «Тяжело, мне», – говорит. Отчего и почему тяжело лететь ему?
– Правильно, необходимо избавиться от балласта.
– Вспомним, что мы знаем о спряжении глагола?
– Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?
– Как называется это изменение?
– Сколько типов спряжения вы знаете?
– Какая морфема помогает определить спряжение глагола?
– Как определить спряжение глагола, если оно ударное?
– От балласта мы избавились, но шар почему то летит то вправо, то влево? (У глаголов 1 и 2 спр. разные окончания.)
– Что бы устранить эту неисправность нам надо выполнить задание, которое нас ждет на первой остановке «Ударник». Я называю словосочетание, а вы по ударному окончанию глагола определяете спряжение. Мы работаем со словосочетаниями, а в это время Даша поработает у доски с предложениями.

5. Алгоритм правописания окончания глаголов

– Почему в последнем предложении возникли проблемы с глаголом?
– Давайте определим главную проблему: отчего зависит правописание безударного личного окончания глагола?
– Вспомним алгоритм. (Кощей стон…т).

6. Графическая работа. Река «Безошибка»

– Теперь можно лететь смело дальше, но не забывать об одном очень важном качестве, которым воспользовался Иван, когда пошел к терему Чудо-Юдовых жен. (Предусмотрительность)
– Наш шар делает следующую остановку у реки «Безошибки». Для того, чтобы перелететь на другой берег надо правильно подобрать гласную в окончании глагола. Перед вами «Волшебный квадрат». Здесь мы разделимся (сильные ученики подбирают свои примеры, остальные работают с карточками).

7. Самостоятельная работа «Перфокарты»

8. Творческо-грамматическая остановка

– По данному началу сочините маленькую сказочку. Вставьте там, где необходимо пропущенную орфограмму. Используйте в своей работе как можно больше глаголов с безударным личным окончанием, не забыв о глаголах-исключениях.

Жил-был добрый молодец Иванушка. Не страшны ему были никакие преграды. Пошел Иванушка счастье свое искать.
Идет он долго ли, коротко ли. По дремучим лесам пробира…тся, в топях болотных вязн…т. Наконец, к вечеру на опушку вышел.
Вид…т дуб стоит, вершиной в облако упира…тся, корни на сто верст к земле раскидыва…т, ветками красное солнце закрыва…т. Листочки от ветра на ветвях развева…тся. Присел Иванущка на придорожный камень, что возле дуба лежал. Устал от дальней дороги. Призадумался …

9. Итог урока

10. Домашнее задание