Данный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 6 класса. Он предназначен для учащихся, проявляющих особый интерес к изучению русского языка, подготавливает к олимпиаде по русскому языку. Данный курс - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширение кругозора, тренировки логического мышления.
Учебно-методическое обеспечение программы.
Литература для учителя.
- М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.: Айрис-пресс, 2006.
- С.И.Львова Уроки словесности 5-9 классы. – Москва: Издательский дом “Дрофа”, 1997.
- Б.Н.Норман . Русский язык в задачах и ответах.- Минск. ООО “Новое знание” 2004.
- Журнал Русский язык и литература для школьников №1/ 2007. с.29, №2/ 2007. с.33.
- Газета Русский язык (Издательский дом “Первое сентября”) № 6/2007.с.38.
Литература для учащихся.
- М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.: Айрис-пресс, 2006.
- Б.Н.Норман. Русский язык в задачах и ответах. - Минск. ООО “Новое знание” 2004.
- Лихачев Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1983.
- Дидактический материал. Журнал Русский язык и литература для школьников № 1/ 2007. с.29, №2/ 2007. с.33.
- Русский язык Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Т.М. Воителева, К.А. Войлова. - М.: Дрофа, 2000.
- Программа курса может быть реализована в объеме 18 часов.
Цели курса: повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся, углубление содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности, подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку.
В связи с этим содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач:
- формировать общую культуру обучающего, расширение его кругозора, знаний о родном языке;
- формирование знаний об общих и единых корнях разных языков;
- развить лингвистические способности учащихся и их познавательной активности;
- способствовать развитию мышления и коммуникативной культуре учащихся;
- закрепить и усилить интерес к родному языку и изучающей его науке.
Содержание учебного материала по разделам.
1. История языка. - 9 часов
2. Группы слов русского языка и нормы их употребления - 9 часов
Учебно-тематический план
№ п/п | № урока | Тема урока | Кол-во часов на тему | Дата | Форма урока |
История языка. | 9 | ||||
1 | 1 | Откуда есть пошла славянская письменность. | 1 | Лекция с элементами беседы | |
2 | 2 | Признаки старославянизмов в художественной литературе | 1 | Практическая работа | |
3 | 3 | Славянские языки и признаки их родства. | 1 | Беседа, практическая работа | |
4 | 4 | Если хочешь познать истину, начни с азбуки. | 1 | Лекция с элементами беседы | |
5 | 5 | Глаголица и кириллица. | 1 | Беседа | |
6 | 6 | Практикум по работе с кириллицей. | 1 | Практическая работа. | |
7 | 7 | Лингвистическое конструирование. | 1 | Урок-размышление | |
8 | 8 | Практикум по лингвистическому конструированию. | 1 | Практическая работа | |
9 | 9 | “Живой как жизнь”. Изменения в русском языке в начале XXI века. | 1 | Диспут | |
Группы слов русского языка и нормы их употребления. | 9 | ||||
10 | 1 | Лексические омонимы и омоформы. Омографы. | 1 | Лекция с элементами беседы | |
11 | 2 | Омофоны. | 1 | ||
12 | 3 | Паронимы. | 1 | ||
13 | 4 | Фразеологизмы. Типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски. | 1 | Лекция с элементами беседы | |
14 | 5 | Тест по теме “Фразеологизмы”. | 1 | ||
15-16 | 6-7 | Занимательные задачи по русскому языку. | 2 | Практическая работа | |
17 | 8 | “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык...” | 1 | Дискуссия | |
18 | 9 | Итог работы по курсу. | 1 | Беседа |
Содержание программы.
Откуда есть, пошла славянская письменность. Славянские языки и признаки их родства. Праязык русского языка. Восточная группа славянских языков. Роль Мефодия и Константина в создании первого письменного языка для славян. Образование славянской письменности. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Признаки старославянизмов в художественной литературе. Полногласие и неполногласие. Приметы старославянского происхождения в сложных словах, первой частью в которых выступают слова: благо-, велико-, добро-душе-, зло-. Работа с текстами: найти старославянизмы в художественном отрывке, найти признаки старославянизмов в тексте, для чего старославянизмы используются писателями и поэтами в литературе. Сопоставить тексты, например, на русском языке, болгарском и татарском; найти черты сходства и различия, определить, какие из данных языков являются родственными и почему.
Если хочешь познать истину, начни с азбуки. Глаголица и кириллица. Ранние славянские памятники письменности, азбуки глаголица и кириллица. Старославянский алфавит: названия букв и цифровое значение. Сходство современного алфавита с кириллицей. Ролевая игра: заочная экскурсия по Москве, на площади Славянской установлен памятник Кириллу и Мефодию; рассказ экскурсоводов об этом памятнике.
Практикум по работе с кириллицей. Заменить буквы цифрами, а цифры- буквами. Записать в старой орфографии современные слова. Отсутствие буквы ё в классической кириллице. Введение буквы ё Карамзиным в IVIII веке. Памятник этой букве в г. Ульяновске. Объяснить происхождение и значение выражений, например, “ходить фертом”, “знать на ять”, “от аза до ижицы”, “расставить покоем” и т.д.
Лингвистическое конструирование. Перевод русских выражений на экзотический язык. Выделение смысловых единиц и морфем, определение их лексического значения и конструирование из них искомой фразы. Например, даны предложения на японском языке и их переводы на русский язык
Гакусэй-га ему- студент читает.
Сэнсэй-га о-каки-ни нару- учитель пишет.
Мусуко-га каку- мальчик пишет.
Буте-га о-ханаси-ни нару- начальник говорит.
Как правильно перевести на японский язык: студент говорит, начальник читает?
Анализ примеров начать с классической латыни, затем брать примеры из других языков.
“Живой, как жизнь”. Изменения в русском языке в начале XXI века, вызванные общественными процессами. Диспут “Новые слова в нашем лексиконе: всегда ли это хорошо?”. Выступления и сообщения учащихся.
Лексические омонимы и омоформы. Омографы. Дать понятие омографов их возникновение. Разбор задач на нахождение омографов.
Омофоны. Дать понятие омофонов, их возникновение. Разбор задач на нахождение омофонов.
Паронимы. Понятие паронимов. Исправление стилистических ошибок.
Фразеолгизмы. Типы фразеолгизмов с точки зрения стилистической окраски. Смысловое обыгрывание фразеологизмов; индивидуально-авторские преобразования состава фразеологизмов.
Занимательные задачи по русскому языку. Комментарий к задачам по разным разделам лингвистики.
“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками...”. Заключительное занятие в форме “круглого стола”. Организация дискуссии на тему “Что происходит с русским языком и нашим отношением к нему?”
В освоении данного курса основные формы организации работы учащихся должны носить деятельностный, исследовательский, практический характер, что позволит совершенствовать как учебные, так и общеучебные умения учащихся (чтение и анализ текстов, работа со справочной литературой, подготовка сообщения, доклада , умение аргументировать свой ответ и т.д.).
Контролируемость программы:
- практическое выполнение упражнений;
- практикумы;
- аргументированный устный ответ;
- сообщение, доклад.
Итоги работы подводятся на последнем уроке, выставляется оценка по результатам работы на занятиях , выдается сертификат об изучении материала элективного курса.
Требования к уровню образованности обучающегося.
Предметно-информационная составляющая образованности:
знать
- о праязыке русского языка,
- кто такие Кирилл и Мефодий, каковы их заслуги в развитии славянской письменности,
- буквенные и цифровые обозначения в кириллице,
- определения таких понятий как омофоны, омографы, паронимы;
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
- уметь выразить свою мысль осмысленно, грамматически нормативно;
- уметь составить развернутое письменное и устное сообщение;
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
- понимание ценности адекватной оценки собственных достижений;
- уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной деятельности;
Оценка результатов обучения.
Текущая работа по элективному курсу оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Критерии оценок.
- Отметка “5” ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры, излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
- Отметка “4” ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки “5”, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
- Отметка “3” ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но и излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил, не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры, излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
- Отметка “2” ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответсвующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
- Отметка “1” ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Отметка (“5”, “4”, “3”) может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.