Практическое занятие по элективному курсу "Практическая стилистика" на тему "Сравнительный анализ функционально разных текстов (пейзажных зарисовок)"

Разделы: Русский язык


Цели занятия:

  • увидеть разнообразие функции пейзажа в литературе и зависимость художественных средств от цели изображения;
  • уметь самостоятельно выявлять семантико-стилистическое своеобразие языковых средств.

Оборудование: Презентация, приложение 1, приложение 2.

Ход занятия

Слово учителя.

Мы изучали с вами роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”. Прежде чем мы приступили к анализу этого произведения, мы выяснили общественно-политическую обстановку, в которой развивается действие.

В художественных образах романа перед нами предстала исторически конкретная эпоха второй половины XIX века.

Сегодня мы вновь обратимся к тексту романа, конкретно к III главе, где даны два пейзажа, на которых мы акцентировали внимание, потому что они нам позволили увидеть а) положение крестьян в предреформенный период (конкретно в 1859 год); б) отношение автора к этим реформам; в) мастерство Тургенева-пейзажиста и психолога; г) разнообразие функций пейзажа в литературе и зависимость художественных средств от цели изображения.

Сегодня мы, конечно, не будем подробно останавливаться на всех этих вопросах. Задача нашего занятия иная: не только увидеть разнообразие функции пейзажа в литературе, но главное – убедиться, что в зависимости от цели изображения используются разные художественные средства. Сегодня мы попробуем выявить своеобразие языковых средств функционально разных пейзажей.

Тема нашего занятия: “Сравнительный анализ двух функционально разных пейзажных зарисовок”.

II. Работа с первым текстом.

Выразительно прочитаем первый текст.

Какую цель преследует автор, рисуя этот пейзаж, который не только не радует нас своей многокрасочностью, но и удручает преобладанием тускло-серой цветовой гаммы?

(Задача Тургенева – акцентировать внимание на ужасающей нищете русского крестьянина накануне реформы)

Перед нами типичный пейзаж средней полосы России. Вспоминаются строчки Рыленкова: “холмы, перелески”, “здесь краски не ярки и звуки не резки”. Вот и у Тургенева: “Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными”. Поля на слегка всхолмлённой местности, небольшие леса и овраги с редким и низким кустарником…

Давайте перечислим детали пейзажа, которые описывает Тургенев: (слайд)

  • поля
  • леса
  • овраги
  • речки
  • пруды
  • деревеньки
  • молотильные сарайчики
  • церкви

Изображение очень строгое. Почти совсем отсутствуют эмоциональные эпитеты (“озаряющие” определения, яркие, красочные). Но писатель не скупится на подробности. Здесь достаточно оценочно-характеризующей лексики. Давайте посмотрим, при помощи чего характеризует автор каждую деталь пейзажа? (при помощи определений)

Перечислите эти определения (слайд).

Какие это определения? (Согласованные и несогласованные)

Какие определения преобладают и почему? (Преобладают несогласованные определения. Они стоят после определяемого слова (в инверсионном порядке) и акцентируют на себе внимание).

Тургенев не хочет отвлекать читателя красочными описаниями природы, ему нужно обратить внимание на ужасающую нищету русского крестьянина.

Речки с обрытыми берегами (видно, здесь брали глину для хозяйственных нужд)

Крошечные пруды с худыми плотинами (строительство крупных сооружений крестьянам не под силу)

Деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до половины размётанными крышами (крестьяне размётывают крыши, кормят этой соломой скот, так как корма для скота кончились до появления травы).

Бедность и нищета чувствуется во всём (молотильные сарайчики, церкви – и здесь нищета и запустение).

Дав косвенные признаки обнищания крестьян, Тургенев переходит к непосредственному их изображению.

Появляются мужички обтерханные

(Слайд) плохие клячонки

  • ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями
  • исхудалые, шершавые,
  • словно обглоданные, коровы.

Работа со словом “обтерханные” (слайд)

- Что, по – вашему, обозначает это слово? (“Обтерханные” - значит одетые в отрепья, оборванные.)

“Обтерханные” - диалектное (областное) слово. Оно употреблено Тургеневым вместо общеупотребительного “ободранный”, “обтрёпанный”.

Давайте посмотрим, как толкуется это слово в словарях В. И. Даля и Д.Н. Ушакова (слайд).

Почему употреблено диалектное слово? (Это вызвано, может быть, желанием придать изображаемому местный колорит, но главное, по-моему, именно это слово, позаимствованное у этого самого “мужичка”, лучше всего подчёркивает нищету русского крестьянина, не случайно далее следует сравнение придорожных ракит с “нищими в лохмотьях”).

Глядя на схему, назовите эпитеты, подчёркивающие наиболее существенный признак предмета

  • небольшие леса
  • редкий, низкий кустарник
  • крошечные пруды
  • худые плотины
  • низкие избёнки

Для усиления эмоционального воздействия на читателя идёт нагнетание оценочно-характеризующей лексики негативного характера.

Наблюдаем в тексте и весьма значимое использование в качестве определений причастий.

Назовите причастия. (Слайд) Какие это в основном причастия? (Страдательные причастия).

Почему именно страдательные причастия более всего использует автор?

(Мы знаем, что страдательные причастия обозначают признак предмета, лица, который испытывает на себя действие со стороны другого предмета, лица).

-Посмотрите, от каких глаголов образованы эти причастия. (Все глаголы близки по своей семантике (по значению): все они обозначают процессы разрушения, разорения. Всё разорено, разрушено, опустошено.

- Обратите внимание, что некоторые причастия имеют приставку “об” (“обо”). Какое значение имеет эта приставка? (Она подчеркивает крайнюю степень признака).

- Наблюдая за пейзажем, мы видим, что происходит постепенное усиление признаков крестьянского разорения, а у читателя нарастает чувство тревоги, ощущение безысходности.

- Какой это прием? (градация)

Благодаря всем этим средствам перед нами предстает картина всеобщего разорения, обнищания, которая заставляет задуматься и героев, и читателя.

Какое впечатление произвела эта картина на Аркадия? (“Сердце Аркадия понемногу сжималось…”)

Мы нашли немало эмоционально-оценочной лексики.

А теперь назовите слова с оценочно-характеризующими суффиксами. (Слайд)

  • дерев-еньк-и
  • изб-ёнк-и
  • сарай-чик-и
  • ворот-ищ-а

Какой стилистический эффект достигается с помощью этих суффиксов?

(Рисуется не только безотрадная картина жизни, но и выражается сочувствие автора. Это суффиксы субъективной оценки).

-Рисуя детали пейзажа, автор говорит, что они напоминают глазу “их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени”.

-Случайно ли воспоминание о времени царствования Екатерины II, ведь прошло почти столетие? (Можно предположить, что упоминание это не случайно. Мы помним, что время ее царствования ознаменовано усилением крепостного гнета. Шла уже подготовка к реформе, помещики деятельно готовились к освобождению крестьян, а жизнь крестьян, как и сто лет назад, беспросветна.)

Какие еще средства выразительности свидетельствуют о том, что автор не только рисует беспросветную жизнь русского крестьянина, но и глубоко сочувствует, переживает? (Автор не пассивная сторона. Слова “как нарочно…”, “казалось…” передают субъективное восприятие)

Прочитаем предложение, которым заканчивает этот пейзаж автор.

Что представляет собой это предложение? (Это развернутая метафора).

Начинается предложение со слова “казалось”, через которое открыто проявляется авторская лирическая экспрессия. Завершая развернутой метафорой это описание, автор рисует страшные образы некоего чудовища (с “грозными, смертоносными когтями”), призрака (“вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы”), явившиеся взору автора (и читателя, конечно) в весенний красный день. Какой прием использует здесь автор? (Противопоставление: весенний красный день – безотрадная, бесконечная зима) Как называется это средство выразительности? (Антитеза)

Какое чувство вызывает вся эта картина? (Тоскливое, тягостное)

Из текста видно, как последовательно раскрывается замысел, как в точном соответствии с замыслом выбраны изобразительно-выразительные средства, отражающие общую картину разорения, нищеты. Все художественные детали пейзажа даны таким образом, что становится естественным вывод Аркадия. Какой это вывод? (“…преобразования необходимы”)

Уже самим характером изображения природы Тургенев ставит перед читателем острые, злободневные социальные вопросы.

Перед нами социальная функция пейзажа, а для такого пейзажа характерно не изображение многокрасочной всесторонней жизни природы, а преобладание тускло-серой цветовой гаммы. Точная и ясная целевая установка заставляет автора отбирать в природе лишь то, что прямо или косвенно связано с условиями жизни человека.

III.Анализ второй части пейзажа.

Тургенев не ограничивается безрадостной картиной крестьянского обнищания. Писатель полон оптимизма, его увлекает и захватывает жизнь природы и, отвлекаясь от грустных раздумий, Тургенев отдаётся очарованию весны, резко меняя настроение героев и читателя. (Такого рода переключение психологического состояния героев и читателя характерно вообще для творческой манеры писателя).

Прочитаем текст.

Как будто тот же самый пейзаж, но как он заиграл всеми своими красками: “весна брала своё”.

Обратили ли вы внимание, что вся картина представлена в одном предложении. Как вы думаете, почему? (Чтобы сразу дать целостную картину наступившей весны)

Какое это предложение по своей структуре? (Сложное бессоюзное предложение)

Какое значение имеет это предложение? (значение перечисления)

Каково стилистическое назначение этого предложения? ( Путем перечисления наблюдаемых явлений природы автор создает лирическое описание)

Прочитаем первую часть этого предложения, интонационно выделяя повторяющиеся слова. Обратили ли вы внимание на ритмику этого предложения? Явственно ощущается ритм простых предложений, входящих в состав сложного, особая их выразительность. А ритмика предложения создает ощущение ритмичности, соразмерности, созвучия в природе.

Благодаря чему создается такое ощущение? (Простые предложения, входящие в состав сложного, одинакового строения. Налицо синтаксический параллелизм. И трижды повторяющееся местоимение “все” в роли подлежащего подчеркивает, во-первых, ритмичность, во-вторых, показывает масштабность происходящих в природе процессов).

Ребята, еще раз обратите внимание на предложение :“Все золотисто зеленело…” (Слайд)

Обратили ли вы внимание на звуковое сочетание, повторяющееся несколько раз. Автору важно было, как говорил И.Бунин, “найти звук”, “ибо проза обладает такой же внутренней мелодией, как стихи и музыка”. Случайно это? Какую роль играет этот приём? (Мелодия прозы придаёт пейзажу мягкость, плавность, певучесть)

А теперь обратите внимание на первое предложение. (слайд) Здесь указан размер стиха. Какой? (ямб, ритм стихотворный)

С какой целью здесь использован двусложный размер стиха? (Ямб ритмизирует предложение, усиливая благозвучие.)

Вывод: весь пейзаж создаёт ощущение поразительной гармонии, нет ни одной детали, омрачающей радость.

Назовите глаголы-сказуемые этого предложения (зеленело, волновалось, лоснилось). (Слайд). Сообщается о процессах, протекающих одновременно.

Но процессы не просто перечислены, даётся дополнительная характеристика этих процессов: зеленело (как?) золотисто, волновалось (как?) широко и мягко.

Как называется это средство выразительности? (Эпитеты, при помощи эпитетов указываются обстоятельства протекания этих процессов).

Прочитаем вторую часть синтаксической конструкции.

Какая картина предстаёт перед нашим взором?

(Всё в движении. Природа не застывшая, а полная движения и жизни)

Слайд: всё широко и мягко волновалось; дымчатые волны ржи; грачи “гуляют”, “пропадают”… и т.д.

Воздух напоён звуками (слайд):

“заливаются жаворонки, кричат чибисы (не просто заливаются, а “нескончаемыми звонкими струйками”)”.

Тончайшие нюансы цветовой гаммы переданы Тургеневым.

Какой цвет преобладает? (зелёный: “золотисто зеленело”, “нежная зелень”)

- Что символизирует этот цвет?

(Зелёный цвет традиционно – эмблема весны, возрождения, надежды, вечной молодости, жизни.

Возможно, через этот цвет автор передаёт свою надежду на улучшение жизни, той, которую так эмоционально он нарисовал в первой части пейзажа).

Ещё какие цвета? (побелевшая рожь, дымчатые волны) Эпитеты “побелевшая”, “дымчатые” передают полутона, переливы красок.

- Какое настроение вызывает эта картина у читателя? (Ликующее настроение от весенней пробудившейся природы.)

Какие чувства возникают теперь у Аркадия?

Вывод: цель автора – эмоционально воздействовать на читателя – достигнута.

IV. Подведение итогов (обобщающая таблица). (Слайд)

Таблица представляет собой итог наших рассуждений на уроке.

Какие функции пейзажа мы увидели в одной пейзажной зарисовке третьей главы романа?

Каково назначение социальной функции? Поэтической?

Зависит ли отбор средств выразительности от функции?

Функции пейзажа Социальная Поэтическая
Целевая установка Высветить социальную сторону картины, увиденной автором, и таким образом воздействовать на чувства и разум читателя. Воздействовать на воображение и чувства (изобразить), передать читателю чувства автора
Средства выразительности Отбор деталей пейзажа

Использование инверсионного (обратного) порядка слов;

Эпитеты выбраны в точном соответствии с замыслом автора;

Эмоционально-оценочные слова с суффиксами субъективной оценки.

Целостная картина одним предложением

Использование слов с поэтической окраской

Цветопись;

Звукозапись;

Наличие ритмичности;

Лексический повтор.

Дом. задание: по предложенному тексту написать рецензию (текст – описание деревни Колотовки в начале рассказа “Певцы” (И.С. Тургенев, “Записки охотника”).