Цель: повторить и обобщить изученное по теме “Имя прилагательное”
Задачи:
- развивать навыки анализа текста;
- закрепить умения различать качественные, относительные и притяжательные прилагательные, их грамматические признаки;
- способствовать выработке умения находить прилагательные в тексте, определять разряд по значению и грамматические признаки;
- повторить основные правила правописания прилагательных: не с прилагательными, дефисное и слитное написание сложных прилагательных, правописание суффиксов прилагательных;
- выяснить роль прилагательных в речи.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок в игровой форме.
Оформление:
- карта страны
- раздаточный материал
- сигнальные карточки
Ход урока
1. Оргмомент. Сообщение целей и задач урока.
Ребята, сегодня у нас будет урок закрепления изученного по теме “Имя прилагательное”. Вам предстоит проверить свои знания, умения, навыки по данной теме. А проведем мы его в необычной форме, в форме путешествия в грамматическую страну Имя Прилагательное.
- Интересно, что же это за страна? (На доске - карта страны.)
II. Рассказ ученика.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Имя Прилагательное. Перед вами физическая карта этой страны. Давайте посмотрим, что нас ждет.
Это удивительно красивая страна. Зеленые холмы, голубые озера, березовые рощи, еловые леса. Через всю страну протекают быстрые полноводные реки: Качественная, Относительная, Притяжательная. Здесь есть и высокие скалистые горы с заснеженными вершинами Превосходной и Сравнительной степени. А в северной части среди Неприступных гор, расположился замок капризной красавицы Частицы НЕ. Спустившись с гор, мы окажемся в долине Сложных прилагательных. А там рукой подать до города Суффиксов – конечной остановке нашего путешествия.
В этой стране существуют свои законы, правила, нарушать которые нельзя, иначе наступит хаос и она может погибнуть. Интересно?
Учитель.
- Но сначала нам надо доказать: можем ли мы отправиться в путешествие. Вот наше первое испытание.
Дополнительно
(Ребята, я хочу познакомить вас еще с одной удивительной профессией – геологом – исследователем недр земных. И кто знает, может быть, именно она станет делом всей вашей жизни.)
III. Устная работа с текстом. (На партах лежат распечатанные тексты.)
Не проходит и дня, чтобы на карте не появился отмечающий очередн.. находку геологов значок. Неутомим.. геологи – это и проходчики, и географы, и геодезисты – все, кого именуют почетн.. старин.. словом “изыскатель”.
Изыскатели одолевают непроходим.. таежн.. дебри и болотист.. просторы тундры, работают в сыпуч.. барханах пустынь. Постепенно испещряются значками их карты лесов и пустынь, равнин и гор.
За каждым значком на карте стоит отнюдь (не)легк.., а иногда героическ.. труд. Он сопряжен с далеко (не)мал.. опасностями, ведь геологи – искатели сокровищ. Стоит вспомнить известн.. рассказы о разведчиках якутск.. алмазов, редк.. чукотск.. металлов, ненецк.. золота.
Задание.
1. Прочитать, определить главную мысль текста. Озаглавьте текст.
(Неутомим.. геологи – это и проходчики, и географы, и геодезисты – все, кого именуют почетн.. старин.. словом “изыскатель”.)
2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Чем вы руководствовались при выполнении данного задания?
(надо поставить вопрос от существительного к прилагательному)
3. Какими членами предложения являются прилагательные в данном тексте?
4. Определите разряды прилагательных.
5. Какова роль прилагательных в речи? (Прилагательные украшают нашу речь, делают ее яркой, выразительной, точной, разнообразной, живописной. С помощью прилагательных писатель рисует образную картину природы, которую легко можно себе представить.)
Задание №2. К доске вызывается ученик для выполнения синтаксического разбора предложения.
Изыскатели одолевают непроходим.. таежн.. дебри и болотист.. просторы тундры работают в сыпуч.. барханах пустынь.
(Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, в нем одна грамматическая основа (изыскатели одолевают, работают), двусоставное, распространенное, осложнено однородными дополнениями и однородными сказуемыми.)
Задание №3 (выполняет весь класс.)
Выписать из текста прилагательное, выполнить его морфологический разбор.
Очередную (находку) – прилаг.
I. Находку (какую?) очередную
Н.ф. – очередной
II. Пост. – относит.;
Непост. – в вин. п., в ед. ч.
III. находку (какую?) очередную (определение)
4. Учитель.
- Вы очень хорошо справились с испытанием, и теперь мы можем отправляться в дорогу.
Вбегает ученик, в руках у него телеграмма. Учитель зачитывает ее.
Телеграмма.
Жители страны Имя Прилагательное подают сигнал SOS. К ним в страну пробрался Незнайка. Начался настоящий переполох. В городе Суффиксов - беспорядки. Суффикс К изгоняет из дома суффикс СК, суффиксы АН, ЯН, ИН решили отнять у суффиксов ЕНН (ОНН) по одной Н и требуют, чтобы их писали с удвоенным Н. В горах Сравнительной и Превосходной степени случился обвал, еще одно такое землетрясение и горы сравняются. Частица НЕ недовольна своим положением и хочет занять место приставки НЕ. Реки Качественная, Относительная и Притяжательная слились, и теперь они представляют настоящую угрозу затопления страны.
Ребята, если мы не поможем, страна прилагательных может погибнуть. Вы готовы прийти на помощь? Тогда вперед!
5. Первым делом надо реки прилагательных направить в свои русла.
А) Задание – соревнование: кто быстрее за минуту напишет
1 ряд – качественные прилагательные,
2 – относительные,
3 – притяжательные.
- При каком условии притяжательные и относительные прилагательные могут перейти в качественные. (Если употребляются в переносном значении)
Б) Задание. Превратите относительные и притяжательные прилагательные в качественные. (устно )
Волчий: волчий аппетит; (хороший)
стеклянный: стеклянный взгляд; (бездушный)
Лебединый: лебединая песня; (последняя, прощальная)
Медвежий: медвежья походка; (неуклюжая)
Золотой: золотые руки. (Умелые)
6. - Молодцы! А теперь поможем предотвратить надвигающееся землетрясение в горах Сравнительной и Превосходной степени.
Ролевая игра.
- Напишите в карточку прилагательное, от которого можно образовать различные степени сравнения, заполните левую часть таблицы и обменяйтесь карточками с соседом. После того, как он справится с работой, проверьте выполненное задание. Исправьте ошибки, если они есть, и поставьте оценку.
Фамилия | ||||
Прилагательные | Формы степеней сравнения | |||
сравнительная | превосходная | |||
простая | составная | простая | составная | |
глубокий | глубже | более глубокий | глубочайший | Самый глубокий |
Оценка “ ” | Фамилия проверяющего |
Здоровьесберегающая пауза.
7. Покоряем “Неприступные горы”.
- Но нам надо торопиться. Нас ждут новые испытания.
Вот мы и в гостях у частицы НЕ. Посмотрим, что она нам здесь приготовила.
Задание. Работа с сигнальными карточками.
Не добрый, а злой;
небрежный;
далеко не удачный ответ;
некрасивый поступок;
неряшливый вид;
неглубокая речонка;
не вежлив, а груб;
недорогой, но красивый платок.
- Сделать вывод о правописании не с прилагательными.
8. Учитель.
- Вот и здесь воцарился мир, все стало на свои места. А мы двинемся дальше. Спустимся в долину сложных прилагательных.
- Посмотрим, умеете ли вы писать сложные имена прилагательные?
Пешеходный (от сложных существительных - пешеход)
ярко-желтый ковер (оттенки цвета)
трудолюбивые люди (любить труд)
железнодорожный мост (железная дорога)
красногрудый снегирь (красная грудь)
северо-западный ветер (север и запад)
садово-огородный участок (сад и огород - однородные прилагательные)
горько-соленый вкус (качество с дополнительным оттенком)
- Ребята, каким правилом вы руководствовались, когда определяли правописание сложных прилагательных?
Слитно пишутся прилагательные,
- образованные от сложных существительных: пешеходный – пешеход;
- прилагательные, образованные на основе словосочетания: железнодорожные – железная дорога;
- прилагательные в сочетании с наречием: быстротечный;
Через дефис:
- Качество с дополнительным оттенком: кисло-сладкий,
- Оттеки цвета: иссиня - черный,
- Однородные прилагательные (= и, но, не только): англо-русский,
- Первая часть оканчивается на – ико: физико-математический.
9. Надо торопиться. Ведь в городе суффиксов ждут нашей помощи. Но что это? Ворота в город закрыты. На пути препятствие – дерево Мудрости. Ребята, посмотрите, мудрая сова вам что-то приготовила. На кленовых листочках, яблоках и грушах есть задания.
- А все ли вы знаете правила написания суффиксов, не ошибетесь ли?
(На листочках - теоретические вопросы, на яблоках и грушах - прилагательные с ошибками в правописании суффиксов. Ученик должен рассказать правило и выполнить по два задания).
Расскажите о различении на письме суффиксов – к - и –ск – . (Дерзкий – дерзский, немецкий - немецский).
Одна и две Н в суффиксах прилагательных. (Оловянный – оловяный, ветреный – ветренный).
Расскажите о правописании букв о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. (Плюшевый – плюшовый, ежовый – ежевый)
- Правила знаете. Значит, с предстоящим испытанием справитесь.
Тест-опрос. (Тест распечатан на отдельных листах. Коды для самопроверки на обратной стороне доски)
1. В каком слове пишется о?
а. Еж..вый
б. Лиц..вой
в. Пищ..вой
г. Ключ..вой
2. В каком слове пишется е?
а. Пунц..вый
б. Камыш..вый
в. Перц..вый
г. Вещ..вой
3. В каком слове пишется к?
а. Немец..ий
б. Француз..ий
в. Англий..ий
г. Отцов..кий
4. В каком слове пишется ск?
а. Дерз..ий
б. Мет..ий
в. Замор..ий
г. Казац..ий
5. В каком слове пишется одна –н-?
а. Деревя..ый
б. Серебря..ый
в. Соломе..ый
г. Родстве..ый
6. В каком слове пишется –нн-?
а. Ю..ый
б. Румя..ые
в. Деревя..ый
г. Песча..ый
Ключ: 1. а, 2. г, 3. а, 4. в, 5. б, 6. в.
Проверка теста (ответы на доске). Выставление оценок за тест.
- “5” - 6-5 заданий
- “4” - 4 заданий
- “3” - 3 задания
10. Итоги урока-путешествия. Рефлексия. Выводы.
- Вот и заканчивается наше путешествие. Время подводить итоги.
- Что вам понравилось в путешествии?
- Какие трудности в дороге вы испытали?
- Какие бы вы сделали выводы о том, какую роль играют прилагательные в речи?
Дополнительный материал.
Шуточные вопросы.
- Что нужно сделать с существительным жаркое, чтобы оно стало прилагательным)? (Изменить ударение).
- Из какого полотна нельзя сшить костюм? (Из железнодорожного).
- Какой болезнью не болеют на земле? (Морской).
- По каким полям нельзя ни проехать, ни пройти? (По тетрадным)
- Каких камней не найдешь в море? (Сухих).
- Какой лошадь бывает, когда ее покупают? (Мокрой)
- Какой год продолжается всего один день? (Новый год).
- Какую воду унесешь в решете? (Мерзлую)
Домашнее задание: упр. 314 или упр. 315.