Урок русского языка в 5-м классе по теме "Употребление синонимов"

Разделы: Русский язык


Тема: «Употребление синонимов в речи».

Задачи урока:

  • Научить употреблять синонимы в собственной речи
  • Сформировать у учащихся представление о синонимическом богатстве русского языка
  • Развивать внимательность и наблюдательность при нахождении синонимов в тексте.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Вопросы к классу:

– Какой раздел науки о языке изучаем? (Лексику)
– Какую тему изучаем? (Синонимы)
– Что такое синоним?
– Что обозначает это слово в переводе с греческого языка? («Син» – один, «омон» –имя)
– Для чего нужно уметь пользоваться синонимами?
– Прочтите слова, которые вы выписали из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», близкие по значению к слову БИТВА (Сеча, бой)
– Докажите, что эти слова являются синонимами
– Чем отличаются эти синонимы? (Сеча – устаревшее слово, битва – слово высокого стиля. Вспомните, какие слова называют устаревшими, какие слова относят к высокому стилю речи.)

III. Синтаксическая пятиминутка

Запись предложений на доске с последующим частичным синтаксическим разбором.

Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый снег

(повеств., сложное, состоит из 2-х частей.)

Над горой молодой месяц закраснелся, заходит кверху рожками

(повест., простое, осложнено однородными сказуемыми)

IV. Лексический разбор предложений

– Найдите в этих предложениях синонимы. (луна, месяц) Почему эти слова являются синонимами? (В разговорной речи и в художественной литературе луну называют и луной, и месяцем. Но все-таки, когда мы говорим ЛУНА, то обычно представляем круглую луну, полную, «большую и чистую», поэтому светлую ночь называют лунной.
Когда же мы говорим или читаем МЕСЯЦ, то представляем луну молодую, серповидную, двурогую. Слова ЛУНА и МЕСЯЦ – один из многочисленных примеров синонимов в русском языке )

V. Групповая работа

– Составьте синонимические ряды

1 гр. – мчаться
2 гр. – тревожный
3 гр. – бросать

VI. Физкультурная минутка (проводится одним из учащихся)

VII. Игра по рисункам

К первому рисунку подберите синонимы – имена прилагательные, которые передавали бы настроение этого человечка (веселый, радостный, счастливый, жизнерадостный)

Подберите синонимы – имена существительные – ко второму рисунку, которые рассказали бы, что случилось у этого человека (горе, беда, несчастье)

VIII. Творческое задание

Учащиеся списывают текст, вставляя на месте пропусков глаголы-синонимы с общим лексическим значением:

«издавать блеск, отражая свет»
«излучать сильный, яркий свет»

Был чудесный зеленый день. Солнце … ярко, снег …. Прозрачные сосульки …, отливая всеми цветами радуги. Небо над городом … чистейшей голубизной.

Слова для справок: блестеть, сиять, сверкать, светить

Был чудесный зеленый день. Солнце светило ярко, снег блестел. Прозрачные сосульки сверкали, отливая всеми цветами радуги. Небо над городом сияло чистейшей голубизной.

IX. Наблюдение над синонимами, различающимися лексическими оттенками

болтать – говорить;
долговязый – высокий;
врать – лгать, говорить неправду;
глазеть – смотреть.

(Синонимы не только называют предметы, признаки, действия, но и выражают положительное или отрицательное отношение к ним. Не забывайте, что слово может ОКРЫЛИТЬ, но может и РАНИТЬ!)

X. Слово учителя

– Сегодня в русский язык входит все больше иностранных слов, которые употребляют в средствах массовой информации. Кто может подобрать знакомый синоним к следующим словам?

Консенсус (согласие), ратифицировать (одобрить, принять), легитимный (законный), полемизировать (спорить).

XI. Подведение итогов

– Над какой темой сегодня на уроке мы работали?
– Что такое синонимы?
– Что нового узнали мы сегодня на уроке?