Цели:
- рассмотреть на материале произведений литературы и живописи с привлечением учебного материала по биологии, экологии описательную поэзию Амурского края и приемы ее раскрытия средствами разных видов искусства;
- способствовать развитию представлений учащихся о специфике художественного образа, о взаимодействии различных видов художественного творчества; способствовать развитию творческих возможностей школьников в процессе восприятия и осмысления явлений литературы и живописи;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде и любовь к родному краю.
Средства обучения:
- картины, иллюстрации с видами рододендрона;
- просмотр кадров из документального фильма;
- использование современной технологии (мультимедийная презентация);
- выставка книг.
Средства активизации познавательной и речевой деятельности учащихся:
- подготовка и исполнение учащимися роли ученого-эколога и искусствоведа; создание мультимедийной презентации о рододендроне;
- выразительное чтение наизусть стихотворений о багульнике, исполнение песни И.Морозова и В.Шаинского “Где-то багульник на сопках цветет…”;
- создание творческих речевых ситуаций, побуждающих школьников к обсуждению вопросов на литературоведческую тему.
Консультанты-специалисты: учителя литературы, экологии, биологии, изо, музыки, информатики.
Задания для подготовки к интегрированному уроку:
- выучить наизусть и подготовить выразительное чтение стихотворений Ж.Ржевской “Вот и багульник…”, Н.Савостина “Букет”, А.Малешко “Сиреневый багульник”, С.Кокорева “Цвет багульника”, М.Крушельницкого “А багульник цветет”, В.Киселева “Сохрани березку”;
- разучивание и исполнение песни И.Морозова и В.Шаинского “Где-то багульник на сопках цветет…”;
- найти художественные средства, которые используют авторы при создании образа багульника (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и др.) ;
- подготовить небольшое сообщение о рододендроне (один ученик);
- подготовить сообщение о разных видах пейзажа (один ученик);
- создание мультимедийной презентации для научного сообщения о рододендроне.
Я сорвал цветок – и он увял,
Я поймал мотылька –
И он умер у меня на ладони,
И тогда я понял,
Что к красоте нужно прикоснуться сердцем!
1. Учащиеся исполняют песню И.Морозова, В.Шаинского “Где-то багульник на сопках цветет…”
На экране демонстрируются слайды № 1 – 5.
2. Слово учителя. Слайд № 5.
Трудное счастье -
Находка для нас.
К подвигам наша дорога, -
так думали те, кто в 70-е годы, устав от грохота бетонных дорог, от унылого однообразия прессованных стен и пластикового уюта квартир, приехали в этот таежный край. Край могучей природы. Край бесконечных просторов. Край несказанной красоты и величия. Край, когда под пологом еще безлистого, серого леса вспыхивает и разливается розово-сиреневое половодье, а склоны сопок укутывает “нежно-розовое” покрывало. Цветет багульник.
И сегодня мы с вами на примере произведений литературы, музыки и живописи рассмотрим, как поэты, композиторы и художники описывают это “нежно-розовое” покрывало, к которому мы так привыкли. Постараемся по-другому посмотреть на окружающую нас природу и попробуем создать свои, оригинальные произведения, которыми, может быть, будут также гордиться следующие поколения.
3. Анализ стихотворения М.Крушельницкого “А багульник цветет…”. Слайд №6.
а) учащийся читает стихотворение наизусть.
б) беседа.
Долго длилась зима,
Злых ветров кутерьма…
Мне порой убежать хотелось.
И это говорит человек, у которого есть помощники: дом, друзья, близкие. А как же багульник? Какие черты характера багульника ярко проявляются в этом стихотворении? Докажите текстом.
(Смелое, сильное растение. “А багульник цветет, не сломили его морозы).
4. Об этом же говорится и в стихотворении Сергея Кокорева “Цвет багульника”.
а) Учащийся читает наизусть стихотворение. Слайд № 7.
б) Беседа.
- Найдите строчки, подтверждающие нашу мысль о том, что багульник – это смелое, сильное растение.
(“Его ни солнце жаркое
не выжжет
И у морозов
недостанет сил”)
- Какие художественные средства использует поэт для описания багульника? С какой целью?
Сравнения:
1.
“Здесь не сирень цветет, -
На камне ей не выжить”.
Подчеркивается сила воли растения, его стойкость, желание жить, несмотря ни на что.
2. “Живая пурпурная лава”
- А что такое лава?
(Лава – расплавленная минеральная масса, выбрасываемая вулканом на земную поверхность при извержении.
Сжигает все на своем пути, мертвое пространство оставляет после себя.)
- А лава багульника?
(Лава весны, несущая жизнь, символизирующая начало новой жизни. Для природы и человека – это пробуждение ото сна, пора цветения, обновления.)
- С чем еще сравнивает поэт багульник?
(3 сравнение: “ древним северным узором”)
- Почему поэт использует это сравнение?
(Сопки во время цветения багульника похожи на огромное полотно, на котором умелые руки древних мастериц вышили незамысловатые узор)
- Мы нарисовали первую картину, на которой изобразили сопки, покрытые “живой пурпурной лавой” багульника.
Послушаем еще одно стихотворение, в котором также описывается цветущий багульник, и потом постараемся ответить на вопрос: какие образы возникают здесь?
5. Анализ стихотворения Алены Малешко “Сиреневый багульник…” Слайд №8.
а) учащийся читает наизусть стихотворение;
б) беседа.
- Попробуете рассказать, что вы увидели, услышали, почувствовали, слушая стихотворение.
Устное словесное рисование.
- “И расплескались реки сиреневого света…” Почему света, а не цвета? Как меняется настроение стихотворения?
- Какие символические значения имеют образы огня, света в поэзии?
(Символы жизни, добра, любви, домашнего очага)
- И людей, возвращающихся домой, встречает “сиреневое море” багульника. Какое художественное средство использует А.Малешко в этой строчке? С какой целью? (Гипербола).
- Еще одна картина нарисована. Но вид цветущих сопок так разнообразен, что картинам нет конца. И перед нами вновь и вновь предстает удивительный мир распускающейся природы. Послушаем еще одно стихотворение и нарисуем еще одну картину.
6. Анализ стихотворения Жанны Ржевской “Вот и багульник тот самый зацвел…” Слайд № 9-11.
а) учащийся читает наизусть стихотворение;
б) беседа.
- Какая картина возникает перед вами в 1 строфе?
Устное словесное рисование.
- Каким настроением будет проникнута ваша картина?
- “Нежен багульника розовый дым”. Почему “розовый дым”? Какие у вас возникают ассоциации?
(Что-то нереальное, эфимерное, быстро проходящее, летучее, воздушное).
7. Беседа по всем стихотворениям.
- Какими красками рисуют поэты багульник?
(Чистые, яркие цвета).
Выступление учащегося с использованием компьютера. Слайды № 12 -17.
- Сиреневый – цвет сирени и фиалки.
- Розовый – бледно-красный.
- Алый – ярко-красный.
- Малиновый – красный, густого тона с примесью фиолетового оттенка.
- Пурпурный – темно- или ярко-красный цвет.
- Сумерки – полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также перед восходом солнца.
- Какие чувства испытывают лирические герои этих стихотворений?
(Любовь к родной земле, счастье осознавать свою принадлежность к ней, восторг любования красотой родной природой, всеобъемлющую радость, взволнованность).
8. Слово учителя.
Мы с вами все время говорим “багульник, багульник”. Но ведь это не совсем правильно, вернее, совсем не правильно.
Давайте послушаем выступление ученого-биолога, который расскажет нам об этом удивительном растении. Будьте внимательны, ведь после выступления ученого, мы должны будем ответить на его вопросы.
9. Выступление ученого-биолога. Слайды № 18 - 27.
РОДОДЕНДРОН ДАУРСКИЙ (RODODENDRON DAURICUM) - Семейство вересковых. Внесен в список охраняемых растений Амурской области.
Рододендрон даурский известен в народе как багульник, но с багульником он связан только тем, что состоит в одном ботаническом семействе вересковых.
Рододендрон в переводе с латинского означает “розовое дерево”. Когда-то в далекие геологические времена, когда и в Амурской области был теплый влажный климат, это растение было вечнозеленым деревом. Но пришло похолодание. Чтобы выжить в суровых условиях, древовидные организмы приобрели кустарниковую форму и кожистые листья. (Слайд №1).
К роду Рододендрон относится около 600 видов, широко распространенных в умеренной зоне Северного полушария.
В России растет 19 видов, в том числе на Дальнем Востоке – 12 видов. (Слайд №2).
В Амурской области произрастает 4 вида: Рододендрон даурский, Рододендрон золотистый, Рододендрон мелколистный, Рододендрон Редовского. Ареал Рододендрона даурского широкий – вид распространен почти во всей области. Очень редко встречается Рододендрон Редовского (единственные его находки известны с верховий р. Бурея и р. Зея) и он занесен в Красную Книгу. (Слайд №3).
Рододендрон даурский – сильно пахнущий кустарник, до 2 метров высотой, растет и одиночно, но чаще группами и зарослями на склонах сопок, по хребтам и окраинам моховых болот. Листья кожистые, эллиптические, с обеих сторон густо усажены ароматическими железками, которые выделяют эфирные масла. Поэтому воздух вблизи рододендрона всегда напоен тонким смолисто-терпким ароматом. Эта “эфирная губка” предохраняет его от палящих лучей солнца и от жгучего мороза. Вот почему, не боясь утренних холодов, рододендрон, опережая многие растения, встречает раннюю весну своими крупными (до 4 см. в диаметре) искристыми цветами. (Слайд № 4).
Рады цветущему кустарнику и пчелы: они берут с его цветков обильный нектар и пыльцу. Причем, в отличие от “ядовитого” меда с настоящего багульника (болотный) мед с рододендрона целебен и имеет приятный вкус. (Слайд №5).
Значение рододендрона огромно. Кажется, что природа создала этот кустарник специально для декоративных целей. До чего красивы живые изгороди, бордюры и опушки из него. (Слайд № 6).
Рододендрон не только прекрасное, высоко декоративное, Нои лекарственное, эфиромасличное, дубильное и почвоукрепляющее растение. Издавна в народной медицине применяли его для лечения простудных и желудочно-кишечных заболеваний. Недавно обнаружено, что вытяжка из листьев рододендрона губительно действует на холерный эмбрион, дифтерийную палочку и другие бактерии. (Слайд № 7).
Вопросы по блоку “Экология”:
- Выясните сходство и различия рододендрона от багульника?
- Объясните, почему у рододендрона сначала появляются цветы, а потом листья?
- На что указывает вторичное цветение в теплый период августа и сентября рододендрона?
- Только ли в декоративных целях используется рододендрон? В каких областях науки он еще пригодился?
- Опишите состояние популяции этого вида вокруг вашего населенного пункта.
- Что можем сделать мы для того, чтобы сохранить эту красоту, данную нам природой?
10. Учащийся читает стихотворение “Сохрани березку” Слайд № 28.
11. Слово учителя.
Беря в руки цветы, вдыхая их аромат, поэт слагает стихи, композитор пишет чудесные мелодии, художник выражает свое восхищение на полотне картины.
На первом уроке мы прикоснулись к музыке и поэзии, а сейчас я передаю слово учителю изо, и с ней вы отправитесь в мир живописи.
2 урок
1. Слово учителя.
Пейзаж нельзя писать без цели только потому, что он красив. В нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку.
Изображение пейзажа средствами живописи начиналось с того, что на самом деле переживания героя напрямую сопоставлялось с состоянием природы. Наш экскурсовод Паша кратко расскажет о русских пейзажистах и еще ближе познакомит с работами этих художников.
2. Выступление экскурсовода.
На доске выставлены репродукции А.К.Саврасова, И.Левитана, Д.Поленова, И.Грабаря, С.Васильева, Н.Ромадина.
3. Слово учителя.
“Природа вечно дышит, всегда поет, и песнь ее торжественна,”- нельзя не согласиться с этими словами художника.
На уроке литературы вы познакомились с произведениями наших поэтов и композиторов, которые воспевали красоту родной природы в своих стихах и песнях, а сейчас вы попробуете изобразить все это на бумаге. Но прежде, чем вы начнете работать, просмотрите небольшой сюжет о природе Амурского края, о ее пробуждении, о весне.
4. Просмотр видеофильма.
5. Слово учителя о целях урока.
Красоту нашей природы
Описать я не смогу.
Лучше красками цветными
Я пейзаж изображу.
Нарисую лес зеленый,
Голубые облака
И багульника цветочек
Мотыльком изображу.
Нет природы нашей краше,
Где сосна и ель растет,
Белоснежная береза,
И черемуха цветет.
Берегите, не губите
Вы зеленые леса.
Пусть своею красотою
Лес нам дарит чудеса.
Задача нашего урока – нарисовать весенний пейзаж или веточку багульника. Сюжет выбрать, опираясь на сюжеты стихотворений.
Предлагаю три вида техники выполнения пейзажа красками:
- выполнения рисунка, а затем работа красками;
- работаем сразу красками;
- работаем “по-сырому”.
Для того, чтобы легче было работать, выполните эскиз вашего пейзажа в правом углу, легкий набросок карандашом. Не забывайте о композции и воздушной перспективе.
6. Практическая работа.
Во время практической работы, звучит музыка Чайковского “Времена года”. Во время работы напоминать учащимся о композиции, о подборе нужных тонов, о стихотворениях, в которых поэты ярко и красочно изобразили весенний пейзаж, обратить внимание на сравнении цветка багульника с мотыльком. Подобрать заранее лучшие работы.
7. Итог работы.
Анализ работ, выставка, предложить детям самим проанализировать работы.
8. Слово учителя литературы.
- Вернемся к последней строфе стих. Ж.Ржевской “Вот и багульник тот самый зацвел…”
- Какая главная мысль отражена в этих строчках?
(Любовь к Родине, любовь к родному краю. Человек черпает силы в природе, обновляющейся каждой весной. Заставляет задуматься о том, что мы оставим на земле после себя)
- Об этом же говорится и в эпиграфе. Чтение эпиграфа.
Д/З: Попробуйте и вы прикоснуться к красоте сердцем, душой, Создайте свое произведение (стихотворение, лирическое размышление, рассказ, рисунок и т.д.), в котором постарайтесь передать те чувства, настроение, которые вы испытали на уроке, говоря о природе родного края.