Интегрированный урок (литература + ИЗО + информатика) по теме "Где-то багульник на сопках цветет…"

Разделы: Русский язык, Информатика, МХК и ИЗО


Цели:

  • рассмотреть на материале произведений литературы и живописи с привлечением учебного материала по биологии, экологии описательную поэзию Амурского края и приемы ее раскрытия средствами разных видов искусства;
  • способствовать развитию представлений учащихся о специфике художественного образа, о взаимодействии различных видов художественного творчества; способствовать развитию творческих возможностей школьников в процессе восприятия и осмысления явлений литературы и живописи;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде и любовь к родному краю.

Средства обучения:

  • картины, иллюстрации с видами рододендрона;
  • просмотр кадров из документального фильма;
  • использование современной технологии (мультимедийная презентация);
  • выставка книг.

Средства активизации познавательной и речевой деятельности учащихся:

  • подготовка и исполнение учащимися роли ученого-эколога и искусствоведа; создание мультимедийной презентации о рододендроне;
  • выразительное чтение наизусть стихотворений о багульнике, исполнение песни И.Морозова и В.Шаинского “Где-то багульник на сопках цветет…”;
  • создание творческих речевых ситуаций, побуждающих школьников к обсуждению вопросов на литературоведческую тему.

Консультанты-специалисты: учителя литературы, экологии, биологии, изо, музыки, информатики.

Задания для подготовки к интегрированному уроку:

  • выучить наизусть и подготовить выразительное чтение стихотворений Ж.Ржевской “Вот и багульник…”, Н.Савостина “Букет”, А.Малешко “Сиреневый багульник”, С.Кокорева “Цвет багульника”, М.Крушельницкого “А багульник цветет”, В.Киселева “Сохрани березку”;
  • разучивание и исполнение песни И.Морозова и В.Шаинского “Где-то багульник на сопках цветет…”;
  • найти художественные средства, которые используют авторы при создании образа багульника (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и др.) ;
  • подготовить небольшое сообщение о рододендроне (один ученик);
  • подготовить сообщение о разных видах пейзажа (один ученик);
  • создание мультимедийной презентации для научного сообщения о рододендроне.

Я сорвал цветок – и он увял,
Я поймал мотылька –
И он умер у меня на ладони,
И тогда я понял,
Что к красоте нужно прикоснуться сердцем!

1. Учащиеся исполняют песню И.Морозова, В.Шаинского “Где-то багульник на сопках цветет…”

Презентация

На экране демонстрируются слайды № 1 – 5.

2. Слово учителя. Слайд № 5.

Трудное счастье -
Находка для нас.
К подвигам наша дорога, -

так думали те, кто в 70-е годы, устав от грохота бетонных дорог, от унылого однообразия прессованных стен и пластикового уюта квартир, приехали в этот таежный край. Край могучей природы. Край бесконечных просторов. Край несказанной красоты и величия. Край, когда под пологом еще безлистого, серого леса вспыхивает и разливается розово-сиреневое половодье, а склоны сопок укутывает “нежно-розовое” покрывало. Цветет багульник.

И сегодня мы с вами на примере произведений литературы, музыки и живописи рассмотрим, как поэты, композиторы и художники описывают это “нежно-розовое” покрывало, к которому мы так привыкли. Постараемся по-другому посмотреть на окружающую нас природу и попробуем создать свои, оригинальные произведения, которыми, может быть, будут также гордиться следующие поколения.

3. Анализ стихотворения М.Крушельницкого “А багульник цветет…”. Слайд №6.

а) учащийся читает стихотворение наизусть.

б) беседа.

Долго длилась зима,
Злых ветров кутерьма…
Мне порой убежать хотелось.

И это говорит человек, у которого есть помощники: дом, друзья, близкие. А как же багульник? Какие черты характера багульника ярко проявляются в этом стихотворении? Докажите текстом.

(Смелое, сильное растение. “А багульник цветет, не сломили его морозы).

4. Об этом же говорится и в стихотворении Сергея Кокорева “Цвет багульника”.

а) Учащийся читает наизусть стихотворение. Слайд № 7.

б) Беседа.

- Найдите строчки, подтверждающие нашу мысль о том, что багульник – это смелое, сильное растение.

(“Его ни солнце жаркое
не выжжет
И у морозов
недостанет сил”)

- Какие художественные средства использует поэт для описания багульника? С какой целью?

Сравнения:

1.

“Здесь не сирень цветет, -
На камне ей не выжить”.

Подчеркивается сила воли растения, его стойкость, желание жить, несмотря ни на что.

2. “Живая пурпурная лава”

- А что такое лава?

(Лава – расплавленная минеральная масса, выбрасываемая вулканом на земную поверхность при извержении.

Сжигает все на своем пути, мертвое пространство оставляет после себя.)

- А лава багульника?

(Лава весны, несущая жизнь, символизирующая начало новой жизни. Для природы и человека – это пробуждение ото сна, пора цветения, обновления.)

- С чем еще сравнивает поэт багульник?

(3 сравнение: “ древним северным узором”)

- Почему поэт использует это сравнение?

(Сопки во время цветения багульника похожи на огромное полотно, на котором умелые руки древних мастериц вышили незамысловатые узор)

- Мы нарисовали первую картину, на которой изобразили сопки, покрытые “живой пурпурной лавой” багульника.

Послушаем еще одно стихотворение, в котором также описывается цветущий багульник, и потом постараемся ответить на вопрос: какие образы возникают здесь?

5. Анализ стихотворения Алены Малешко “Сиреневый багульник…” Слайд №8.

а) учащийся читает наизусть стихотворение;

б) беседа.

- Попробуете рассказать, что вы увидели, услышали, почувствовали, слушая стихотворение.

Устное словесное рисование.

- “И расплескались реки сиреневого света…” Почему света, а не цвета? Как меняется настроение стихотворения?

- Какие символические значения имеют образы огня, света в поэзии?

(Символы жизни, добра, любви, домашнего очага)

- И людей, возвращающихся домой, встречает “сиреневое море” багульника. Какое художественное средство использует А.Малешко в этой строчке? С какой целью? (Гипербола).

- Еще одна картина нарисована. Но вид цветущих сопок так разнообразен, что картинам нет конца. И перед нами вновь и вновь предстает удивительный мир распускающейся природы. Послушаем еще одно стихотворение и нарисуем еще одну картину.

6. Анализ стихотворения Жанны Ржевской “Вот и багульник тот самый зацвел…” Слайд № 9-11.

а) учащийся читает наизусть стихотворение;

б) беседа.

- Какая картина возникает перед вами в 1 строфе?

Устное словесное рисование.

- Каким настроением будет проникнута ваша картина?

- “Нежен багульника розовый дым”. Почему “розовый дым”? Какие у вас возникают ассоциации?

(Что-то нереальное, эфимерное, быстро проходящее, летучее, воздушное).

7. Беседа по всем стихотворениям.

- Какими красками рисуют поэты багульник?

(Чистые, яркие цвета).

Выступление учащегося с использованием компьютера. Слайды № 12 -17.

  • Сиреневый – цвет сирени и фиалки.
  • Розовый – бледно-красный.
  • Алый – ярко-красный.
  • Малиновый – красный, густого тона с примесью фиолетового оттенка.
  • Пурпурный – темно- или ярко-красный цвет.
  • Сумерки – полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также перед восходом солнца.

- Какие чувства испытывают лирические герои этих стихотворений?

(Любовь к родной земле, счастье осознавать свою принадлежность к ней, восторг любования красотой родной природой, всеобъемлющую радость, взволнованность).

8. Слово учителя.

Мы с вами все время говорим “багульник, багульник”. Но ведь это не совсем правильно, вернее, совсем не правильно.

Давайте послушаем выступление ученого-биолога, который расскажет нам об этом удивительном растении. Будьте внимательны, ведь после выступления ученого, мы должны будем ответить на его вопросы.

9. Выступление ученого-биолога. Слайды № 18 - 27.

РОДОДЕНДРОН ДАУРСКИЙ (RODODENDRON DAURICUM) - Семейство вересковых. Внесен в список охраняемых растений Амурской области.

Рододендрон даурский известен в народе как багульник, но с багульником он связан только тем, что состоит в одном ботаническом семействе вересковых.

Рододендрон в переводе с латинского означает “розовое дерево”. Когда-то в далекие геологические времена, когда и в Амурской области был теплый влажный климат, это растение было вечнозеленым деревом. Но пришло похолодание. Чтобы выжить в суровых условиях, древовидные организмы приобрели кустарниковую форму и кожистые листья. (Слайд №1).

К роду Рододендрон относится около 600 видов, широко распространенных в умеренной зоне Северного полушария.

В России растет 19 видов, в том числе на Дальнем Востоке – 12 видов. (Слайд №2).

В Амурской области произрастает 4 вида: Рододендрон даурский, Рододендрон золотистый, Рододендрон мелколистный, Рододендрон Редовского. Ареал Рододендрона даурского широкий – вид распространен почти во всей области. Очень редко встречается Рододендрон Редовского (единственные его находки известны с верховий р. Бурея и р. Зея) и он занесен в Красную Книгу. (Слайд №3).

Рододендрон даурский – сильно пахнущий кустарник, до 2 метров высотой, растет и одиночно, но чаще группами и зарослями на склонах сопок, по хребтам и окраинам моховых болот. Листья кожистые, эллиптические, с обеих сторон густо усажены ароматическими железками, которые выделяют эфирные масла. Поэтому воздух вблизи рододендрона всегда напоен тонким смолисто-терпким ароматом. Эта “эфирная губка” предохраняет его от палящих лучей солнца и от жгучего мороза. Вот почему, не боясь утренних холодов, рододендрон, опережая многие растения, встречает раннюю весну своими крупными (до 4 см. в диаметре) искристыми цветами. (Слайд № 4).

Рады цветущему кустарнику и пчелы: они берут с его цветков обильный нектар и пыльцу. Причем, в отличие от “ядовитого” меда с настоящего багульника (болотный) мед с рододендрона целебен и имеет приятный вкус. (Слайд №5).

Значение рододендрона огромно. Кажется, что природа создала этот кустарник специально для декоративных целей. До чего красивы живые изгороди, бордюры и опушки из него. (Слайд № 6).

Рододендрон не только прекрасное, высоко декоративное, Нои лекарственное, эфиромасличное, дубильное и почвоукрепляющее растение. Издавна в народной медицине применяли его для лечения простудных и желудочно-кишечных заболеваний. Недавно обнаружено, что вытяжка из листьев рододендрона губительно действует на холерный эмбрион, дифтерийную палочку и другие бактерии. (Слайд № 7).

Вопросы по блоку “Экология”:

  1. Выясните сходство и различия рододендрона от багульника?
  2. Объясните, почему у рододендрона сначала появляются цветы, а потом листья?
  3. На что указывает вторичное цветение в теплый период августа и сентября рододендрона?
  4. Только ли в декоративных целях используется рододендрон? В каких областях науки он еще пригодился?
  5. Опишите состояние популяции этого вида вокруг вашего населенного пункта.
  6. Что можем сделать мы для того, чтобы сохранить эту красоту, данную нам природой?

10. Учащийся читает стихотворение “Сохрани березку” Слайд № 28.

11. Слово учителя.

Беря в руки цветы, вдыхая их аромат, поэт слагает стихи, композитор пишет чудесные мелодии, художник выражает свое восхищение на полотне картины.

На первом уроке мы прикоснулись к музыке и поэзии, а сейчас я передаю слово учителю изо, и с ней вы отправитесь в мир живописи.

2 урок

1. Слово учителя.

Пейзаж нельзя писать без цели только потому, что он красив. В нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку.

Изображение пейзажа средствами живописи начиналось с того, что на самом деле переживания героя напрямую сопоставлялось с состоянием природы. Наш экскурсовод Паша кратко расскажет о русских пейзажистах и еще ближе познакомит с работами этих художников.

2. Выступление экскурсовода.

На доске выставлены репродукции А.К.Саврасова, И.Левитана, Д.Поленова, И.Грабаря, С.Васильева, Н.Ромадина.

3. Слово учителя.

“Природа вечно дышит, всегда поет, и песнь ее торжественна,”- нельзя не согласиться с этими словами художника.

На уроке литературы вы познакомились с произведениями наших поэтов и композиторов, которые воспевали красоту родной природы в своих стихах и песнях, а сейчас вы попробуете изобразить все это на бумаге. Но прежде, чем вы начнете работать, просмотрите небольшой сюжет о природе Амурского края, о ее пробуждении, о весне.

4. Просмотр видеофильма.

5. Слово учителя о целях урока.

Красоту нашей природы
Описать я не смогу.
Лучше красками цветными
Я пейзаж изображу.
Нарисую лес зеленый,
Голубые облака
И багульника цветочек
Мотыльком изображу.
Нет природы нашей краше,
Где сосна и ель растет,
Белоснежная береза,
И черемуха цветет.
Берегите, не губите
Вы зеленые леса.
Пусть своею красотою
Лес нам дарит чудеса.

Задача нашего урока – нарисовать весенний пейзаж или веточку багульника. Сюжет выбрать, опираясь на сюжеты стихотворений.

Предлагаю три вида техники выполнения пейзажа красками:

  • выполнения рисунка, а затем работа красками;
  • работаем сразу красками;
  • работаем “по-сырому”.

Для того, чтобы легче было работать, выполните эскиз вашего пейзажа в правом углу, легкий набросок карандашом. Не забывайте о композции и воздушной перспективе.

6. Практическая работа.

Во время практической работы, звучит музыка Чайковского “Времена года”. Во время работы напоминать учащимся о композиции, о подборе нужных тонов, о стихотворениях, в которых поэты ярко и красочно изобразили весенний пейзаж, обратить внимание на сравнении цветка багульника с мотыльком. Подобрать заранее лучшие работы.

7. Итог работы.

Анализ работ, выставка, предложить детям самим проанализировать работы.

8. Слово учителя литературы.

- Вернемся к последней строфе стих. Ж.Ржевской “Вот и багульник тот самый зацвел…”

- Какая главная мысль отражена в этих строчках?

(Любовь к Родине, любовь к родному краю. Человек черпает силы в природе, обновляющейся каждой весной. Заставляет задуматься о том, что мы оставим на земле после себя)

- Об этом же говорится и в эпиграфе. Чтение эпиграфа.

Д/З: Попробуйте и вы прикоснуться к красоте сердцем, душой, Создайте свое произведение (стихотворение, лирическое размышление, рассказ, рисунок и т.д.), в котором постарайтесь передать те чувства, настроение, которые вы испытали на уроке, говоря о природе родного края.