Предлог

Разделы: Русский язык


Триединая цель:

  1. сформировать понятие о предлоге как служебной части речи;
  2. способствовать развитию речи и мышления учащихся;
  3. воспитывать чувство языка.

Учебные задачи:

  1. Помочь учащимся глубже понять, что такое предлог и для чего он нужен в речи.
  2. Разобраться, как предлоги соответствуют падежам.
  3. Повторить и отработать орфограмму-пробел.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Вопросы учителя:

  1. 1. Как вы себя сегодня чувствуете?
  2. 2. Всё ли приготовлено к уроку?
  3. 3). Все ли готовы к уроку?

Указания учителя: записать число и пропустить одну строчку.

II. Проверка домашнего задания.

Проводится блицопрос по теме “Служебные части речи” (В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9.) Вопросы:

1). Что относится к служебным частям речи?

2). Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

3). Для чего нужны служебные части речи?

Пока проводится блицопрос, в это время у доски работает ученик по заданию: из указанных слов составить вопросительное предложение.

Слова: все, в, сегодня, Ваня, у, и, лежать, тетради, портфель, учебники, ли.

Должно получиться предложение:

Сегодня у Вани все ли учебники и тетради лежат в портфеле?

Задание: каждое слово в предложении определить как часть речи

III. Подготовка учащихся к усвоению новой темы. Мотивация.

Учитель вывешивает рисунок “Зимний дуб”, на котором висят разной формы шары, а в них записаны слова.

Задания:

а) рассмотреть слова;
б) назвать сначала самостоятельные части речи, а затем – служебные;
в) составить текст из 3х простых предложений.

Текст: У Игоря голова умная. Он честно дружит с пятерками. На его столе всегда все в порядке.

На вопрос учителя: “Почему это текст?” - ребята отвечают: “По логике смысл одного предложения вытекает из другого”.

Вопрос: Какая служебная часть речи фигурирует в составленных предложениях?

Ответ: Предлог.

Учитель: Следовательно, что будет темой урока?”

Ответ: Предлог.

Ученики это слово записывают на пропущенной строчке.

IV. Изучение нового материала. Первичное закрепление полученных знаний.

Учитель: Чтобы ответить на вопрос: “Что означает слово предлог?” - нужно выполнить морфемный разбор.

Слова для разбора по составу:

предгорье – пред (перед) горой

предъюбилейный – пред (перед) юбилеем

предвыборный – пред (перед) выборами

предлог – пред (перед) словом (“логос” означает “слово, речь”).

В составленном выше тексте найти предлоги с существительными, определить падеж и выделить окончание.

Вопрос: Какую роль сыграли предлоги в предложении?

Ответ: Предлоги вместе с окончаниями связывают слова в предложение.

Проводится мини-исследование “Узелки”.

На листках бумаги у каждого ученика и на доске дана запись:

падежи   словосочетания
И .

Р .

Д .

В .

Т .

П .

в окно гляжу
под елку кладу
против меня сидишь
на коне езжу
около стола стою
при нем бегаю
у друга отдыхаю
близ дороги лежу
перед другом пою
в окне сижу
к другу иду
по полю гуляю
на коня прыгаю
с другом разговариваю
под елкой танцую

Затем ученики ведут стрелки от словосочетаний к соответствующим падежам и завязывают “узелки”.

Результат должен быть таким:

Вывод:

1. Им.п. не имеет предлогов, это прямой падеж, ему принадлежит только подлежащее.

2.Один и тот же предлог “прислуживает” разным падежам, например:

ПОД – Т.п., В.п.

В – П.п., В.п.

НА – П.п., В.п.

Это предлоги – “побегушки”.

3. Косвенные падежи управляют несколькими предлогами.

4. Есть предлоги – синонимы: около, у, близ.

Работа по теории - § 146(зачитать 1-ый, 3-ий абзацы)

Выполнение упр. 300.

Синтаксический разбор предложения:

V. ВЫВОД по теме урока. Что нового узнали об удивительной служебной части речи и чему научились?

Примерные ответы: предлог вместе с окончанием самостоятельной части речи служит для связи слов в предложение; один и тот же предлог может употребляться в разных падежах; предлоги со словами пишутся раздельно.

Срез: из 2-ого предложения упр.300 выписать предлоги со словами, определить самостоятельную часть речи и обозначить падеж.

Проверка выполненного задания.

VI. Домашнее задание: § 146, упр. 297. Дается комментарий к выполнению упражнения.

VII. Итог урока. Оценка своей деятельности на уроке.