Триединая цель:
- сформировать понятие о предлоге как служебной части речи;
- способствовать развитию речи и мышления учащихся;
- воспитывать чувство языка.
Учебные задачи:
- Помочь учащимся глубже понять, что такое предлог и для чего он нужен в речи.
- Разобраться, как предлоги соответствуют падежам.
- Повторить и отработать орфограмму-пробел.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент. Вопросы учителя:
- 1. Как вы себя сегодня чувствуете?
- 2. Всё ли приготовлено к уроку?
- 3). Все ли готовы к уроку?
Указания учителя: записать число и пропустить одну строчку.
II. Проверка домашнего задания.
Проводится блицопрос по теме “Служебные части речи” (В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9.) Вопросы:
1). Что относится к служебным частям речи?
2). Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?
3). Для чего нужны служебные части речи?
Пока проводится блицопрос, в это время у доски работает ученик по заданию: из указанных слов составить вопросительное предложение.
Слова: все, в, сегодня, Ваня, у, и, лежать, тетради, портфель, учебники, ли.
Должно получиться предложение:
Сегодня у Вани все ли учебники и тетради лежат в портфеле?
Задание: каждое слово в предложении определить как часть речи
III. Подготовка учащихся к усвоению новой темы. Мотивация.
Учитель вывешивает рисунок “Зимний дуб”, на котором висят разной формы шары, а в них записаны слова.
Задания:
а) рассмотреть слова;
б) назвать сначала самостоятельные части речи, а затем – служебные;
в) составить текст из 3х простых предложений.
Текст: У Игоря голова умная. Он честно дружит с пятерками. На его столе всегда все в порядке.
На вопрос учителя: “Почему это текст?” - ребята отвечают: “По логике смысл одного предложения вытекает из другого”.
Вопрос: Какая служебная часть речи фигурирует в составленных предложениях?
Ответ: Предлог.
Учитель: Следовательно, что будет темой урока?”
Ответ: Предлог.
Ученики это слово записывают на пропущенной строчке.
IV. Изучение нового материала. Первичное закрепление полученных знаний.
Учитель: Чтобы ответить на вопрос: “Что означает слово предлог?” - нужно выполнить морфемный разбор.
Слова для разбора по составу:
предгорье – пред (перед) горой
предъюбилейный – пред (перед) юбилеем
предвыборный – пред (перед) выборами
предлог – пред (перед) словом (“логос” означает “слово, речь”).
В составленном выше тексте найти предлоги с существительными, определить падеж и выделить окончание.
Вопрос: Какую роль сыграли предлоги в предложении?
Ответ: Предлоги вместе с окончаниями связывают слова в предложение.
Проводится мини-исследование “Узелки”.
На листках бумаги у каждого ученика и на доске дана запись:
падежи | словосочетания | |
И . Р . Д . В . Т . П . |
в окно гляжу | |
под елку кладу | ||
против меня сидишь | ||
на коне езжу | ||
около стола стою | ||
при нем бегаю | ||
у друга отдыхаю | ||
близ дороги лежу | ||
перед другом пою | ||
в окне сижу | ||
к другу иду | ||
по полю гуляю | ||
на коня прыгаю | ||
с другом разговариваю | ||
под елкой танцую |
Затем ученики ведут стрелки от словосочетаний к соответствующим падежам и завязывают “узелки”.
Результат должен быть таким:
Вывод:
1. Им.п. не имеет предлогов, это прямой падеж, ему принадлежит только подлежащее.
2.Один и тот же предлог “прислуживает” разным падежам, например:
ПОД – Т.п., В.п.
В – П.п., В.п.
НА – П.п., В.п.
Это предлоги – “побегушки”.
3. Косвенные падежи управляют несколькими предлогами.
4. Есть предлоги – синонимы: около, у, близ.
Работа по теории - § 146(зачитать 1-ый, 3-ий абзацы)
Выполнение упр. 300.
Синтаксический разбор предложения:
V. ВЫВОД по теме урока. Что нового узнали об удивительной служебной части речи и чему научились?
Примерные ответы: предлог вместе с окончанием самостоятельной части речи служит для связи слов в предложение; один и тот же предлог может употребляться в разных падежах; предлоги со словами пишутся раздельно.
Срез: из 2-ого предложения упр.300 выписать предлоги со словами, определить самостоятельную часть речи и обозначить падеж.
Проверка выполненного задания.
VI. Домашнее задание: § 146, упр. 297. Дается комментарий к выполнению упражнения.
VII. Итог урока. Оценка своей деятельности на уроке.