Урок-мастерская по теме "Наречие", 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

Обучающие:

  • знакомство с наречием как частью речи и представление обобщения изученного в нетрадиционной форме;
  • овладение работой в малых группах с целью дальнейшего использования её в обучении;
  • формировать у учащихся навыки и умения самостоятельной работы.

Развивающие:

  • развитие диалоговой формы общения;
  • расширение словарного запаса учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание и развитие личностных компетенций учащихся;
  • формирование коммуникативных умений и навыков учащихся.

Урок по программе под редакцией В.В.Бабайцевой.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа над новой темой урока.

1. Наведение.

Работа над упражнением 121 пособия “Практика” с последующей проверкой (ответы на вопросы).

УЧИТЕЛЬ. Задача нашего урока – узнать, какой частью речи являются выделенные слова.

2. Создание творческого продукта.

Работа в микрогруппах “Атака мыслей” над параграфом 7 “Теории”.

Задача: прочитать теоретический материал, ответить на вопросы, привести примеры. Вопросы для каждой группы заранее записаны на доске. Один учащийся готовит ответ на вопрос, другой – приводит примеры из учебника и свои.

  • Что обозначают наречия, и на какие вопросы отвечают?
  • Как изменяются наречия?
  • Как образуются наречия?
  • От какой части речи зависят наречия? Что нужно сделать, чтобы доказать это?

3. Отчёт микрогрупп (социологизация) проходит как конкурс на самый точный ответ. Побеждает та группа, которая точнее воспроизвела теоретический материал и привела больше самостоятельных примеров.

В тетради оформляется краткая запись по пунктам.

4. Промежуточная рефлексия.

ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ.

  • Какое новое открытие вы сделали сегодня?
  • Какие новые слова услышали сегодня на уроке?
  • Приведите примеры наречия с глаголом, от которого оно зависит.

ТЕСТ с последующей взаимопроверкой.

1. Укажите слово, называющее признак действия.

  1. Чтение вслух.
  2. Читать вслух.

2. Укажите наречие.

  1. Встретил впервые.
  2. 2. В первые минуты.

3. Какое слово в предложении является наречием?

Он быстро вскочил, пробежался.

  1. Первое.
  2. Второе.
  3. Третье.
  4. Четвёртое.

4. Какое слово в предложении является наречием?

Сладко цокают в полночь копыта.

  1. Первое.
  2. Второе.
  3. Третье.
  4. Четвёртое.

5. Какое слово в предложении является наречием?

Внизу шумит поток проворный.

  1. Первое.
  2. Второе.
  3. Третье.
  4. Четвёртое.

III. Тренинг.

1. Работа над упражнением 122 пособия.

Закрепление способов образования наречий по образцу параграфа 7 “Теории”.

  • Работа у доски по цепочке. Выделение суффиксов наречий.
  • Словарно-орфографическая работа: аккуратный.

- правописание слова;

- толкование слова даётся путём подбора синонимов.

2. Самостоятельная работа над упражнением 125.

Проверка в форме задания “Кто допустил одну ошибку”.

3. Работа над упражнением 128 пособия. Один учащийся у доски. Для дополнительных вопросов используется приём “Огонь по стоящим”.

4. Самостоятельная работа над упражнением 126 с последующей взаимопроверкой, обсуждением работ.

5. Слуховой диктант.

Задание: записать диктант, выделить суффиксы.

Виднеется издалека, пошёл влево, наелся досыта, слышится изредка, вытер насухо, отправился немедленно, исполняют вдвоём, приготовил наскоро.

Правильность написания наречий учащиеся сверяют по пособию (с.44).

6. Творческая работа в группах.

Задание: письменно составить диалог из 3 – 4 реплик с использованием наречий.

При проверке учащиеся следят за уместным употреблением наречий.

IV. Рефлексия.

  • Игра “Дополни предложение”.

Условие: использовать наречия.

В игре принимает участие весь класс. Называется любое слово, а затем учащиеся по цепочке начинают распространять предложение. Слова могут добавлять в любую часть предложения, но обязательно с учётом его смыслового содержания.

  • Закончи предложение “Теперь я знаю, что наречие…”

V. Итоги.

Выставление отметок.

VI. Домашнее задание. Параграф 7, № 124.