Портретный очерк

Разделы: Русский язык


Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цель урока:

  • углубление и развитие представлений о жанрах публицистического стиля;
  • совершенствование навыков анализа текста.

Учащиеся должны знать: особенности портретного очерка.

Уметь подбирать языковые средства для написания портретного очерка, развивать основную мысль очерка, выделять внешний и внутренний портреты героя в тексте

Оборудование (средства обучения):

1. Очерк М. Горького “Лев Толстой”;

2. Очерк Фрида Блоцкого “По лезвию бритвы”;

3. Очерк Д. Беловицкого “Павлиныч, говоришь?”;

4. В. Васильев “Эскиз психологического портрета Е. Примакова”;

5. Учебник А. И. Власенкова “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы”;

6. Таблица по теме “Портретный очерк”.

Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:

1. Устный и письменный.

2. Групповой, индивидуальный.

Ход урока

1. Слово учителя.

Портретный очерк. Это словосочетание для нас не новое. Мы знаем, что предметом такого очерка выступает личность. В чем суть данного очерка? Нужно дать определенное представление о герое. Решая эту задачу, автор, как правило, в первую очередь стремиться раскрыть самое главное - показать, каким ценностям служит герой, в чем видит смысл своего существования.

Сегодня на уроке мы познакомимся с такими понятиями, как внешний и внутренний портрет; попробуем сами создавать портретные очерки, использую характерные для публицистики выразительные средства языка. Наша работа будет групповой (в каждой группе есть теоретики и практики, первые ответственны за подборку теоретического материала, вторые - подбирают портретные очерки, делают из них выборку). Весь класс разделен на творческие группы, которые заранее получили задания. Сегодня ребята готовы выступить перед вами.

По ходу работы составляется таблица по теме “Портретный очерк” на доске и в тетрадях учащихся.

2. Групповая работа учащихся.

Выступление 1 группы по теме “Внутренний портрет героя”.

В удачном портретном очерке характер героя дается, как правило, в нетривиальной ситуации. Поэтому для автора очень важно обнаружить такой “участок” на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Именно здесь можно обнаружить конкретные проявления характера героя, его таланта, упорства, трудолюбия и других значимых, сточки зрения достижения цели, качеств. В том же случае, когда такой “участок” на жизненном пути героя обнаружить не удается, автору труднее рассчитывать на создание интересного материала.

Хотя можно эффектно использовать метод условности или прибегнуть к ассоциациям (т. е. например, включить подходящий интересный материал из своего прошлого опыта) и т. д. К сожалению, довольно часто авторы, пытающиеся написать портретный очерк, не находят ничего лучшего, кроме как представить читателю ряд нанизанных на какую-то связующую мысль описаний заурядных действий героя. А иногда поступают еще проще - кратко пересказывают биографию своего героя. Конечно, все это дает определенное представление о человеке, заинтересовавшем автора, но не всегда подобную работу можно назвать портретным очерком.

Настоящий портретный очерк возникает в результате художественного анализа личности героя, опирающегося на исследование разных ее сторон (нравственной, интеллектуальной, творческой и пр. ), т. е. в результате выявления характера героя. Яркий пример - это портретные очерки М. Горького, где автор талантливо раскрывает нам, читателям, именно внутренний портрет своего героя.

Далее читается отрывки из очерка М. Горького “Лев Толстой”:

Заметка №13. “Если бы он был рыбой, то плавал бы, конечно, только в океане, никогда не заплывая во внутренние моря, а особенно – в пресные воды трек. Здесь вокруг него ютится, шмыгнет какая-то плотва; то, что он говорит, не интересно, не нужно ей, и молчание его не пугает ее, не трогает. А молчит он внушительно и умело, как настоящий отшельник мира сего. Хотя и много он говорит на свои обязательные темы, но чуется, что молчит еще больше. Иного – никому нельзя сказать”.

Заметка № 42. “Он не слушает и - не верит, когда говорят не то, что нужно. В сущности – он не спрашивает, а – допрашивает. Как собиратель редкостей, он берет только, что не может нарушить гармонию его коллекции”.

Заметка № 44. “Несколько раз я видел на его лице, в его взгляде, хитренькую и довольную усмешку человека, который неожиданно для себя, нашел нечто спрятанное им. Он спрятал что-то и - забыл: где спрятал? Долгие дни жил в тайной тревоге, все, думая: куда же засунул я это, необходимое мне? И – боялся, что люди заметят его тревогу, его утрату, заметят и – сделают ему что-нибудь неприятное, нехорошее. Вдруг – вспомнил, нашел. Весь исполнился радостью и, уже не заботясь скрывать ее, смотрит на всех хитренько, как бы говоря: “Ничего вы со мной не сделаете”.

Слово учителя: Мы послушали выступление 1 группы и теперь заполним графы таблицы по теме “Внутренний портрет героя” (заполняются графы таблицы на доске, учащиеся - в тетради).

Выступление 2 группы по теме “Раскрытие героя через пейзаж”.

В портретном очерке пейзаж может нести как фоновую, так и смысловую нагрузку, раскрывая нечто новое в человеке. Для примера приведем очерк Олега Блоцкого “По лезвию бритвы”, в котором рассказывается об известной альпинистке Рано Сабировой и о ее рискованном переходе по горам Гиндукуша из Пакистана через Афганистан в Таджикистан. Ее спутница была американка Фрида. В первой пейзажной зарисовке описывается опасность предпринятого маршрута: “Три дня экспедиция по узенькой тропе поднималась все выше и выше в горы. Люди шли по маленькому уступчику, постоянно прижимаясь к скалам. Порой он был настолько узок, что стопу приходилось ставить на ребро. И если сорвешься, то никто и ничто не поможет”. В следующей пейзажной зарисовке эта опасность нагнетается: “На четвертый день экспедиция вышла под перевал. Началось царство льдов и запорошенных трещин. И вот тут-то сплошной чередой, словно неукротимая лавина с гор, пошли неприятности”. Здесь уже используются образные сравнительные характеристики. В ходе трудного перехода, рассказывает журналист, Рано Сабирова и ее американская спутница безнадежно отстали от своих проводников. Катастрофическую для женщин ситуацию очеркист передает через описание суровой окружающей природы: “Три огромных неподъемных тюка остались лежать на снегу. Вокруг во все стороны простирались горы, путь через которые был неизвестен. Связи с внешним миром не было. Шел мокрый холодный снег, порывами дул ледяной ветер, и помощи ждать было неоткуда… Дело шло к вечеру. Мороз опустился до 20 градусов. Женщины, разбив палатку, забрались внутрь. Там, обнявшись, они дали волю слезам. Они плакали и абсолютно не стеснялись своих слез. А маленькая палатка была крохотной цветной капелькой на фоне величественных изломов огромных гор, вечных льдов и отвесных пропастей”. С помощью подобных контрастных красок очеркисту удалось описать внутреннее состояние альпинисток, передать не только страх перед неизвестностью, но и отчаянье. Обращение к природе выводит автора на рассуждения философского плана, которые, с одной стороны, характеризуют особенности авторского мировосприятия, а с другой - характер героев произведения”. Именно в таких суровых и величественных горах человек с особой остротой начинает ощущать себя микроскопической песчинкой мироздания, крохотной частицей вечного мира, который он, как ни пыжится, а до конца понять все равно не сможет. И он четко осознает, что с природой шутить нельзя, переоценивая свои силы. Горы за это непременно накажут. Цивилизация осталась где-то далеко-далеко. А здесь - свои законы”. Но альпинистки не сдались. “Все то время, - пишет автор, - когда альпинистки, лазая по горам, отчаянно искали перевал на Афганистан, их объединяла духовная нежность”. А ведь были моменты, когда их дороги могли разойтись. Но они, несмотря на все разногласия, шли дальше, подавляя в себе проявления эгоизма, отчаянья и страха…

Используя пейзажные зарисовки, автору удалось, во-первых, красочно и сочно обрисовать место действия (природный фон), во-вторых, через контрастные сравнения передать всю опасность предпринятого альпинистками перехода; в-третьих, выразить их чувства, начиная от горестного отчаянья и кончая надеждой; в-четвертых, показать, как преодоление естественных трудностей привело людей к духовному единению; в-пятых, продемонстрировать не только силу их духа, но и характера.

Наличие развернутых пейзажных зарисовок в портретных очерках, скорее исключение, чем правило. Ведь внимание очеркиста в большой степени направлено на биографические аспекты жизни человека, на раскрытие его характера.

В портретных очерках пейзаж применяется:

1. В качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой;

2. Как средство в раскрытии человеческого характера;

3. В качестве фона для портрета героя;

4. Как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т. д.

После выступления 2 группы заполняются графы таблицы по теме “Раскрытие героя через пейзаж”.

Выступление 3 группы по теме “Художественная деталь в портретном очерке”.

Деталь в портретном очерке является одним из средств типизации. Посредством удачно найденной детали можно передать характерные черты внешности человека, его речи, манеры поведения и т. д.; выпукло и зримо описать обстановку, место действия, какой-либо предмет, наконец, целое явление. Конечно, это требует от автора особой внимательности. Истинный художник, отмечал Гоголь, добивается того, “чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крепко в глаза всем”. Посредством яркой детали можно заменить целые описательные фрагменты, отсекая лишние и заслоняющие суть дела и подробности.

Можно выделить несколько этапов работы над деталью.

1. Вычленение опорной детали из обилия впечатлений, окружающих нас.

2. Выбор опорной детали, способной стать сердцевиной не только логической, но и художественной концепции произведения.

3. Приемы обыгрывания деталей в портретном очерке могут быть самыми разнообразными. В одних случаях - это образная трактовка тех или иных событий., в других- для создания символического образа, в третьих- для ассоциативных связок, в четвертых- для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений..

Рассмотрим, как используется деталь в очерке Дмитрия Беловицкого “Павлиныч, говоришь?”. “На военном параде Шанцева сфотографировали как-то в армейском форме. Было жутко холодно. Как-то заботливый принес ему бушлат и фуражку. Потом в газете снимок и к нему подпись: военная форма цвета хаки идет Шанцеву, как кепка - Лужкову. Шанцев обиделся. “Я, - говорит, - знаю, для чего это делается”. – “Для чего?” - “Впечатление создать, что я злой, некультурный…Человек, взгляд которого тяжел, как штанга…” А мне кажется, что он напрасно обиделся. У Шанцева настороженно- справедливое лицо городового: Где нарушения?! Кому помощь нужна? Меня не обведешь вокруг пальца! Давайте разберемся! Дела делать надо!”.

Здесь опорная деталь (“армейская форма”) находится в ассоциативной связке с другими деталями (“кепка московского мэра”, “взгляд тяжел, как штанга”). С помощью этих деталей автору удалось описать типичные черты столичного городового.

После выступления 3 группы заполняются графы таблицы по теме “Художественная деталь в портретном очерке”.

Выступление 4 группы по теме “Портретная характеристика. Внешний портрет”.

Портретная характеристика зачастую выступает в качестве своеобразного аналога характера героя. Она дает возможность наглядно, зримо увидеть героя и в этом плане она стимулирует читательское воображение. Другая функция портретной характеристики - помочь через выделение каких-то внешних деталей заглянуть в мир души человека, в мир его эмоций и чувств. Портретная характеристика напрямую связана с психологическими особенностями личности. Действительно, внешность человека, его манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика и т. п. могут при внимательном взгляде многое сказать о человеке. Основное требование, которое предъявляется к любой портретной характеристике- это документальная точность отображения. В данном случае автор не имеет право что-то выдумывать в обрисовке внешности человека, но не стоит отказываться и от показа типического. Именно сочетание строгого документализма и художественного обобщения и рождает полноценный очерковый образ.

В современных портретных очерках авторы используют достижения психологии. Например, выяснив, к какому психологическому типу относится тот или иной человек: сангвиник, флегматик, холерик или меланхолик, они могут определить, как те или иные качества проявляются в облике и поведении личности. Именно этим методом пользуется Владимир Васильев, пытаясь создать эскиз психологического портрета Евгения Примакова По его мнению, бывший премьер-министр - типичный флегматик. Что это означать? Первое - интроверсия: обращенность внутрь себя, закрытость от окружающих. Второе - низкая эмоциональная возбудимость: спокойствие, уравновешенность, умеренность переживаний. “Одежда. Если он стоит или идет, пуговицы всегда застегнуты (за исключением нижней, не застегивать которую предписывает этикет).

Осанка. Только сидя Евгений Максимович позволяет расслабиться: откинуться на спинку кресла или, напротив, опереться на руки, положенные на стол.

Мимика. Наиболее характерное выражение лица - сосредоточенно-напряженное, отражающее деловую собранность. …”

Вот так, исходя из определенных психологических характеристик, воссоздается портрет человека. В описании облика используются также различные портретные штрихи.

После выступления последней группы заполняются последние графы таблицы.

Общий вид таблицы по теме “Портретный очерк”.

Внутренний портрет 1. Важно показать яркий “участок” на жизненном пути героя.

2. Можно использовать метод условности.

Раскрытие героя через пейзаж 1. В качестве контрастного сравнения.

2. Как средство в раскрытии человеческого характера.

3. В качестве фона для портрета.

4. Как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя.

Художественная деталь 1. Это средство типизации.
Портретная характеристика. Внешний портрет 1. Это своеобразный аналог характера героя.

2. Должна присутствовать документальная точность.

3. Можно использовать достижения современной психологии.

3. Работа с учебником А. И. Власенкова. Прочитать изучающим чтением статью учебника на стр. 280-281 и выписать ключевые слова.

4. Практическая работа с учебником. Упражнение №416. Задание для учащихся - прочитать отрывок из очерка В. Лакшиной, определить языковые средства, которые использовал автор для описания характера героя, определить роль однородных членов предложения в тексте, сформулировать задания к тексту по морфологии и словообразованию. (данная работа рассчитана на сильных учеников).

Средним и слабым ученикам можно предложить упражнение №424. Задание – сформулировать мысль, которая объединяет пословицы. Определить, можно ли их использовать при написании портретного очерка.

5. Устная проверка упражнений.

Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание. Упражнение по учебнику А. И. Власенкова № 425, написать очерк о своем товарище, друге, опираясь на вопросы, данные в упражнении. Уточнить основную мысль, составить план очерка, определить ведущий тип речи.