Цели урока: Способствовать формированию патриотического отношения учащихся к русскому языку, осознанию его величия и могущества.
Оборудование:
- выставка словарей русского языка
- портреты В.И. Даля, Д.Н.Ушакова, С.И.Ожегова.
- транспаранты с высказываниями русских писателей о языке.
Ход урока
Учитель: Послушайте отрывок из стихотворения М.Дудина.
Как вы думаете, о чём идёт речь в этом стихотворении?
Ты твёрд и гибок, нежен и силён,
Ты - соловей на ветке бересклета.
Ты – сталь и пепел, колокол и лён,
Загадка тьмы и откровенье света.
Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем русские народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с русской классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова как, А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой,
А.П.Чехов. Очень важно, чтобы любовь к родному языку, восхищение словом, радость от прикосновения к родникам русской культуры сопровождали нас с юных лет до глубокой старости.
К.Г.Паустовский писал: “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни.”
Русский язык – один из самых распространённых в мире: более 250 млн. человек считают его родным. О нём восторженно отзывались многие русские писатели от М.В.Ломоносова до наших современников. Русские писатели – патриоты всегда придавали огромное значение борьбе за чистоту родного языка, ведь язык - это не только средство общения людей, но и средство их воспитания.
И.С.Тургенев призывал: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса! “
Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Вот только обращаться с ним нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Истинно культурным человеком может считать себя лишь тот, кто хорошо владеет родным языком, умеет грамотно говорить и писать, пользуется большим запасом слов.
Грамота всегда ценилась на Руси, а грамотного человека уважали и в старину. Все знают, как трудно было жить тому, кто не умел читать и писать, не знал азбуки. Обучение грамоте на Руси было очень трудным, давалось зубрёжкой.
Вот как рассказала об этом Н.Кончаловская в книге “Наша древняя столица”.
Мини–инсценировка в исполнении заранее подготовленных учащихся.
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б, как Аз да Буки,
В - как Веди, Г - глагол,
И учитель для науки
По субботам их порол.
Учитель:
Русский язык неисчерпаемо богат. В нём великое множество слов, и каждое имеет своё неповторимое значение. Послушайте древнюю притчу.
(Читает заранее подготовленный ученик.)
Уставший путник остановился у камня отдохнуть. Мимо него проходил работник, толкая тяжёлую тележку, доверху груженную камнями.
- Что ты делаешь, добрый человек? – спросил у него путник.
- Не видишь, я надрываюсь, толкаю тяжёлую тележку, - неприветливо ответил тот.
Появился второй работник с такой же тележкой. Путник и ему задал тот же вопрос. Он ответил:
- Я зарабатываю на хлеб себе и своей семье.
И третьему путник задал всё тот же вопрос:
- Что ты делаешь, добрый человек?
Третий работник остановился, отёр рукавом пот со лба, лёгкая улыбка мелькнула на его лице, и он, указывая рукой на холм, где был уложен фундамент, ответил:
- Я строю этот прекрасный храм.
Учитель:
Вы, конечно же, обратили внимание, как по-разному можно описать одно и то же действие, благодаря богатству оттенков и красок, существующих в нашем языке. Вот как писал об этом явлении Н.В.Гоголь: “ Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг. И, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи”.
“Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во вселенной,”
- писал С.Я.Маршак. И с этим трудно не согласиться. Перед нами словари.
Это наши главные помощники в работе со словом. Есть справедливое изречение: “Не тот образованный человек, который всё знает (это и невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос “.
Словари помогают нам ориентироваться в мире слов, существующих в нашем языке, пополнять свой словарный запас, обогащать свою речь.
Особая роль в этом принадлежит толковым словарям. Часто их называют универсальными, ведь они содержат ряд справок о том или ином слове.
Какие толковые словари вам известны?
(Учащиеся называют “Толковый словарь живого великорусского языка”
В.И.Даля, “Толковый словарь русского языка” под редакцией Д.А.Ушакова, “Словарь русского языка” С.И.Ожегова.
Игра “Угадай слово!”
Ученикам предлагается угадать слово по его лексическому значению.
В случае затруднения можно показать иллюстрацию с изображением загаданного предмета или явления. (Лексические значения слов приводятся по “Словарю русского языка” С.И.Ожегова).
- “Произведение автора в виде переплетённых листов бумаги с каким-нибудь текстом “. (Книга)
- “Единица языка, служащая для названия отдельного понятия.” (Слово)
- “Умение читать и писать”. (Грамота)
- “Словарный запас языка”. (Лексика)
- “Способность говорить, говорение”. (Речь)
Беседа по вопросам, предложенным учащимися на предыдущем уроке.
- Что же мы подразумеваем под словом язык?
- Зачем нужен человеку язык? Каковы функции языка?
- Как человек должен относиться к родному языку?
- Подберите эпитеты к словосочетанию русский язык.
Учитель:
Мы часто повторяем, что русский язык велик и могуч, в его лексике десятки тысяч прекрасных, точных и очень нужных слов.
О силе русского слова, его красоте и задушевности писал Л.Н.Толстой:
“… Дивной вязью он (народ) плёл невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и чистого. Он назвал все вещи именами и воспел всё, что видел и о чём думал, и воспел свой труд. И дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь, и стал его достоянием и для потомков его стал родиной – землёй отчич и дедич “.
Отрывок из стихотворения А.Яшина читает заранее подготовленный ученик.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч,
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Учитель:
Русский язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства.
Это живая память народа, его душа, его достояние. Мы любим свой родной язык и хотим, чтобы он жил и развивался. Вам – беречь и сохранять родной язык! Вам – передавать его будущим поколениям!