Языковые особенности построения письма — основного жанра эпистолярных произведений

Разделы: Русский язык


Тема:   Языковые особенности построения письма – основанного жанра эпистолярных произведений. (1 ч.)

Класс: 9-й.

Тип: развитие речи.

Цели:

  • Создание условий для рассматривания закономерностей построения различных типов письма, используемых в журналистике.
  • Обобщить знания о структуре писем личного характера.
  • Отметить общественную значимость письма в современном обществе.
  • Закрепить навыки самостоятельной работы со справочной литературой и материалами газетных публикаций.

Задачи:

  • Изучение основных принципов построения письма как основного жанра эпистолярных произведений.
  • Систематизация  знаний учащихся о средствах художественной изобразительности.
  • Сконцентрировать внимание школьников на ценностях родного языка, развивать языковое чутьё учащихся.
  • Воспитывать глубокое уважение к другому человеку: вежливость, тактичность.

Оборудование:

Раздаточный материал:

  • Страницы устного журнала.
  • Ксерокопии страниц личной переписки писателей и поэтов и вырезок из газет.
  • Карточки с развивающими упражнениями.
  • Стенд с вариантами писем школьников.
  • Словари и справочники.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Сообщение темы и задачи урока

Учащиеся записывают тему в рабочие тетради.

– Сегодня у нас урок развития речи, мы познакомимся со структурой и особенностями письма – основного жанра эпистолярных произведений.
Внимательно прочитаем различные типы писем. Систематизируем средства художественной выразительности, которые используются в официальной и личной переписке.
Продемонстрируем своё мастерство владения словом в области позабытого эпистолярного жанра, т.е. каждый создаёт свой вариант письма.
Посмотрите на доску. На ней вы видите слова и словосочетания. Прочтите их и скажите, какая тема их объединяет?
На доске: Здравствуй, здравствуйте, добрый день, приветствую тебя из…; привет из…; глубокоуважаемый, дорогой, милый, родной, крепко жму руку, обнимаю и целую, до свидания.

Учащиеся переписывают слова в тетрадь и делают вывод о том, что их используют чаще всего в письмах обращаясь к адресату, приветствуя его или прощаясь с ним.

II. Актуализация знаний учащихся

 – К сожалению, мы так мало стали писать друг другу письма и почти разучились это делать. Возможно, это одна из причин того, что мы стали, согласитесь, менее воспитанными. Владение эпистолярным жанром предполагало наличие в человеке высоких и нравственных качеств – глубокого уважения к другому человеку, вежливости, такта. Владение словом помогало владеть собой.

Предлагаю озвучить их.
Ученики рассказывают выученную информацию.Она подготовлена каждым индивидуально по работе Л. Кэрролла «Восемь или девять мудрых слов о том, как писать письма»  и отпечатана на отдельных листах.

1-й учащийся.

Как начинать письмо

 Если вы хотите ответить на другое письмо, то лучше всего достать это письмо и перечитать его заново, чтобы освежить в памяти то, на что вы собираетесь отвечать.
Затем следует написать адрес на конверте и наклеить марку.
Золотоеправило, которого следует придерживаться с самого начала:
пишите разборчиво. Значительная часть всего, что написано неразборчиво во всем мире, написано просто слишком торопливо.
Этого золотого правила необходимо строго придерживаться при написании фамилии и названии мест.
Моё второе правило: не заполнять более полутора страниц извинениями за то, что я не ответил на письмо раньше.
Самая лучшая тема для начала – последнее письмо вашего друга. Пишите, держа его перед собой. Отвечайте на вопросы вашего друга и делайте любые замечания, которые придут вам по ходу чтения его письма. Затем вы переходите к тому, о чём хотите рассказать сами.
Ещё одно правило: написав письмо, которое, по вашему мнению, вызовет раздражение у вашего друга, отложите письмо в сторону до завтра. Затем перечитайте его и постарайтесь представить, что оно адресовано вам.
Это нередко заставит вас переписать письмо заново.

2-й учащийся.

Если вы пишете в письме: «Прилагаю при сём 5 фунтов стерлингов» или «Посылаю тебе письмо Джона, чтобы ты мог с ним ознакомиться», то прекратите на миг писать, достаньте документ, о котором вы упомянули, и вложите его в конверт. В противном случае вы вполне можете обнаружить, что документ остался лежать у вас на столе, после того, как письмо отправлено.
Моё последнее правило:
Если вы исписали весь лист бумаги до конца и вам есть, что сказать ещё, возьмите ещё один лист, но только не пишите поперёк уже написанного.
Если вы не уверены в том, как следует закончить письмо, обратитесь к последнему письму вашего корреспондента и постарайтесь ответить ему по крайней мере столь же дружественно. 
Даже если ваш тон окажется чуть более дружественным, то вреда от этого не будет!
Учитель благодарит выступающих и делает акцент на том, что это было обобщение известных уже сведений об особенностях создания личной переписки.

III. Самостоятельная работа по карточкам

У каждого ученика лежит карточка с ксерокопией письма известных людей, поэтов, писателей. Вариантов может быть несколько. Задание для всех написано на доске: Прочитать письмо. К каким письмам вы бы отнесла его. Найдите в нём зачин, основную часть, концовку. Определите стиль текста, найдите языковые средства, характеризующие этот стиль. Выпишите примеры средств художественной выразительности, используемых в письме.

Примеры карточек для самостоятельной  работы

Вариант  1.

Мой милый друг, прошу тебя отвечать как можно скорее на это письмо… Я услышал от твоего брата и от твоей матери, что ты болен: правда ли это?.. Скорее, скорее ответ.

                                                                            (В.Жуковский – А.Пушкину,
Апрель 1825 г.)

Вариант  2.

Милостливый государь, Александр Христофорович!
Государю императору угодно было через ваше сиятельство дозволить мне печатать «Историю Пугачёва» в одной из типографий, зависящих от его высокопревосходительства М.М.Сперанского: осмеиваюсь прибегнуть к Вашему сиятельству с покорнейшею просьбою дать знать о том куда следует.
С глубочайшим почтением и совершенной преданностию честь имею быть милостливый государь.

Вашего сиятельства
Покорнейший слуга
Александр Пушкин.

Вариант  3.

Любезнейший Михаил Евграфович (позвольте отложить в сторону церемонное: «милостливый государь»), я на днях получил вашу «историю одного города», переданную вами Анненкову. Душевно благодарю вас за память обо мне и за всякое удовольствие, которое доставила мне ваша книга: перечёл её немедленно. Под своей резко – сатирической, иногда фантатической формой, своим злобным юмором, напоминающим лучшие страницы Свифта, «история одного города» представляет самое правдивое воспроизведение одной из коренных сторон российской физиономии; «имеющий глаза, да видит», сказал бы я вместе с законодателем Беневоленским.

Вариант  4.

Мой дорогой Вася!
Итак, мой сын – лётчик. Твоим рукам стал послушен штурвал самолета, твоей стихией становится воздух. Вместе с тысячами молодых патриотов ты смело и гордо входишь в семью крылатых соколов, а в скором времени, пересев на истребитель или бомбардировщик, будешь боевым лётчиком Великой Отечественной Войны.
Я, твой отец, благословляю тебя на героические подвиги во имя счастья нашего народа. Помни, что я всегда рядом с тобой в любом бою, где бы ты ни был
До свидания, Вася, крепко обнимаю тебя.

Твой отец М.Водопьянов.

После 10 минут самостоятельной работы учащиеся делают выводы, самые основные заранее вынесены учителем на переносной доске.  Учащиеся сверяют их с самостоятельными умозаключениями, закрепляя т.о. полученную информацию.

Характерные признаки личного письма:

  • Включение в письмо не только общеупотребительных слов, но и просторечий, архаизмы, профессионализмы.
  • Речь письма синтаксически довольно разнообразна. Есть и простые короткие предложения и неполные предложения, предложения с однородными членами, с обращениями, вводные слова, междометия. Есть и сложные предложения. По цели высказывания предложения разнообразны ( повествовательные, вопросительные, побудительные)
  • Используются образные средства: эпитеты, сравнения, экспрессивные синонимы.
  • Слышится взволнованный тон.
  • Эмоционально-окрашенные  эпитеты, синонимы.
  • Использование риторических вопросов.

IV. Применение знаний, умений, навыков в новой ситуации

Учитель делает сообщение о том, что письмо как журналистский жанр возникло в результате приспособления формы личной и деловой переписки для нужд журналистики.

– Публикация писем – это уже не частная переписка между людьми. Ведь, будучи опубликованным, письмо становится достоянием не одного лица, а тысяч и даже миллионов людей.
В силу этого представлять данный жанр могут в полной мере только такие письма, которые затрагивают интересы важные для широкой аудитории.
При внесении в деловую или личную переписку идей, значимых для общества в целом, было необходимым условием становления письма как самостоятельного жанра журналистики.

Учащимся раздаются новые варианты карточек для самостоятельной работы, с ксерокопиями писем из периодических изданий последних лет.

Вариант 5.

                                Из «Обращения трудовых коллективов промышленных
                                                                   предприятий Кемеровской области
                                                                            к президенту РФ Ельцину Б.Н.,
                                             Председателю правительства РФ Путину В.В.»

(Комсомольская правда. 10 сентября.1999)

Уважаемый Борис Николаевич!
Уважаемый Владимир Владимирович!
Обратиться к Вам нас заставила невозможность остановить творящиеся в Кемеровской области беззаконие и чиновничий произвол. Больше года не прекращается развязанная губернатором Тулеевым А.Г. травля коллективов и руководителей нескольких ведущих предприятий Кузбасса, сотрудничающих с Металлургической инвестиционной компанией (МИКОМ)…  
Причём мало того, что эти бумаги по большей части содержат грубое искажение фактов и клевету, так они ежё обычно содержат опровергнутые комиссиями данные.

Вариант 6.

                                                      Из «Письма геолога» Владимира Калмыкова
                                                                              «Ответьте себе откровенно»

(Советская Россия. 2 сентября.1999)

…И вот мы потеряли всё, что имели, потому что не ценили завоеваний Советского Союза. Мне, геологу,  проработавшему почти во всех регионах Союза, особенно больно видеть, как продолжается разрушение сырьевой базы Советского союза предателями всех мастей, начиная с Горбачёва, Ельцина, Кравчука и Шушкевича…

Вариант 7.

                                             Из открытого письма Филиппу Киркорову в ответ
                                             на его интервью в газете «Московские ведомости»
                                            за 30 августа 1999 года певца Александра Новикова

(Московские ведомости. № 36.1999)

Ах, Филипп, Филипп! Вся твоя жизнь – враньё. Ты всю жизнь врёшь. Разноцветным враньём, - как, впрочем, и всё твоё творчество…начал ты давно. Конечно же, не тогда, когда, не участвуя в отборочном конкурсе на Евровидении, ты на него поехал. И когда ты поехал в Монте-Карло «представлять Россию» – ты тоже врал: никто в России тебя, кроме себя самого, туда не посылал. Ничего  ты для этого не сделал… И когда женился – тоже врал. Истошно, со сцены на всю страну: дёшево и громко… «Швалью», вишь, меня назвал. Хе-хе! И здесь ты врёшь… Всё врёшь, врёшь, врёшь, звездопедрила…

Вариант 8.

                        Из письма «Будем судиться с президентом и правительством»

(Зелёный мир. № 2.1997)

Граждане России! Широко известен и уже реализуется проект строительства высокоскоростной железной дороги Санкт-Петербург – Москва. Акционерное общество «Высокоскоростные магистрали» на глазах всей России уничтожает наше национальное достояние…

Даётся задание прочитать внимательно, сравнить с предыдущими вариантами, найти принципы построения характерные для обоих вариантов. И черты, указывающие на отличие одного типа письма т другого.
На работу учащимся даётся 5 минут после чего они делают вывод о том, что в двух разных письмах присутствует непосредственное обращение  автора к адресату. Кроме этого присутствует стремление автора побудить адресат к неотложным активным действиям.
По ходу работы задаётся вопрос:
В каком варианте писем побуждение к действию звучит призывнее?
Учащиеся без труда указывают на варианты 5, 6, 7, 8.
(Параллельно рассуждениям строим схему особенностей построения письма)
Попутно делается вывод о том, что с течением времени, несмотря на технические новшества письма не теряют, а только усиливают свой социальный статус.
Можно утверждать, что письмо стало одним из самых эффективных инструментов воздействия на широкий круг читателей.
Ещё  раз исследовав примеры вариантов писем, учащииеся называют характерные языковые особенности, благодаря которым письмо стало не просто средством общения.

Языковые особенности построения письма:

1. Непосредственное обращение к адресату.

2. Побуждение его к действию так как:

а) Содержит сокровенные помыслы
б) Позволяет выразить любые оттенки чувств
в) Чётко называет круг адресатов
г) Чаще всего содержит публичный вызов адресату, предлагает продемонстрировать личное мужество, интеллект, нравственную стойкость.
д) Иногда оно содержит публичное одобрение или публичную просьбу.
е) Утверждения автора всегда подкреплены убедительными и ясными фактами.

V. Подведение итогов уроков. Домашнее задание

Учитель комментирует работу учащихся на уроке. Выставляет оценки.
Интересуется, что нового они узнали о письме как о новом жанре эпистолярных произведений.
Учитель даёт домашнее задание написать письмо реальному адресату, цель и характер письма выбирается по желанию. На следующий урок учащиеся приносят полученные письма, и идёт работа по их редактированию.