Задачи:
- Создать условия для систематизации знаний по теме;
- Помочь учащимся выработать последовательность действий прри выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи;
- Воспитывать внимание.
Оборудование:
- карточки,
- таблицы-схемы,
- кроссворд.
Ход урока
I. Чтение и комментирование текста, записанного на доске.
(Не)ожиданно послышалось (не)громкое пение. Где-то (не)близко пела женщина. Егорушка оглядывался и (не)понимал, откуда эта странная песня. Ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она искренно убеждала кого-то, что она ни в чем (не)виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы (не)зной и (не)засуха: вины (не)было, но она все-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей (не)выносимо больно, грустно и жалко себя… (По А.Чехову)
- Каков стиль текста? Ответ обоснуйте.
- Кто может назвать, из какого произведения этот отрывок?
II. Формулирование темы и цели урока. Запись темы в тетради и на доске.
- Над какой темой будем сегодня работать на уроке?
- Объясните условия слитного и раздельного написания НЕ со словами.
- Актуальна ли тема сегодняшнего урока? Почему?
(Ответы: НЕ пишется слитно и раздельно; НЕ употребляется со всеми частями речи).
- А какие части речи мы уже изучили?
- Что будет главным сегодня на уроке?
(Ответы: сделать вывод, как нужно писать НЕ с разными частями речи; выработать последовательность действий, если нам попалось в тексте слово с НЕ)
III..Беседа.
- Как можно группировать правила на тему “НЕ с разными частями речи”? Какие части речи пишутся с НЕ одинаково?
(Ответы:
1) НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на о/е;
2) НЕ с глаголами и деепричастиями;
3) НЕ с причастиями;
4) НЕ с отрицательными и неопределенными местоимениями).
IV. Систематизация знаний по теме “НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на- о/е”.
- Восстановить схему и рассказать правило
- Синтаксическая пятиминутка.
Хорошо по жизни пронести счастье, (не) затронутое пулей, верность, (не) забытую в пути.4 - Индивидуальное задание по карточке.
Теперь он был не3 гадким утенком, а белым лебедем. - Работа с восстановленной схемой (лингвистический рассказ).
- Выборочный диктант (выписать слова с НЕ и определить, какому орфографическому правилу подчинено их написание).
а)
Я полюбил ненастный шум вечерний,
Огни в реке и Вологду во мгле. (Н. Рубцов)
б)
В местности этой невзрачной
Сладко мне спится
На сене под крышей чердачной. (Н.Рубцов)
в)
Потчевать велено, а неволить нельзя. (Пословица)
г)
Владимир кипел от негодования. (А.Пушкин)
д)
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе. (А.Пушкин)
е)
Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит оно;
В роковом его просторе
Много бед погребено. (Н.Языков)
ё)
Неправдой весь свет пройдёшь,
Да назад не воротишься. (Пословица)
ж)
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча. (М. Лермонтов)
6. Составить предложения со словами и словосочетаниями: не знание; незнание; не большая, а маленькая корзина; небольшая, но ценная посылка; неглубокая, но чистая речка; неглубокий ручеек; двигаться неторопливо; смотреть не весело, а грустно.
V. Повторение правила “НЕ с глаголами и деепричастиями”.
Вспомните глаголы – исключения и впишите их в кроссворд.
(Слова для справок:
1) ненавидеть,
2) негодовать,
3) недоумевать,
4) нездоровится,
5) неистовствовать).
Кроссворд “Глаголы - исключения с НЕ”
- как пишутся глаголы – исключения?
- как пишутся глаголы и деепричастии с НЕ?
- образуйте от этих глаголов деепричастия
2. Осложненное списывание (на месте многоточий вставить глаголы с НЕ)
1). Кто мать сыру землю любит, тот голоден…
2). Дело делать и за себя…, а кричит за всех .
3). Дело лени…
4).Без труда… и рыбки из пруда.
5). После драки кулаками …
6). Кто…, тот…
- О чем эти пословицы? Какой общей темой объединены?
- Чем является НЕ в глаголах и деепричастиях?
(Ответ: частицей)
VI. Повторение правила “НЕ с причастиями”.
– Чем отличается написание причастий с НЕ от существительных, прилагательных и наречий на о/е с НЕ?
(Ответ: причастия с зависимыми словами и причастия в краткой форме пишутся раздельно. В остальном причастия с НЕ пишутся так же, как наречия на о/е, прилагательные и существительные).
2. Игра “Четвертое лишнее” (Какое слово лишнее в каждом ряду?)
а) (Не)законченный портрет, (не)распустившийся цветок, (не)понимающий человек, (не)навидящий взгляд.
б) Зал (не)освещен, письмо (не)распечатано, ответы (не)подготовлены, (не)приятная весть.
в) (Не)начатая тетрадь; (ни)кем (не)исследованный край; (не)тронутый человеческой ногой; (не)спящий, а проснувшийся ребенок.
VII. Работа с карточками для самостоятельной работы.
(Не)кому доверить ответственное выступление. (Не)что похожее я уже видел. (Не)кого винить в произошедшем. Опоздал на (не)сколько минут. (Не)когда отдохнуть. (Не)чего сказать в оправдание. (Не)зачем возвращаться. (Не)откуда ждать помощи.
- К каким частям речи относятся выделенные слова?
- Как пишутся отрицательные и неопределенные местоимения и наречия с НЕ? (Когда НЕ, а когда НИ в местоимениях?)
Подберите к выделенным словам местоимения с предлогами.
(не к кому, не у кого, не с чем, не о ком)
- Чем является в этом случае НЕ?
3. Диктант с продолжением.(Читается часть предложения; слова, данные в скобках, ученики дописывают самостоятельно).
Поздно, а идти (некуда).Домой задали (несколько) упражнений.
Мне надеяться (не на кого)
Поговорить об этом даже (не с кем)
VIII. Сообщение (индивидуальное задание) на тему “С какими частями речи НЕ пишется всегда раздельно?”
(Вариант сообщения:
НЕ пишется раздельно с глаголами, деепричастиями, со словами категории состояния (не жаль, не грех, не надо, не раз, не время и др.), с прилагательными со значением цвета, относительными прилагательными, со словами, которые пишутся через дефис, с прилагательным и наречиями в сравнительной степени, с местояниями, кроме неопределенных и отрицательных (не их, не каждый, не я), с числительными.)
Объяснительный диктант.
(Не)ожиданная встреча; чувствовать (не)домогание; (не)замеченные охотниками следы; (не)растаявший снег на горных склонах; (не)распустившиеся лепестки; (не)созревшие хлеба; совсем (не)растерявшись; (не)смотря на угрозы; (не)смотря вниз; (не)смыкая глаз; (не)широко приоткрыть дверь; (не)серьезно, а легкомысленно; (не)примиримость к (не)достаткам; (не)торопливость, а медлительность; учиться никогда (не)поздно; (не)чаянный толчок; (не)жданный гость; (не)щадный зной; учиться вовсе (не)легко; быть в (не)ведении.
IX. Вывод.
- Чем является НЕ, когда слово пишется слитно? (Приставкой или входит в состав корня).
- А когда раздельно? (С частицей)
- Что нужно знать об отрицательных и неопределенных местоимениях? (НЕ является приставкой)
X. Алгоритм.
- Как нужно действовать, когда встречается слово с НЕ?
1) Употребляется слово с НЕ или нет?
2) Определить часть речи.
3) Вспомнить правило.
XI. Контроль знаний по теме (карточки контроля).
(Не)притворная грусть; (не)выглаженное с вечера белье; (не)далеко, а близко; (не)известность; (не)брежно касаться; (не)наш человек; (не)три, а тридцать три.