Тема: «Изменение глаголов по временам».
Цели:
- Подвести детей к выводу как изменяется глагол; продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся; развивать внимание к слову как лексической единице речи; воспитывать любовь к родному языку.
- Совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы.
- Воспитывать взаимопонимание, товарищество.
1. Организация класса (1 мин.)
– Закройте глаза и настройтесь на хорошую плодотворную работу. Девиз нашего урока:
«Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!»
2. Чистописание (5 мин.)
- Буква потерялась.
-ука, ово-и, товари-, -епка.
– Выпишите буквы Щщ правильно и красиво.
– А сейчас отправляемся в страну Великанов. Но, чтобы не затеряться, слова придется увеличить, да так, чтобы в каждом слове появилась буква ш: дом, город, комната. Запишите полученные слова.
– Какая часть слова нам помогла получить новые слова? (Суффикс)
– Выделите суффикс -ищ-.
– Что общего в этих словах? (Они все являются существительными)
– Что называется существительным?
– Какое слово лишнее? (Комнатища – ж. p.)
3. Словарная работа (7 мин.)
– Дописать вместо вопроса нужное слово: диктуют – диктант, излагают – изложение, упражняются – упражнение, сочиняют – ?
– Как вы понимаете смысл слова сочинение? (Древний корень -чин- в этом слове означает «порядок»; приставка со- имеет значение соединения, объединения; сограждане, соученики. Сочинение – соединение и расположение в определенном порядке мыслей на определенную тему.)
– Придумайте грамматические загадки про это слово. (В этом слове спрятались российский город-курорт на Черном море и две отрицательные частицы, оно отвечает на вопрос что?, это слово среднего рода. В этом слове по две буквы н, и, е, 5 слогов, 9 букв, 10 звуков, все согласные звуки, кроме первого, мягкие.)
– Запишите слово и напишите 3 однокоренных слова. (сочинить, присочинить, сочинитель). Какими частями речи являются эти слова?
4. Повторение изученного (5 мин.)
– Какие слова относятся к служебным частям речи?
– Какие – к самостоятельным?
– От какого слова вы образовали слово сочинение? (сочиняют)
– На какой вопрос оно отвечает?
– Что оно обозначает? Какой частью речи является?
– Кто же сформулирует определение «Что такое глагол?».
5. Постановка проблемы (1 мин.)
– Как изменяются глаголы?
6. Поиск решения
Работа в парах (5 мин.)
– Сейчас вы проведете исследовательскую работу. Перед вами стихи о черепашке (Приложение № 1). Вы должны найти и подчеркнуть все глаголы, и постараться рассказать о них по данному плану. Работаем в парах. Напоминаю правило. «Работаем дружно, сообща. Доказываем друг другу свое суждение. Находим правильный вариант. Выполняем задание».
Проверка (5 мин.)
– Итак, как изменяются глаголы? Сделайте вывод.
Чтение текста вывода по учебнику. С. 94.
7. Физминутка (2 мин.)
– Наклон назад – потянулись. Наклон вперед – легли на парту. Закройте глаза. Учимся бережно относиться к своему телу, любить себя. Положите руки на грудь. Делаем легкий массаж в области груди.
8. Закрепление пройденного
Работа в парах (6 мин.)
– А сейчас мы поиграем в следователя. Нам нужно установить личность одного человека. Мы знаем только о его действиях. Они записаны у вас на Приложении № 2. Это все, что нам известно. Под подозрением у нас:
- Клавдия Васильевна, бывшая ткачиха, сейчас пенсионерка, нянчит внучку Любочку.
- Семен Семенович, бывший моряк, сейчас учится в педагогическом институте, будущий учитель физкультуры.
- Руслан Русланович, в прошлом заядлый турист, сейчас студент, будущий конструктор.
– Чтобы вам было легче работать, попробуйте расписать все действия нашего подозреваемого в 3 столбика.
Настоящее время |
Прошедшее время |
Будущее время |
(что делает?) | (что делал?) (что сделал?) |
(что сделает?) (что будет делать?) |
Проверка (3 мин.)
– Придумать и записать по2 слова в каждый столбик.(3 мин.)
9. Рефлексия (1 мин.)
– Ребята, если вы довольны собой, поставьте –
"!"
Если вы не довольны "–"
Если вам нужно кое-что выяснить "?"
10. Задание на дом (1 мин.)
– № 349.