Урок русского языка "Изменение глаголов по временам"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Тема: «Изменение глаголов по временам».

Цели:

  • Подвести детей к выводу как изменяется глагол; продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся; развивать внимание к слову как лексической единице речи; воспитывать любовь к родному языку.
  • Совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы.
  • Воспитывать взаимопонимание, товарищество.

1. Организация класса (1 мин.)

– Закройте глаза и настройтесь на хорошую плодотворную работу. Девиз нашего урока:

«Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!»

2. Чистописание (5 мин.)

  • Буква потерялась.

-ука, ово-и, товари-, -епка.

– Выпишите буквы Щщ правильно и красиво.

– А сейчас отправляемся в страну Великанов. Но, чтобы не затеряться, слова придется увеличить, да так, чтобы в каждом слове появилась буква ш: дом, город, комната. Запишите полученные слова.

– Какая часть слова нам помогла получить новые слова? (Суффикс)

– Выделите суффикс -ищ-.

– Что общего в этих словах? (Они все являются существительными)

– Что называется существительным?

– Какое слово лишнее? (Комнатища – ж. p.)

3. Словарная работа (7 мин.)

– Дописать вместо вопроса нужное слово: диктуют – диктант, излагают – изложение, упражняются – упражнение, сочиняют – ?

– Как вы понимаете смысл слова сочинение? (Древний корень -чин- в этом слове означает «порядок»; приставка со- имеет значение соединения, объединения; сограждане, соученики. Сочинение – соединение и расположение в определенном порядке мыслей на определенную тему.)

– Придумайте грамматические загадки про это слово. (В этом слове спрятались российский город-курорт на Черном море и две отрицательные частицы, оно отвечает на вопрос что?, это слово среднего рода. В этом слове по две буквы н, и, е, 5 слогов, 9 букв, 10 звуков, все согласные звуки, кроме первого, мягкие.)

– Запишите слово и напишите 3 однокоренных слова. (сочинить, присочинить, сочинитель). Какими частями речи являются эти слова?

4. Повторение изученного (5 мин.)

– Какие слова относятся к служебным частям речи?

– Какие – к самостоятельным?

– От какого слова вы образовали слово сочинение? (сочиняют)

– На какой вопрос оно отвечает?

– Что оно обозначает? Какой частью речи является?

– Кто же сформулирует определение «Что такое глагол?».

5. Постановка проблемы (1 мин.)

– Как изменяются глаголы?

6. Поиск решения

Работа в парах (5 мин.)

– Сейчас вы проведете исследовательскую работу. Перед вами стихи о черепашке (Приложение № 1). Вы должны найти и подчеркнуть все глаголы, и постараться рассказать о них по данному плану. Работаем в парах. Напоминаю правило. «Работаем дружно, сообща. Доказываем друг другу свое суждение. Находим правильный вариант. Выполняем задание».

Проверка (5 мин.)

– Итак, как изменяются глаголы? Сделайте вывод.

Чтение текста вывода по учебнику. С. 94.

7. Физминутка (2 мин.)

– Наклон назад – потянулись. Наклон вперед – легли на парту. Закройте глаза. Учимся бережно относиться к своему телу, любить себя. Положите руки на грудь. Делаем легкий массаж в области груди.

8. Закрепление пройденного

Работа в парах (6 мин.)

– А сейчас мы поиграем в следователя. Нам нужно установить личность одного человека. Мы знаем только о его действиях. Они записаны у вас на Приложении № 2. Это все, что нам известно. Под подозрением у нас:

  • Клавдия Васильевна, бывшая ткачиха, сейчас пенсионерка, нянчит внучку Любочку.
  • Семен Семенович, бывший моряк, сейчас учится в педагогическом институте, будущий учитель физкультуры.
  • Руслан Русланович, в прошлом заядлый турист, сейчас студент, будущий конструктор.

– Чтобы вам было легче работать, попробуйте расписать все действия нашего подозреваемого в 3 столбика.

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

(что делает?) (что делал?)
(что сделал?)
(что сделает?)
(что будет делать?)

Проверка (3 мин.)

– Придумать и записать по2 слова в каждый столбик.(3 мин.)

9. Рефлексия (1 мин.)

– Ребята, если вы довольны собой, поставьте – "!"
Если вы не довольны "–"
Если вам нужно кое-что выяснить "?"

10. Задание на дом (1 мин.)

– № 349.

Презентация