Данный урок – урок закрепления изученного материала о правописании букв О-Е после шипящих и Ц в форме игры “Космическое путешествие”. Считаю, что подобные уроки-игры способствуют быстрому приобретению навыков грамотного письма. Для себя я поставила цель: обеспечить процесс закрепления правил написания букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях и корнях имен существительных, а также объединить теоретические положения и свести к минимуму правила написания. Уже в 5-ом классе учащиеся пропедевтически изучают правила написания букв О-Е после шипящих и Ц не только в корнях и окончаниях имен существительных, но и в суффиксах и в окончаниях как именных, так и глагольных частей речи. Основная цель метода – преодоление возникающей при традиционном изучении орфографии психологической интерференции. Использование метода позволяет значительно разгрузить программу, сосредоточить усилия на формировании практических умений и навыков. Простое правило, входящее в состав сводного, не имеет противоположных вариантов решения орфографической задачи, что предотвращает смешение результатов при применении правила. Алгоритм применения обобщенного правила не превышает 3-х шагов, что позволяет легко запомнить порядок его применения.
Урок закрепления знаний в форме игры “Космическое путешествие”.
Цели:
- обеспечить закрепление правил написания букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных и в корнях слов;
- разработать алгоритм написания; содействовать развитию творческих возможностей учащихся;
- объединить теоретические положения и свести к минимуму правила написания;
- создать условия для чувства воспитания гордости за свою Родину, соотечественников-космонавтов.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран.
Слайды в презентации: изображение ракеты, портрет Ю.А. Гагарина, слова-исключения, алгоритм, фонограмма песни в исполнении учениц, задание к игре “Четвёртое лишнее”, ответы на задание “Диктант при помощи перфокарты”.
Раздаточный материал: наборы из букв А, B, C, D на партах у каждой команды, карточки – задания, циферблаты, перфокарты, разноцветные клейкие квадратики для проведения рефлексии “Координаты”.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в космическое путешествие на ракете. Из предыдущих уроков вы знаете о правописании букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных и в корнях слов. Я бы хотела, чтобы каждый из вас поставил перед собой цель сегодняшнего урока. Посовещайтесь в экипажах.
- Итак, наша задача – повторить изученный материал и закрепить правила написания букв О-Е после шипящих и Ц. В конце урока вы дадите мне знать, выполнили ли вы эту задачу.
- Как вы думаете, почему именно в космическое путешествие отправляемся мы сегодня? (Апрель – месяц первого космического полета).
- Кто же был первым космонавтом Земли? (Ю.А. Гагарин)
- Мы гордимся тем, что Ю.А. Гагарин – наш соотечественник. А есть ли среди вас те, кто хотел бы стать космонавтом?
- Итак, приготовьтесь к космическому путешествию. Пристегните ремни. Наша ракета готова к взлету. 3-2-1. Пуск! Но что за космонавт, который не знает, как грамотно писать слова! Я уверена, что вы докажете, что достойны быть космонавтами.
2. Закрепление изученного материала.
а) Игра “Четвёртое лишнее”.
- Какое из данных слов не относится к изученной орфограмме?
А. Врачом
Б. Товарищем
В. Скворцом
Г. Космонавтом
- Посовещайтесь в экипажах. Капитаны, покажите правильный ответ. Первым дал верный ответ капитан экипажа № _ . Почему “космонавтом” лишнее слово? Ваша команда получает право рассказать изученное дома правило первыми. (По очереди учащиеся рассказывают правило друг другу).
б) Самостоятельная работа.
Из упражнения № 540 выписать только те словосочетания, в которых имеются слова с буквами О-Е после шипящих и Ц в окончаниях.
- Какие словосочетания вы записали? (Заросло камышом, выращивать птенцов, прилетают с добычей, жир под кожей, лютой стужей, схвачен лисицей, ждать скворцов, любуюсь птицей).
- Проверим грамотность при помощи циферблатов.
Учитель зачитывает слово, учащиеся показывают гласную на циферблате, объясняют выбор, пользуясь алгоритмом.
Рисунок 1.
Послушайте песню на это правило в исполнении Лены и Аллы. (На мотив песни “Наш сосед”).
Сколько слов встречаем сложных:
“Рощей”, “пальцем”, “молодцом”.
Разобраться невозможно
“Е” в них ставить или “О”.
Чтобы в трудном положенье
Не ударить в грязь лицом,
Там, где слог под удареньем,
Надо ставить только “О”.
А трудней, чем мы назвали:
“Дачей”, “улицей”, “скворцом”.
Разберешься в них едва ли
“Е” в них ставить или “О”.
Так оставьте все сомненья,
Чтоб не думать, не гадать,
Там, где слог без ударенья,
“Е” поставь – получишь “пять”.
в) Повторение правила написания букв О-Е после шипящих в корнях слов.
Один ученик рассказывает правило, капитаны получают карточки с деформированными словами и выходят к доске. На карточках написано по одному слову с пропущенными буквами. Такие же карточки, но без пропуска букв получает каждый экипаж.
- Капитаны, ваша задача вставить пропущенную букву, объяснить выбор, пользуясь алгоритмом, разобрать слово по составу. Экипаж составляет с этим же словом, что и у капитана, предложение на тему “космос”, “космонавтика” и записывает его в тетради.
(Слова для карточек: задач.й, рощ.й, товарищ.м, ш.пот.)
Одновременно учитель вызывает к доске еще одного ученика: вставить пропущенные буквы в опорных словах, написанных на доске для сочинения, и выделить орфограмму графически.
Проверка работы у доски, затем в экипажах.
- Какие предложения вы составили с данными словами? (Солнечным лучом освещается наша планета. Ю.А. Гагарин справился с возложенной на него задачей. Перед стартом Ю.А. Гагарин любовался берёзовой рощей. Между солнцем и землёй большое космическое расстояние.)
Физкультминутка
Мы весёлый экипаж, (ходьба на месте)
Мы и самый дружный класс, (хлопают)
Космонавтами мы будем, (подпрыгивают)
Орфограммы не забудем! (кивают головой)
1, 2, 3, 4, 5 (шагают)
Продолжаем мы летать! (машут руками)
г) Повторение слов-исключений из правила О-Ё в корнях слов.
Слова-исключения на экране:
Пишется О:
Шорох, чокаться, трущоба,
Жом, изжога и чащоба,
Шов, крыжовник и обжора,
Шомпол, чопорный и шоры,
Шоколад, шоссе, шофер -
Вот и весь набор.
Пишется Ё:
Бечёвка, ночёвка и раскорчёвка,
Тяжёлый, дешёвый, стажёр, ухажёр,
Печёнка, тушёнка и дирижёр.
Задание: по памяти записать исключения на О (1,2 экипажи), на Ё (3, 4, экипажи) за условленное время (1 мин.). Необходимо записать как можно больше слов.
Слова исчезают с экрана. Самостоятельная работа. Проверка самостоятельной работы.
- Кто успел записать все слова за одну минуту?
- Прошу дописать те слова, которые не успели написать, проверить грамотность. (Снова включаю слайд).
- Составьте с одним из слов-исключений предложение на космическую тему.
д) Творческое задание. Сочинение-миниатюра на тему “Наша планета – Земля”.
- Представьте, что мы встретили инопланетян. Что бы вы могли рассказать о нашей планете, если бы они попросили вас об этом?
Опорные слова для сочинения: освещается лучом, наслаждаться пейзажем, берёзовой рощей, весёлым шорохом, детский шёпот, жёлтый одуванчик.
Самостоятельная работа. Проверка (сочинения зачитывают 2-3 ученика).
е) Работа с перфокартой.
- Это самое ответственное задание в нашем космическом путешествии.
Слова для диктанта с перфокартой:
экипаж_м | встреч_й | храбрец_м |
солнц_м | ж_лтым | молодц_м |
ш_лком | рощ_й | туч_й |
дач_й | скворц_м | ключ_м |
врач_м | ш_рохом | ш_потом |
На экране – слайд с правильными ответами на задание. Самопроверка. Критерии оценок – на экране.
- Вы – настоящие космонавты!
3. Итог урока.
Рефлексия “Координаты” (уходя с урока, учащиеся прикрепляют клейкие квадратики на плакат, разделённый на 4 сектора: 1) всё понял, 2) ничего не понял, 3) урок понравился, 4) урок не понравился).
Задание на дом: п. 88; упр. 538 или 539 (по выбору учащихся).