Русский язык
-
Работа над ошибками как средство преодоления неграмотности 2008
Работа над ошибками, допущенными учащимися на письме, является важнейшим звеном в системе обучения русскому языку. Она имеет огромное значение для выработки умения самостоятельно излагать свои мысли в устной и письменной речи, а также играет важную роль в борьбе с неуспешностью.
-
Урок русского языка в 10-м классе 2008
Данный материал содержит описание урока русского языка (урока развития речи) в 10 классе. Тема урока: "Работа по тексту". Урок рассчитан на 2 часа. На первом уроке идет совместная подготовка к сочинению, т.е. работа по тексту: выявление темы, проблемы текста, формулировка и умение комментировать эту проблему. Работа идет по критериям 1 и 2 части С ЕГЭ по русскому языку. На втором уроке ребята уже самостоятельно работают по тексту, выявляют тему, основную мысль, формулируют проблему и комментируют её. Выдвигается некая условная формула, клише по выявлению проблемы текста в так называемых "трудных" текстах. На уроке используется ИКТ: интерактивная доска, слайды.
-
Лабораторная работа по русскому языку по теме "НЕ с разными частями речи", 7-й класс 2008
На данном уроке применяются словесные приёмы (рассказ, объяснение, беседа), наглядные приёмы (иллюстрации), практические приёмы (лабораторная, практическая, самостоятельные работы). На уроке осуществляется углублённо-ассоциативная отработка важнейших понятий, составляется сопоставительная таблица правописания "не" с разными частями речи. На уроке применяются методы закрепления материала, повторения, обобщения, контроля знаний.
-
Методическое пособие "Все о приставках" 2008
Данное методическое пособие было сделано с целью помочь учащимся в обобщении знаний, умений и навыков в освоении правил правописания приставок. Суммируя ошибки, допускаемые учениками, я пришла к выводу о необходимости создания чёткой классификации трёх групп приставок.
-
Урок русского языка в 11-м классе по теме "Искусство вести дискуссию, или Истина рождается в споре" 2008
Урок русского языка призван научить выпускников правильно вести дискуссию. Умение дискутировать необходимо каждому образованному человеку. Умело вести дискуссию - значит ясно и четко формулировать тезис, выстраивать доказательства в соответствии с законами логического мышления, убедительно доказывать свою точку зрения, правильно вести себя во время спора.
-
Урок развития речи для учащихся 9-го класса "Использование различных стилей в художественном произведении" 2008
Цель урока: формировать у учащихся образное мышление, обосновывать принципы сближения и соединения разных понятий при создании словесного образа, учить видеть смысловые связи между понятиями, сближенными в художественном контексте.
-
Урок в 5-м классе по теме "Графика. Алфавит" 2008
По типу урок комбинированный, где используются различные формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная. На уроке используются задания, которые призваны стимулировать мыслительную деятельность школьников, формировать их творческое воображение, образное мышление.
-
Урок-практикум по теме "Деепричастие" в 7-м классе 2008
По типу урок обобщения и систематизации изученного. Форма проведения - урок-практикум, в основе которого лежит повторение и обобщение знаний о деепричастии. Через творческие упражнения идет закрепление орфографических умений и навыков, развиваются умения правильно строить свою речь в соответствии с нормами и стилями литературного языка. Учащиеся делают вывод , что деепричастия способствуют тому, чтобы наша речь была более точной, выразительной.
-
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Вводные слова и предложения", 8-й класс 2008
Cтатья представляет собой план проведения урока по русскому языку. К статье прилагаются тестовые наборы.
-
Дидактический материал к учебнику русского языка 8-го класса якутской школы по теме: "Сложное предложение" (на материале произведений В.Г. Короленко) 2008
Предлагаемый дидактический материал дополняет учебное пособие по русскому языку для 8-го класса. Данные практические материалы могут применяться на традиционных уроках, на уроках-зачетах и на занятиях по развитию речи. Представленные упражнения помогут также успешно подготовиться к устным экзаменам, к ЕГЭ.
-
Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Фонетика. Двойная роль букв е, ё, ю, я " 2008
В разработке открытого урока рассказывается об организации учебной деятельности при помощи дифференцированного подхода. Обращается особое внимание на внутреннюю побуждающую мотивацию ученика к индивидуально повышенной работоспособности на уроке. При данном подходе у ребят формируются навыки самоконтроля, умение выделять главные, умение сравнить. Учителю данный вид урока помогает определить уровень развития произвольного и непроизвольного внимания ученика, определить критичность их мышления, тип памяти, и тогда, учитывая реальные возможности всех учащихся, можно организовать продуктивную деятельность всего класса.
-
Открытый урок по теме "Односоставные предложения" 2008
Урок, цель которого – дать учащимся понятие «определенное предложение» (ОП), познакомить их с основными группами. Показать отличительные признаки ОП, а также совершенствовать навыки синтаксического разбора. Используя на уроках возможности интерактивной доски, можно добиться высокого качества уровня знаний учащихся по русскому языку, повысить познавательную деятельность и их интерес к уроку.
-
Урок русского языка в 9-м классе на тему "Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными. Пунктуация. Синтаксическая синонимия" 2008
Представлен конспект урока русского языка в 9-м классе (2 часа). Урок построен в соответствии с технологией развития критического мышления через чтение и письмо, включает разработку всех трёх стадий. Тип урока - работа с информационным текстом. Основные приёмы работы: верные и неверные утверждения, восстановление слепой схемы, маркировка предложений, парная мозговая атака, инвентаризация знаний, кластер, инсерт, составление сводной таблицы. Урок призван обеспечить усвоение теоретических сведений и формирование прочных умений.
-
Урок развития речи. Тема: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанных текстов". 5-й класс 2008
Урок проводится с целью закрепить изученные орфограммы и постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, в предложениях с однородными членами предложения; организовать деятельность учащихся при подготовке к написанию сочинения-рассуждения.
-
Мультимедийный интегрированный урок (математика + русский язык) на тему "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Имя числительное" 2008
Представлен конспект интегрированного урока по теме: "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Имя Числительное".
-
"Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного языка" 2008
Для того чтобы познакомить детей с удивительным сказочным языком, показать, какими художественными приемами и средствами создается "сказочная обрядность" и достигается та прозаическая ясность языка волшебных сказок, которая не перестает восхищать при каждом обращении к тексту народных сказок, мы проводим "Лингвистическую экспедицию в страну Сказочного Языка".
-
Изучение эмоционально-экспрессивной лексики в школе 2008
В своей коммуникативной функции язык служит не только для выражения мыслей людей, но и для выражения их чувств, переживаний, воли, то есть слова нашего языка могут не только называть какие-либо явления действительности, но и выражать субъективное (положительное или отрицательное) отношение говорящего к данным явлениям. Слова, имеющие выраженную языковыми средствами эмоциональную окрашенность (типа бабуся, миленький, духотища), бранные слова (мерзавец, негодяй) и междометия (Браво! Чёрт побери!) обладают яркой эмоциональной окраской. Словарь-справочник лингвистических терминов Д.И. Розенталя и М.А. Теленковой классифицирует их как эмоциональную лексику.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Суффикс — значимая часть слова" 2008
Учитель спланировал урок-путешествие, на котором в ходе беседы, самостоятельной работы учащиеся приходят к выводу, что суффикс - это значимая часть слова. Нетрадиционная форма урока, наличие заданий творческого характера позволяют не только поддерживать познавательный интерес учащихся на протяжении всего урока, но и развивать их интеллектуальные и творческие способности.
-
Реализация воспитательного потенциала уроков русского языка 2008
Автор предлагает фрагмент рабочей программы по русскому языку в 5-м классе, целью которой является формирование и развитие жизненно необходимых качеств школьников. Данные материалы разработаны на основе учебной программы под редакцией Т.А. Ладыженской.
-
Ключевые слова в тексте 2008
Урок развития речи в 7-м классе, на котором вводится понятие ключевых слов и формируется навык поиска таких слов и определения их роли в тексте.
-
Согласные звонкие и глухие 2008
Урок русского языка в 5-м классе по изучению нового материала "Звонкие и глухие согласные", на котором вводится понятие звонкости–глухости согласных и формируется умение различать их.
-
Урок-открытие по теме "-НН- в суффиксах причастий и -Н- в суффиксах прилагательных, образованных от глагола", 7-й класс 2008
Данная тема считается одной из самых трудных. В связи с этим для более успешного усвоения материала в основу урока положена методика продуктивного (эвристического) обучения, строящаяся на основе: "познания", "освоения", "исследования", "создания", "сочинения", "составления".
-
Тема урока в 9-м классе "Использование стилистических фигур в письменной речи" (подготовка к итоговой аттестации в новой форме) 2008
Урок в 9-м классе "Использование стилистических фигур в письменной речи " в рамках подготовки к итоговой аттестации в новой форме призван дать учащимся представление о том, что стилистические фигуры - это не только прерогатива великих русских писателей. Это средство, которым нужно научиться пользоваться в своей письменной речи, чтобы она была образной, выразительной, красивой. Этот урок является продолжением серии уроков, которые включали уже в себя знакомство с основными стилистическими фигурами речи, назначением и целью их использования в тексте.
-
Личностно-ориентированный урок на тему "Имя существительное" 2008
Урок вызван пробудить интерес к русскому языку, развить творческое мышление у ребят. Личностно ориентированный подход на уроке осознанную ориентацию учителя на личность ученика, что является условием его развития.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5–6-х классов 2008
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5–6-х классов в форме игры в КВН. Цель мероприятия: воспитание интереса к предмету, развитие творческих способностей детей. При проведении таких КВНов используется много эффектных приемов.
-
Энциклопедия слова 2008
Проработав в школе более двадцати лет, я нашла способ повысить мотивацию к изучению русского языка и чтению художественной литературы. Мы с ребятами создаем энциклопедию слова. В чем заключается эта учебная исследовательская работа?
-
"Употребление имен прилагательных в речи" 2008
Работа посвящена изучению имен прилагательных в речи.
-
Презентация по теме "Причастие" 2008
Продолжая работу по теме причастие, я предлагаю новые фрагменты презентации, которые могут использоваться на разных уроках по теме "Причастие". Особое внимание уделено работе с причастным оборотом.
-
Обобщение по теме "Местоимение" 2008
Обобщающий урок русского языка в 6-м классе по теме "Местоимение" - один из уроков-путешествий по карте Вселенной русского языка. В занимательной форме подводятся итоги изучения темы.
-
Урок русского языка. "Виды омонимии" 2008
На уроке продолжается работа, начатая при рассмотрении темы "Однозначные и многозначные слова". Понятие омонимов дается в сопоставлении с многозначностью слова. Материал урока позволяет организовать работу в игровой форме, используя творческие задания на употребление омонимов в загадках, каламбурах.