Урок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова"

Разделы: Русский язык


Образовательные задачи:

  1. Повторить изученное по теме “Лексика.
  2. Научить различать прямое и переносное значение слова, употреблять в речи слова в переносном значении.

Развивающие задачи:

  1. Развивать творческую активность учащихся.
  2. Обогащать словарный запас языка, совершенствовать грамматический строй речи учащихся.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку.
  2. Совершенствовать учебные умения и навыки.

Тип урока: Урок закрепления и применения новых знаний на практике. Для выполнения всех видов работ на уроке и их проверки используется интерактивная доска.

Структура урока.

I. Организационный момент. Постановка задачи.

II. Повторение изученного.

Терминологический диктант.

По толкованию слова определить слово и записать его в начальной форме. У доски 1 ученик работает.

  1. Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)
  2. Словарный состав языка называется …(лексика)
  3. То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)
  4. Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)
  5. Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)
  6. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)

III. Усвоение нового материала.

1. - Ребята, давайте запишем термины “прямое”, “переносное значение”. Сегодня мы с вами будем выяснять, что означают эти слова.

Прослушивание строк из “Сказки о царе Салтане” А.С. Пушкина (Учащийся читает наизусть)

- Что значит слово “золотой”?

Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.

“Золотые скорлупки”, то есть скорлупки из золота. Слово “ золотой” употребляется в прямом значении.

Прослушивание отрывка из стихотворения поэта И.Никитина (Учащийся читает наизусть).

Золотые нивы,
Гладь и блеск озер,
Светлые заливы,
Без конца простор.

- Что значит “золотые нивы”?

Похожие на цвет золота. Здесь у слова на основе сходства по цвету появилось переносное значение.

- Таким образом слово “золотой” может иметь и прямое, и переносное значение.

2. Работа с лингвистическим текстом (чтение, ответы на вопросы).

- Что вы узнали о прямом и переносном значении слов?

IV. Закрепление.

Задание 1:

На доске схема.

Задание учащимся: закончить построение схемы.

Схема должна иметь следующий вид:

Задание 2:

Распределить словосочетания в два столбика соответственно схеме (Словосочетания диктует учитель):

Тяжелый чемодан, легкая рука, железная дисциплина, железный гвоздь, олимпийские игры, тяжелый характер, холодный ветер.

Самостоятельная работа.

1. Запись под диктовку.

Дождь уснул. От солнца же поднялась суета ветра, взъерошились деревья, забормотали травы и кустарники. И даже сам дождь снова встал на ноги, разбуженный щекочущей теплотой, и собирал свое тело в облака.

Задание: объяснить орфограммы, подчеркнуть основы предложений и указать, в каком значении употреблены глаголы (в прямом или переносном).

Самопроверка.

На доске записан текст с выполненным заданием.

2. Тест на закрепление изученного материала.

На парте у каждого ученика имеется экземпляр теста.

Задание: выпишите букву, обозначающую правильный ответ.

Тест.

1. Словарный состав языка изучает наука:

А) фонетика
Б) синтаксис
В) лексикология
Г) пунктуация

2. Слово употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях:

А) каменное сердце, строить мост
Б) жар солнца, каменное здание
В) золотые слова, строить планы

3. В каком ряду слова являются многозначными:

А) звезда, искусственный, каменный;
Б) единственный, жалюзи, жокей;
В) каменистый, кафтан, композитор

V. Подведение итогов уроков.

Оценка участия в уроке

VI. Домашнее задание.