Русский язык – инструмент развития и средство воспитания

Разделы: Русский язык


В средних специальных учебных заведениях, осуществляющих подготовку кадров на базе неполной средней школы, русский язык занимает скромное место. Но и в этих условиях занятия по русскому языку позволят решить ряд важных проблем, в том числе в плане воспитания будущего специалиста.

Особенно она актуальна в наше время, время глобальных перемен и свершений, экономической и политической нестабильности и, к сожалению, разрушения и потери моральных и нравственных ценностей, распада общественного сознания в основном, среди молодежи. Этому поколению выпало на долю жить в нелегкое, противоречивое время, когда старые ценности разрушены, а новые создаются с большим трудом.

Наша тема актуальна тем, что не только подростки, но и вполне взрослые, зрелые люди, граждане Российской федерации, считающие себя русскими людьми, жителями страны, которая имеет великую историю, историю русского языка, незабвенное прошлое, не имеют элементарных знаний в области своего родного языка.

Ежедневная работа и общение со студентами позволяет нам достаточно низко оценить уровень развития языковых личностей. Выводы, да и прогнозы, к сожалению, не утешительные.

Свои первые стихи А.С. Пушкин написал в раннем детстве, а по окончании лицея им были уже созданы достаточно серьезные произведения. Гоголь создал “Вечера на хуторе близ Диканьки” в возрасте 19 лет. Вряд ли их нынешние ровесники способны написать нечто подобное. Включена необратимая программа деградации.

Этому способствует множество причин. Первая: стремительное развитие НТП; массовая компьютеризация, которая, как известно, имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Компьютеризация, как известно, открывает массу возможностей для приобретения различного рода информации. С одной стороны это доступ к знаниям, к научной информации. Это положительный момент. С другой стороны возникает следующая проблема: студенты и школьники становятся пассивными в самостоятельной работе, так как отпадает необходимость работать непосредственно с первоисточниками и различного рода научной литературой. Кроме того, тесное общение с Интернетом создает все условия для всесторонней деградации молодого поколения.

Культура речи - как устной, так и письменной остается на очень низком уровне. Об этом свидетельствуют самые разнообразные стилистические ошибки, которые встречаются в сочинениях, в разговорной речи.

Уроки русского языка должны вооружать учащихся речью-инструментом познания. Хорошее владение русским языком облегчает учащимся усвоение и других учебных дисциплин, в том числе и профилирующих. Изучая русский язык, учащиеся не только должны приобретать речевые навыки, учиться мыслить, развиваться, готовиться к активному и творческому участию в жизни государства. Известно, что одна из ведущих задач учебного заведения – воспитание учащихся. Курсу русского языка здесь отводится особое место. Ведь язык является одновременно и источником и средством развития и воспитания.

Чтобы родной язык как учебная дисциплина выполнял свою образовательно-воспитательную функцию, обучение ему должно быть основательным, преподаватель должен помочь учащимся усвоить его сознательно, научить пользоваться им на практике. Из этого вытекает один из важнейших путей развития и воспитание на уроках русского языка - правильная постановка курса языка в учебном заведении, а следовательно, привитие серьезного и ответственного отношения к нему со стороны учащихся.

С большим сожалением приходится констатировать, что образовательно – воспитательную функцию возможности курса русского языка в ряде средних специальных учебных заведений используются далеко не полностью. Многие преподаватели иностранных языков делают в этом отношении больше, чем преподаватели - русисты.

Обычно на одном из первых занятий по иностранному языку говорится о месте данного языка в системе языков, о распространенности в мире. К сожалению, очень редко приходится слышать что-нибудь подобное о русском языке. В то же время известно, какую роль играли, например, английский и испанский языки, завоевывая позиции в той или иной стране.

Иную роль в мире играет русский язык. И об этом непременно нужно сказать. Русский язык изучают все народы России, жители стран ближнего и дальнего зарубежья. И делают это не по принуждению, а совершенно добровольно.

В наше время широкое распространение получил русский язык за рубежом. Он (наряду с английским, французским, испанским и китайским) получил статус одного из мировых языков. И это закономерно: на нем созданы произведения наших выдающихся ученных и писателей. Русским языком пользуются в качестве официального языка во многих международных организациях.

Необходимо донести до учащихся следующее. Сейчас каждая шестая книга в мире издается в России: на русском языке публикуется около 50% мировой научной информации в области техники и медицины; более 200 наших журналов переводится в США. Русский язык изучают в учебных заведениях почти 100 стран мира, а общее число владеющих русским языком составляет около 500 млн. человек.

Русский язык – один из самых богатых, сильных и выразительных языков мира. Богатство русского языка заключается, прежде всего, в его грамматике. Большое количество слов и разнообразие грамматических форм дают возможность выразить на русском языке тончайшие оттенки мыслей и чувств.

Уже в дошкольном возрасте дети овладевают большим запасом слов и практически усваивают элементы грамматики. Однако, как показывает опыт, с возрастом ситуация развития языковой личности приобретает форму обратного процесса. Среди учащихся средней школы наблюдается прогрессирующая лингвистическая деградация; Словарный запас большинства современных учащихся мало, чем отличается от словарного запаса Эллочки Щукиной из незабвенного произведения Ильфа и Петрова. К сожалению, процесс необратим. В речи учащихся изобилируют лексические, грамматические, стилистические ошибки. Это касается и учащихся техникумов. Главная причина – полнейшее игнорирование чтения художественной литературы: компьютеризация вытеснила основу духовного, нравственного и интеллектуального формирования личности. Как следствие этого – неумение формулировать свою речь (устную и письменную). Соответственно у современных учащихся отсутствует навык замечать в своей речи и в речи других ошибки в орфоэпических нормах, в произношении и употреблении слов, в построении предложений и др. Задача преподавателя-словесника – научить (и приучить) учащихся работать над развитием речи, замечать речевые ошибки, воспитывать речевую бдительность. В этом – один из эффективных путей реализации идеи развития и воспитания в связи с изучением родного языка.

Учащиеся охотнее изучают и лучше усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы оказывают на них и более сильное образовательно-воспитательное воздействие.

Отсюда и путь реализации идеи развития и воспитания на материале языка – привитие учащимся любви к русскому языку. Как известно, И.С. Тургенев назвал наш язык “великим и могучим”. Нужно раскрыть, показать на примерах эти качества русского языка, это также поможет воспитать любовь к нему.

Однако привитие любви к родному языку, воспитание чувства гордости за него - это лишь исходный этап в воспитательной работе на уроках русского языка. Главное – добиться, чтобы эта любовь была действенной, чтобы она побудила учащихся к сознательному и глубокому изучению языка. Нужно раскрыть роль русского языка не только как инструмента познания, но и как средство постоянного общения, в том числе в процессе будущей деятельности специалиста. Эта мысль должна руководить учащимися на протяжении всей работы в области изучения родного языка.

Уже на первых уроках русского языка в техникуме необходимо познакомить учащихся с основными требованиями к устной речи. Они в кратком виде могут быть изложены так.

Культурная, грамотная речь – это, прежде всего, речь правильная, ясная, чистая.

Правильная речь – это речь литературная, это речь, в которой соблюдены нормы ударения, произношения, словоупотребления, грамматики и стилистики.

Ясной является речь, которая соответствует мысли, предмету высказывания, это речь, в которой мысль выражена однозначно и не допускает двоякого понимания. Например, предложение “Сады окружают поля” может быть понято так, что и “Сады окружены полями” и “Поля окружены садами”.

Чистая речь – это речь, свободная от лишних слов: (словозаменителей) так сказать, ну, короче, вот, это самое, вообще-то; (слов, находящихся за пределами литературной нормы); американизмов и т.д.

Следует знать, что из употребляемого в речи правильно, а что нет:

Например:

Неправильно Правильно
От тысяча двести до три тысячи От тысячи двухсот до трех тысяч восьмисот.
восемьсот.
Более лучший. Более худший. Лучший. Худший.
Согласно приказа.
Благодаря хорошей погоды. Согласно приказу, благодаря хорошей погоде.
Ехай. Поезжай.
Голова встала дыбом. Волосы встали дыбом. Голова идет кругом.
Протяженность ее ног Длина ее ног не соответствовала голливудским
не соответствовала стандартам.
голливудским стандартам.
Автор подчеркивает хлебосольность Автор подчеркивает гостеприимство
московского общества. московского общества.
В конце романа возлюбленные В конце романа влюбленные обретают
приобретают долгожданный покой. долгожданный покой.

Особое внимание на уроках культуры речи должно уделяться работе с художественными произведениями русских классиков. На занятиях необходимо анализировать стиль и язык текстов Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева. Студенты будут приобщаться к высокой культуре, усваивать языковые нормы, сравнивать язык классики и язык современной коммуникации.

Особую роль в подобной работе играют упражнения по устранению синтаксических ошибок в текстах СМИ. Необходимо научить студентов, используя определенные схемы строения предложений и словосочетаний у классиков, быстрее находить ошибки в газетных статьях и стремиться к исправлению ошибок не только в письменной, но и в устной речи.

Важнейшей целью языкового курса должно стать обучение основам экологии речи, что предполагает выработку духовного отношения к родному слову при помощи классической литературы, осознание опасности его повреждения, чувство ответственности за него.

Подростки больше, чем другие возрастные группы подвержены негативному воздействию разрушающихся языковых норм “благодаря” (повторюсь еще раз) Интернету, дешевой бульварной литературе и развлекательным программам. Для студентов и педагогов эта проблема встает с особой остротой.

Личность подростка - хрупкий сосуд, который не должен оставаться пустым. Он непременно должен быть чем-то наполнен. На нас с вами, уважаемые коллеги, ложится немалая доля ответственности за то, чем должен наполнится этот сосуд. Именно мы, педагоги, наставники, должны вложить в детей правильные ценности, дать верные ориентиры для вступления в большую жизнь. Знание родного языка - прочный фундамент для полноценного развития личности.