Урок русского языка в 5-м классе по теме "Синтаксис"

Разделы: Русский язык


Цель урока: повторить и систематизировать знания по синтаксису.

Задачи урока:

  1. Обучающая:. контроль знаний, умений и навыков по изученной теме: отличие словосочетания от предложения, синтаксический разбор, постановка знаков препинания;
  2. Воспитательная: осуществлять воспитание чувств коллективизма, ответственности.
  3. Развивающая: развивать умения анализировать, обобщать, классифицировать, выделять главное, составлять рассказ на грамматическую тему.

Методы обучения: опрос, беседа, работа в паре и группах.

Оборудование урока: компьютер, проектор, плакаты.

Основная часть урока

Что делают

Содержание этапов урока

Учитель Ученик
I. Организация класса.

Игра: “Найди пару”.

1. Предлагает по карточкам найти свою пару и объяснить, по какому принципу найдены пары.

(Лексика – слово; морфемика – состав слова; фонетика – звук; синтаксис – словосочетание и предложение; орфография – правильное написание слов.)

2. Объявляет тему урока.

Делит класс на две команды: Синие и Красные.

Читают:

1 (красный цвет)- Лексика.

1 (синий цвет)- Слово.

2 (красный цвет) -Морфемика.

2 (синий цвет)- Состав слова.

3 (красный цвет)-Фонетика.

3 (синий цвет)- Звук.

4 (красный цвет)-Синтаксис.

4 (синий цвет)- Словосочетание и предложение.

5 (красный цвет)-Орфография.

5 (синий цвет)- правильное написание слов.

Объясняют. Делают вывод о том, что нужно знать разделы науки о языке.

2. Определяют цель и задачи урока.

II. Работа по теме урока:

1. Словарный диктант.

1. Вызывает к доске двух учеников (по 1 от каждой команды), которые под диктовку в 2 столбика записывают слова:
Разд…ваться  

По…ней

Соед…нять

Пол…вать

Лё…кий

Прибл…жаться

Ш…л

в тиш…не

ос…нью

пр…вода

цв..ты

в…терок

к ост…новке

снег…пад.

- Над какими орфограммами мы работали?

-Можно ли их назвать словосочетаниями? Дайте определение словосочетания. Разберите их. Является ли последняя пара слов словосочетанием? Почему?

Записывают слова, объясняют орфограммы.

По одному ученику из каждой команды (по очереди) производят синтаксический разбор словосочетаний.

Самоконтроль (СК) стр 44 учебника о словосочетании.

(до урока сделаны закладки в учебнике).

Шёл снегопад – предложение.

2. Мозговой штурм. - Что такое предложение?

- Какие предложения бывают по цели высказывания? По интонации?

- По наличию грамматической основы.

- По наличию/ отсутствию второстепенных членов предложения.

- Чем может быть осложнено простое предложение?

- Какая связь в сложном предложении?

- На какие типы делятся сложные предложения по видам связи?

Дают устные ответы (по очереди).

Один ученик (сильный) готовит (дома) презентацию о предложении и представляет классу.(на компьютере, через проектор.)

3. Составь предложение. Решив ряд задач, составьте предложение:

1) из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок, взять определение, поставив его в именительном падеже, ж.р, ед.числе;

2) из предложения Ночью земля покрылась пушистым снегом, взять обстоятельство, употребив его как подлежащее;

3) добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван;

4) из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолёт взять обстоятельство.

- Запишите полученное предложение, разберите по членам, затем, добавив к нему вторую часть, составьте схемы предложений.

Тихая ночь опустилась над городом. (простое, двусост., распр., повест., невоскл.)

Тихая ночь опустилась над городом, и на небе появились первые звёздочки.

[ ], и [ ].

Когда тихая ночь опустилась над городом, на небе появились первые звёздочки.

(Когда…), [ ].

Тихая ночь опустилась над городом, на небе появились первые звёздочки.

[ ], [ ].

4. Графический (схематический) диктант. Читает предложения:

1) Лёгкий ветерок пробежал по саду и вскоре затих. 2) Кончился дождь, и

высохли капельки воды на листьях.

3) Когда часы пробили полночь, мы

зажгли на ёлке огоньки. 4) В тот же миг Снежная королева подхватила его, и они взвились и сели на чёрную тучу.

5) Утром я увидел, что выпал снег.

Чертят схемы.

1) [O и O]. 2) [ ], и [ ].

3) (Когда…), [ ].

4) [ ], и [O и O].

5) [ ], (что).

Делают вывод о том, какие бывают предложения по наличию грамматической основы, об отличии простых предложений от сложных, о видах связи в сложном предложении.

5. Работа в группах. Синим:

Составить схемы предложений:

А) Море утихло и только изредка глухо вздыхало.

Б) Когда пришла осень птицы собрались на юг.

В) Федя посмотрел на облака и сказал Гроза будет.

Красным:

Переделать предложения, чтобы они стали побудительными.

Школьники принимают активное участие в озеленении города.

Ребята старательно изучают грамматику.

Люди Земли борются за чистоту воздуха, воды.

Капитанам:

Составьте из двух простых предложений сложные (ссп и спп):

1. Взошло солнце. Ожил каждый кустик.

2. Ветер раздувал снежинки. Они плясали под его музыку.

Самоконтроль (СК) стр 111

Выполняют на готовых карточках.

Представитель каждой группы проверяет выполнение работы в своей группе и сверяет правильность выполнения задания на доске.

(работа записана на обратной стороне доски).

6. Работа с текстом. Прочитать сказку упр 250 стр 119-120 учебника. Озаглавить. Записать предложения с прямой речью:

Синие: расставить знаки препинания при прямой речи,

Красные: расставить знаки препинания при диалоге.

Предлагает составить рассказ на заданную тему.

Записывают предложения, расставляя знаки препинания при прямой речи и диалоге.

Монологический рассказ на тему: “Синтаксис – раздел науки о языке”

III. Рефлексия.

IV. Домашнее задание.

Подводит итоги урока.

Подготовиться к контрольной работе.

Высказывают своё мнение об уроке.